Программа «200 храмов» (строительство православных храмов в москве)

30 проектов храмовых комплексов на территории «старой» Москвы планируется разработать в этом году, сообщил депутат Государственной думы, куратор программы строительства православных церквей в столице («Программа-200») Владимир Ресин.

25 янв. 2021 г. 12:17

Градостроительная политика

Ранее планировалось создание 28 проектов, но с учетом пожеланий прихожан и готовности приходов к проектированию было решено увеличить эту цифру. Причем 10 из 30 проектов будут совершенно новые, работа над ними начнется в этом году.

«График работ по проектированию программных храмов на 2021 год обновлен. Надеюсь, что после массовой вакцинации от коронавируса работы ускорятся. Сейчас часть проектов находится в стадии эскизной разработки, часть уже проектируется в окончательном варианте. Есть все предпосылки выполнить задуманное, даже вопреки эпидемиологической обстановке. Задача приходов и их настоятелей – сбор средств на начало строительства. К концу января можно будет рассматривать график работ более предметно», – сказал Владимир Ресин.

Напомним, в 2020 году были завершены и прошли экспертизу 11 проектов храмовых комплексов.

Программа строительства православных храмов реализуется полностью на пожертвования. Для сбора средств создан благотворительный Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы», сопредседателями попечительского совета которого являются мэр столицы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ   #5
Программа-200

Программа-200

  • вопрос 1

    Что такое «Программа 200»?

  • вопрос 2

    Когда стартовала «Программа-200»?

  • вопрос 3

    Как подбирают площадку?

  • вопрос 4

    Кто финансирует «Программу-200»?

  • вопрос 5

    Как идет реализация «Программы-200»?

В районах Москвы не хватает православных церквей: иногда на 100-150 тысяч жителей насчитывается один-два прихода. Чтобы улучшить условия для прихожан, была создана «Программа-200». По ее итогам в столице построят 200 православных церквей, а с учетом присоединенных территорий их будет еще больше.

Работы идут во всех округах, кроме Центрального: в нем достаточно храмов.

Большинство церквей возводят в спальных районах столицы, часть из них – на месте храмов, разрушенных в советское время.

Назад

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в январе 2010 года учредили Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы». На его основе в 2011 году стартовала «Программа-200».

Сопредседателями фонда являются мэр Москвы Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Программу курирует советник мэра, советник по строительству Патриарха Московского и всея Руси, депутат Госдумы Федерального Собрания РФ Владимир Ресин.

Назад

Площадку определяют в Москомархитектуре, проводя всесторонние исследования. Один из главных принципов – одна церковь на 20 тысяч жителей в шаговой доступности, на расстоянии до 1 км.

Площадка в обязательном порядке выносится на публичные слушания. Строительство начинается, только если его одобрили местные жители.

Назад

Программа реализуется на пожертвования и добровольные взносы. Сбор средств ведет благотворительный Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы».

Правительство Москвы оказывает помощь в реализации «Программы-200», бесплатно выделяя земельные участки под строительство и решая вопросы прокладки инженерных коммуникаций.

Назад

На территории столицы с 2010 года ведется работа по проектированию и возведению 279 храмовых комплексов. За 10 лет построено 99 из них, общей вместимостью 47 тыс. человек. 

Пять храмов ввели в эксплуатацию в 2021 году, среди них: 

  • Храм в честь Сретения Господня в районе Выхино-Жулебино; 
  • Храм святого равноапостольного князя Владимира в районе Новогиреево; 
  • Храм святых равноапостольных Константина и Елены в районе Митино и др. 

Помимо этого, в стадии строительства находятся 39 программных храмов, два из которых – на территории Новой Москвы. 

Назад

Примечания

  1. Дмитрий Анохин. Программа строительства новых храмов в столице: итоги прошлого года и ближайшие планы(неопр.) .e-vestnik.ru (26 января 2016).
  2. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (24 декабря 2021 года) (неопр.) .Патриархия.ru (24 декабря 2020).
  3. Около 100 храмов может появиться в Москве в ближайшие десять лет (рус.). stroi.mos.ru (27 января 2020).
  4. 123 Программа «200 храмов»: 3 года в цифрах и фактах. Благовест-Инфо(неопр.) .Благовест-инфо (28 мая 2013).
  5. Храм нужен там, где есть люди (рус.). pravoslavie.ru (9 октября 2015).
  6. Программа строительства православных храмов в г. Москве
  7. Московская городская епархия
  8. Храм заложен около театрального центра на Дубровке в Москве (неопр.) .Взгляд.ру (29 апреля 2011).
  9. Патриарх освятит первый из двухсот быстровозводимых храмов Москвы (неопр.) .РИА Новости (23 сентября 2012).
  10. Для строительства модульных храмов РПЦ передали 29 земельных участков (неопр.) .РИА Новости (23 декабря 2011).
  11. Святейший Патриарх Кирилл: «Нападки на храмы послужили поводом к еще большему сплочению их общин» (неопр.) .Патриархия.ru (21 декабря 2018).
  12. Книгу о программе «200 храмов» издали при участи РПЦ (неопр.) .РИА Новости (25 мая 2020).

До проекта в Москве было соотношение 1 храм на 15 000 жителей

Земельные участки подбирает Москомархитектура и РПЦ. По каждому участку проходят публичные слушания. Если жители согласны, земля переходит в безвозмездное срочное пользование. На 2021 год статистика такова:

  • 170 одобрили;
  • 27 отменили.

Зачастую город выделяет участки на территории парков и лесов, чтобы сэкономить на благоустройстве прицерковной территории. Порой – на дворовых территориях и детских площадках. Это не нравится местным жителям и нецелесообразно. Такие дела отправляют на перерассмотрение.

До проекта в Москве было самое низкое соотношение храмов и жителей (1 к 15 000), чем где-либо в России. Однако проект задумали не чтобы улучшить статистику. «Программа-200» — это не просто храмы, а целые комплексы с воскресной школой, кружками детского творчества и молодежными клубами. Это социальное служение, духовная работа с населением.

Официальная карта «200 храмов». Значки храма обозначают храм, который построен или планируется. Карта интерактивная — когда щелкаете на значок появляется описание храма.

На художественную ценность проект тоже не претендует. Конструктивно храмы отличаются по вместимости (на 200, 250, 300 и 500 прихожан), а вариантов внешнего оформления в общей сложности всего 30.

Официальные модели храмов на 300 прихожан. Найдите отличия

Техзаказ выдавало Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов.

Три московские конторы делают внешний вид храмов не однообразным:

  • НИИ типологии и экспериментального проектирования;
  • НИИ гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна «Моспроект-3»;
  • Архитектурно-строительное бюро «Моспроект-2».

Строящиеся храмы Москвы имеют 30 комбинаций внешнего вида. Цвета – белый, красный, бежевый. Строящиеся храмы Москвы имеют 30 комбинаций внешнего вида. Цвета — белый, красный, бежевый.Храмы по индивидуальным проектам в рамках «Программы-200» проектировали «Мастерские Андрея Анисимова». Византийский стиль храмов на Некрасовке и в Очаково-Матвеевском выделяет их на фоне конвейерных собратьев.

Первая служба в храме иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке символично прошла в канун Рождества

Храм Иверской иконы Божией Матери построен по инициативе академии ФСБ и стоит перед ней

Первая служба в храме иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке символично прошла в канун Рождества.

Храм Иверской иконы Божией Матери построен по инициативе академии ФСБ и стоит перед ней.Возводят храмы различные строительные компании (1-3 храма на каждую компанию), иногда – частично на собственные средства (по собственному желанию).

«И ни крапа золота»: священники не против современных храмов, но русско-византийское уныние сильнее

— Кто финансирует строительство храмов и откуда на это берутся деньги?

— В столице при патриархии создан Фонд поддержки строительства храмов города Москвы, но из него оплачивается только разработка проекта. На строительство же настоятель часто вынужден искать деньги сам. И это большая боль. Век спонсоров проходит, приходится собирать деньги краудфандингом или сотрудничать с мелким бизнесом. Иногда формируются фонды или храм берет под опеку крупная корпорация, например, «Росатом» (как в случае Казанского храма в Дивееве).

Кроме того, все храмы, которые строятся по программе «200», — они здоровые, и у них есть два больших недостатка: здания совершенно не «гибкие», их сложно реконструировать в случае роста или сокращения прихода. А второе — они не энергоэффективны. Приход, вместо того чтобы развиваться и выстраивать собственную экономику, тратит огромные деньги на содержание храма. Нужно протопить гигантскую высоту и площадь. Из-за чего многие приходы находятся на грани выживания.

— А бывает такое, что приходит частное лицо и заказывает себе церковь, при этом не чуждаясь каких-то новых решений?

— Сейчас такие заказчики появляются. Чаще всего это люди из IT-структур. Они выросли крупными специалистами и где-нибудь на малой родине хотят построить небольшую церковь. И иногда выбирают современные проекты.

— А как священники относятся к вашим проектам: поддерживают, проклинают?

— Священники, кстати, стали более открыты. На мой взгляд, основное, что мешает заниматься современным строительством, это самоцензура на всех уровнях. Если священник хочет современный храм, он трижды подумает, как отреагирует начальство и нужно ли ему срывать сроки из-за долгих согласований. Епископ, когда одабривает проект, также подумает: повлияет это на его репутацию или нет. И так на всех ступенях.

Когда я подавал проект храма в Северном Тушине, финансово-хозяйственное управление РПЦ утвердило его почти сразу, даже сказали: «Отлично, нужно больше простых и экономичных решений». А в Мосархитектуре напряглись: «Пройдет ли, одобрят ли в РПЦ?»

На самом деле, в церковной среде с удовольствием обсуждают проекты. Иногда сами настоятели предлагают какие-то нестандартные вещи. Например, в деревне Ефимово Московской области священник очень хотел сделать часовню с раскрывающимся низом, что позволило бы летом проводить богослужения на улице, а часовню в таком случае превратить в алтарь.

Патриарх тоже, судя по всему, открыт к новым работам. Проекты храма в Северном Тушине и православной церкви в Рейкьявике были одобрены без проблем.

История

Впервые о программе заговорили после встречи Патриарха Кирилла с мэром Москвы Юрием Лужковым, которая состоялась 6 февраля 2009 года в московской мэрии, через 5 дней после патриаршей интронизации. По итогам встречи Юрий Лужков сказал: «Мы будем строить церкви в новых районах, чтобы не было таких мест, где храм Божий не находился на расстоянии шаговой доступности, чтобы в нашей Москве, как и раньше, было сорок сороков церквей». По словам Владимира Ресина, «Как ни парадоксально, в XXI веке наша столица по сравнению с другими регионами оказалась на последнем месте по числу храмов в соотношении с численностью православного населения. Если в региональных центрах один православный храм действует в районах на 10−15 тысяч человек, то в Москве есть районы, где на 100−150 тысяч жителей приходится всего один-два православных прихода. Связано это с тем, что в прошлом веке очень много церквей было взорвано, разрушено, поругано. Затем город стал развиваться, расширяться, активно застраиваться. Проектировали районы, строили многоэтажки, а о храмах никто не думал: большинство сохранившихся церквей осталось в историческом центре. <�…> Цифра „200“ появилась из расчёта 25−30 тысяч жителей на один приход в пешеходной доступности — около 1 км. Это минимальное число храмов, которые нужно возвести в столице, чтобы хоть как-то поправить бедственное положение с нехваткой церквей».

26 января 2010 года Финансово-хозяйственным управлением Московского Патриархата был создан Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы». Строительство храмов осуществляется исключительно на пожертвования благотворителей и корпоративных спонсоров, город выделяет только землю под застройку. При Юрии Лужкове распоряжение, регулирующее выделение участков под строительство храмов, было подготовлено, но так и не было подписано из-за его отставки. 20 октября 2010 года, за день до вступления в должность нового мэра Москвы Сергея Собянина, временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин подписал Распоряжение № 2367-РП «Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы», которое регулировало выделение участков под храмы.

29 апреля 2011 года Патриарх Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин заложили храм святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в память о жертвах теракта на Дубровке. В тот же день в Храме Христа Спасителя прошло первое заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов города Москвы. Эта дата стала официальным стартом программы «200». 23 сентября 2012 года в районе Братеево освящён первый храм, построенный в рамках данной программы

Изначально речь шла о строительстве храмов по типовым проектам трех проектных институтов. Проекты предусматривали строительство храмов вместимостью до 300 и 500 прихожан, а также отдельно стоящего дома причта. Но затем от типовых проектов отказались. В 2021 году произошёл окончательный переход от типового к индивидуальному проектированию, при котором каждый храм обретает свой неповторимый облик.

24 мая 2021 года вышла книга «Москва православная XXI века», посвященная десятилетию программы строительства православных храмов в столице. В книге представлены истории более 70 храмов, её авторами книги стали митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов), а также куратор программы, советник мэра Москвы и патриарха Московского и вся Руси по вопросам строительства, Владимир Ресин.

Программа «200 храмов»: как реализуется массовое строительство церквей в Москве

7 ноября 2021 г.

Не так давно мы выпустили материал про технологии и инновации в храмовой архитектуре, где можно было увидеть удивительные, уходящие далеко от канонов новые храмы и церкви. Сам факт появления многочисленных решений говорит о том, что эта область архитектуры развивается, причём весьма стремительно. Мы и сами можем это наблюдать: на горизонте столицы появляются всё новые и новые купола, а звук колоколов может не утихать иногда от перекрёстка к перекрёстку. Храмовое строительство – специфическая область архитектуры, и интересно посмотреть, как она реализуется в столичном регионе.

История строительства новых храмов в Москве началась ещё в 2009 году, практически сразу после интронизации патриарха Кирилла. В одной из встреч с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым глава РПЦ посетовал, что московские храмы часто находятся вне шаговой доступности прихожан, а в некоторых районах и вовсе отсутствуют. Говорилось, что Москве не хватает как минимум 200 новых храмов для нормального функционирования храмовой архитектуры. Лужков с владыкой согласился и пообещал исправить ситуацию. Как известно, мэр столицы вскоре сменился, но обещание осталось: так, благодаря решению московских властей выделить земельные участки под строительство православных храмов и возникла программа «200 храмов».

Если с технической стороны программа выполняется успешно и храмы в Москве строятся регулярно (за 5 лет её официального действия построено уже 30 храмов), то с точки зрения архитектуры не всё так однозначно. Попробуем разобраться с архитектурными тенденциями программы «200 храмов» на примере Церкви Александра Невского при МГИМО.

Хотя идея строительства храма родилась у студентов и преподавателей вуза ещё в 1999 году, её реализация стала возможной только благодаря программе «200 храмов». Строительство началось лишь в 2013 году по проекту современного архитектора Анисимова Андрея Альбертовича, заслуженного архитектора России, учредителя и главного архитектора ООО «Товарищества реставраторов», члена Академии Архитектурного Наследия, Председателя Гильдии храмоздателей. По проекту, однокупольный храм высотой в 36 метров рассчитан на 500 прихожан. Также в храмовый комплекс входят галерея, звонница и дом причта с трапезной. Архитектура церкви ориентирована на традиции северного псковского зодчества. Для максимального приближения к образцам древних храмов Руси главный купол облицован керамическими лемехами.

Однако всё чаще встаёт вопрос: нужно ли современным храмам непременно повторять образцы прошлых веков? Как оказалось, на эту тему дискутируют не только урбанисты, но и представители православной общественности, а предметом дискуссий как раз становятся проекты Анисимова. Проблему отсутствия современной храмовой архитектуры поднял ещё в 2012 году протоиерей и практикующий архитектор Андрей Юревич. «Чаще удачно, вкусно, как-то хорошо. Как угодно это называйте — цитаты, реплики, реминисценции, стилизация, эклектика, но это всё-таки панорама не вполне современной жизни», – прокомментировал работы Анисимова Юревич. И действительно, посмотрев другие проекты церквей на сайте программы «200 храмов», можно заметить, что все они повторяют архитектуру XV–XVII веков.

Храм на 200 человек в стиле русской архитектуры XVII века. Автор идеи и главный архитектор проекта: Пушина А.Б.

Собирательный образ старорусской архитектуры II: однокупольный храм с тремя алтарными апсидами на 300 человек

Соборный храм на 600 человек в стилистике больших соборов XVI-XVII вв.

Русская храмовая архитектура будто бы продолжает жить в прошлом, а нарушить эту традицию, чтобы создать храм XXI века, никто не решается. Вопрос встаёт тем острее, чем больше среди прихожан московских храмов становится молодых людей

Для поколения миллениум не так важно, повторяют ли купола образцы XVII века. Многие из них, практически цитируя Мартина Лютера, говорят, что Бог не в куполах и они рады были бы прийти в любое здание, выполняющее функции церкви

Для большинства прихожан основной проблемой остаётся непродуманное месторасположение храмов. Церкви вырастают либо на пустырях, либо в парковых зонах. В первом случае недовольны инфраструктурой прихожане, во втором – зелёные активисты, которые стараются оградить территории парков от застроек.

Как бы то ни было, программа «200 храмов» будет развиваться ещё очень долгое время, поскольку единственным источником её осуществления являются пожертвования. Остаётся надеться, что за это время архитекторы, урбанисты и православная общественность найдут оптимальное решение церковной архитектуры и, быть может, вместе придут к тому, каким должен быть храм в XXI веке.

Текст: Козловская Юлия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector