Российские монастыри: излагаем во всех подробностях

Самые отдаленные монастыри России

Соловецкий монастырь – один из самых древних и отдаленных обителей России, располагается на Соловецких островах в Архангельской области. Является ставропигиальным монастырем.

Здесь хранятся мощи первооснователей, Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятник Древнерусского зодчества.

В советскую эпоху в монастыре была тюрьма для политических заключенных и священнослужителей.

Суровый климат делает ограниченной поездку в монастырь осенью и зимой. Удобнее всего отправляться в летнее время по морю из города Кемь.

Храмы часто основывались вдалеке от мирской жизни, наедине с суровой природой. Соловецкий и Валаамский монастыри являются труднодоступными обителями для прихожан. Помимо них далеко от поселений находится Кожеозерский Богоявленский монастырь. Он находится в Архангельской области на озере Кожеозеро.

Монастырь основан в XVI веке, здесь был игуменом Никон, будущий, знаменитый патриарх всея Руси.

Обитель приглашает паломников, сестер в послушание и волонтеров.

Степени монашества

Послушник

Монашеский подвиг начинается с послушничества. Мирянин постигает особенности иноческой жизни, берет на себя «послушание» и своим терпением и упорством, силой веры и намерения стать монахом доказывает право перехода на следующую ступень.

Рясофор

Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует твердость своего намерения, он благословляет послушника стать рясофором.

Мантийный монах

Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. Начинается новая жизнь, где собственные интересы уступают место служению Богу и людям.

Схимник

Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского уклада. Монах, принявший схиму, снова получает другое имя, потому что отказывается от любой прежней жизни, живет уединенно в келье или в скиту. Схимники не участвуют в работах, общих для монастыря. Их день состоит из непрестанной молитвы. Нередко схимники брали на себя обеты молчания или затвора. Подражая древним пустынникам, они берут на себя великий духовный подвиг.

Монашеские обеты

В киновиях на первых порах, по‑видимому, давали клятву верности, единый обет вообще монашества, подразумевавший все три: преподобный Антоний уже учил о послушничестве, отречении от собственности и чистоте; несколько позже Василий Великий высказывает пожелание, чтобы мужи приносили ясный обет девства, а прежде само причисление к монахам молчаливо подразумевало безбрачие. Об ученике Иоанна Мосха Софронии (VI век) уже точно известно, когда, где и кем он пострижен. Однако чин пострига в его нынешнем виде явился много позже, когда монастыри сделались многолюдны и из пустыни перенесены в города и селения.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Статья: Серафимо-Дивеевский монастырь — четвёртый земной удел Богородицы

Вид на соборы Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Первые монастыри на Руси делились на собственные и несобственные

Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни. Основой монашества служат слова, сказанные Самим Господом Иисусом Христом: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19:21). Они положены в основу обета нестяжания.

«Крещение Руси». В.М. Васнецов. На Руси монашество появилось после её крещения святым равноапостольным князем Владимиром. Фото: opisanie-kartin.com

Монашество на Руси появилось во времена святого равноапостольного князя Владимира. При этом объединяться в религиозные общины монахи стали при его сыне Ярославе Владимировиче.

Так его современник Илларион в своём знаменитом «Слове о законе и благодати», написанном между 1037 и 1043 годом, утверждал, что уже во времена Владимира в Киеве «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася».

Монастыри в Древне Руси делились на «собственные» и «несобственные».

Отсюда и ведёт начало спор о том, какой монастырь в России самый первый. Дело в том, что те монахи, о которых рассказывают летописи, собственно в монастырях не жили и их собрания монастырем можно назвать только чисто символически.

Монахи совместно молились, но они не имели монашеского устава, главный в монастыре отсутствовал, не давались иноческие обеты и не было правильного пострижения.

Торжественник со «Словом о законе и благодати» митрополита Илариона. 1-я пол. XV века. В сочинении митрополита Иллариона говориться о том, что во времена святого Владимира на киевских горах появились пещерные монастыри. Фото: upload.wikimedia.org

Древний монастырь на Руси мог быть «собственным» и «несобственным». «Собственный монастырь» — это тот, который получил правильное и законное учреждение и «несобственный», возникший стихийно при храме. В последнем случае это были обычно приходские церкви, а сами поселения монахов при них носили название «монашеских слободок».

Краткий обзор Святых мест Православной России

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Монастырь расположен на Большом Соловецком острове в Белом море, а скиты и пустыни — на других островах архипелага. Именно географическое положение во многом сказалось на истории развития и судьбе обители. Монастырь являлся своего рода пограничной крепостью: он выдержал осаду ливонцев, шведов и англичан, а с конца 16 века использовался ещё и как место ссылки. После его закрытия в 1920 году здесь были лагерь и тюрьма особого назначения.

Пролетая над Коломной

Святыни монастыря: мощи основателей Соловецких — Зосимы, Савватия и Германа (надвратная церковь Благовещения), частицы мощей многих чтимых святых, мощи преподобного Елеазара Анзерского (Свято-Троицкий Анзерский скит) и преподобного Иова Анзерского (Голгофо-Распятский скит).
Праздники обители: Преображение Господне — 19 августа, преподобных Зосимы, Савватия и Германа — 21 августа, Собор Соловецких святых — 22 августа, Собор новомучеников и исповедников Соловецких — 23 августа.

Москва

Монастыри: Свято-Данилов — часть мощей благоверного князя Даниила Московского, Донской — мощи патриарха Тихона, Зачатьевский — икона Божией Матери «Милостивая», Новоспасский — икона Божией Матери «Всецарица», Свято-Покровский — мощи блаженной матроны Московской, Новодевичий — чтимые иконы Божией Матери Смоленская и Тихвинская.

Святыни: мощи праведного Алексия Московского (Мечёва) в храме Святителя Николая на Маросейке, поклонный «Кийский крест» с частицами мощей более 300 святых в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Московская область

Монастыри: Троице-Сергиева лавра, Высоцкий Богородицкий в Серпухове — чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Саввин-Сторожевский в Звенигороде — с мощами преподобного Саввы Сторожевского, Иосифо-Волоцкий, Воскресенский в Новом Иерусалиме — с частью мощей мученицы Татианы.

Города: Дмитров, Коломна, Серпухов, Можайск.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Санкт-Петербург

Монастыри: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мощи благоверного князя Александра Невского, Свято-Иоанновский — мощи праведного Иоанна Кронштадтского.

Святыни: мощи блаженной Ксении Петербургской в часовне Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» в храме в честь этой иконы на Зеленецком подворье, чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская в академическом храме Санкт-Петербургской духовной академии.

Другие регионы России

Алтайский край: Богородице-Казанский (Коробейниковский) монастырь — чудотворная икона Божией Матери.

Калужская область: Оптина пустынь, Свято-Пафнутиев Боровский монастырь, Свято-Тихонова Успенская пустынь.

Костромская область: Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь.

Липецкая область: Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.

Нижегородская область: Серафимо-Дивеевский монастырь.

Благодарим за помощь в подготовке материала Юрия Ахметовича Минулина (Паломническая служба «Радонеж»)

Популярные направления паломнических туров

Все статьи о паломнических турах на «Тонкостях»

  • Европа: Греция (Афон), Италия
  • Россия: Дивеево, окрестности Санкт-Петербурга
  • Израиль: Иерусалим
  • Иордания
  • Ближний Восток (Сирия и Ливан)
  • Турция (по святым местам Византии)

Тонкости паломнических туров

  • История православного паломничества
  • География паломнических туров
  • Паломничество и религиозный туризм — сходства и отличия
  • FAQ о паломнических турах

Фрушка-Гора

  • Как добраться: из Белграда на автобусе до Нови-Сада (около 1,5 часов, ≈ 500 динар / 3 € ), далее на местном автобусе до городка Сремски-Карловцы. В Сремски-Карловцах нужно будет взять такси.
  • На сколько ехать: чтобы побывать во всех монастырях, лучше приехать на два-три дня.
  • Монастыри: Крушедол, Большая и Малая Ремета, Старое и Новое Хопово, Гргетег, Язак, Врдник, Шишатовац, Петковица, Бешеново, Кувеждин, Привина-Глава, Джипша, Беочин и Раковац.
  • Обязательно увидеть: иконы русских живописцев в Большой Ремете, частицу мощей царя Лазаря в Малой Раванице, чудодейственный целебный источник в монастыре Шишатовац.

Недалеко от Нови-Сада (и примерно в полуторах часах езды от Белграда) находится национальный парк Фрушка-Гора. Это идеальное место для отдыха в тишине и на природе, здесь же расположен один из крупных сербских бальнеологических курортов — Врдник.

В первую очередь, Фрушка-Гора известна как «сербский Афон» или «сербская Святая гора», потому что здесь находятся 16 старинных православных монастырей (Крушедол, Большая и Малая Ремета, Старое и Новое Хопово, Гргетег, Язак, Врдник, Шишатовац, Петковица, Бешеново, Кувеждин, Привина-Глава, Джипша, Беочин и Раковац). Раньше их было 30, но история, в том числе многочисленные войны, внесли свои коррективы. Каждый из монастырей интересен по-своему, во многих есть русский след. 

Фото: Mirko Kuzmanovic / Shutterstock

Например, монастырь Крушедол XVII века помогал строить русский великий князь Василий Иоаннович (отец Ивана Грозного), а расписывал его украинский живописец Йов Василевич. В соседнем с монастырем селе Крушедол сохранилась Сретенская церковь, построенная на средства Ивана Грозного. 

В церкви монастыря Большая Ремета хранятся иконы русских живописцев XVII века. В монастыре Новое Хопово в 20-х годах прошлого века служила русская игуменья — Евгения Борисовна Ефимовская. Она вошла в историю сербского православия благодаря тому, что восстановила женское монашество в Сербии, которого не было во времена османского ига.

Фото: Татьяна Попова / Shutterstock

Интересна и увлекательна история монастыря Врдник. Ещё его называют «Малая Раваница» (про большой монастырь Раваница мы расскажем ниже). В монастыре Раваница в центральной Сербии хранились мощи царя Лазаря, последнего правителя независимой Сербии, который погиб в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. В конце XVII века сербы массово переселялись в Венгрию, спасаясь от османов. Уходя из монастыря, монахи забрали и мощи Лазаря. Сначала они хранились в венгерском городке Сентендре, а затем их перевезли в заброшенный монастырь Врдник на Фрушка-Горе.

С появлением в Врднике мощей монастырь возродился, сюда потянулись паломники, а народная молва придумала поговорку: где князь, там и Раваница. Так и появилось второе название «Малая Раваница». Чудотворная частица мощей Лазаря до сих пор хранится в алтаре монастырской церкви.

Фото: Vladimir Mijailovic / Shutterstock

В монастыре Шишатовац есть чудодейственный целебный источник. В начале XX века водой из этого источника излечился от тяжелой болезни знаменитый сербский ученый Никола Тесла. В ризнице монастыря хранятся книги и реликвии из других сербских церквей и монастырей, а также из России и с Афона. В монастырь Петковица стоит заехать ради старинных фресок XVI века. А в Кувеждине в своё время скрывались русские монахини, покинувшие Россию после революции 1917-го года. 

Наш совет: ехать на Фрушка-Гору лучше всего на несколько дней — совместить посещение монастырей с отдыхом и спа-процедурами на курорте Врдник. Обязательно нужно побывать на одной из фрушка-горских виноделен. Кстати, виноделие здесь развивалось, как и в других сербских регионах, именно благодаря монастырям: монахи выращивали виноград и делали вино для церковных таинств.

Распространение в Европе

Монастыри Средневековья в Европе быстро стали богатыми сооружениями и выглядели как крепости (это можно увидеть на рисунках и в описаниях). Этому способствовали пожертвования местных жителей, королей и рыцарей (многие даже завещали свои земли монастырям, чтобы последние поминали их в молитвах), освобождение от налогов и неоплачиваемая рабочая сила (монахи сами трудились на полях и в мастерских, не получая платы).

При этом монастыри также были творческими центрами просвещения и науки. Светское образование Древних Греции и Рима было запрещено, поскольку основывалось на еретических мыслях и учениях. Школы при монастырях были единственными. Образование они давали в соответствии с религиозными запросами. Например, астрономия нужна была не для изучения планет и звезд, а для вычисления дат церковных праздников, грамматика нужна была для чтения Библии и ее переписывания.

Учеба проводилась на латыни круглый год, дисциплина была крайне строгой, а за провинности наказывали физически. И все же стоит отметить, что в те времена монастыри были местом сосредоточения науки и искусства: в них жили и работали художники, скульпторы, музыканты, мыслители, литераторы, даже алхимики (например, францисканец Роджер Бэкон). Впоследствии многие аббатства превратились в университеты.

https://youtube.com/watch?v=Ao7C-LICwn8

Кирилло-Белозерский монастырь

Находится в городе Козельске Вологодской области и признан самым большим монастырем Европы.

Обитель, названная в честь своего основателя Кирилла, возникла в конце XIV века среди непроходимых лесов на берегу Сиверского озера в череде других монастырей и пустынь (среди них соседние монастыри Ферапонтов, Сергиевский и Горицкий, Нило-Сорская пустынь), обустраиваемых на присоединенных землях. Вокруг монашеских скитов возникали поселения, превращавшиеся со временем в города.

Испытаний, выпавших на долю монашеской братии за семь столетий, выпало немало: набеги соседних стран, пытавшихся захватить и разрушить островки православия.

Не был обнесен монастырь царской милостью и финансовой поддержкой: Петр I, Иван Грозный, Александр I, посещавшие «Северную лавру», выделяли немалые деньги на ее обустройство, что позволило возвести прекрасные храмы, многие из которых поражают красотой и в наши дни.

Монастырь впечатляет размерами территории и мощностью стен: 11-метровой высотой и 7-метровой толщиной. Главный храм – Успенский собор, сооруженный из камня на месте сгоревшего деревянного и положивший начало каменным постройкам обители.

С 1924 года на территории монастыря действует музей-заповедник, собравший бесценные экспонаты о истории монастыря и Вологодского края.

Как просить исцеления

Если вы приезжаете к какой-то иконе или к мощам, то желательно перед этим выучить молитву-обращение именно к тому святому, от которого ждете помощи и исцеления. Причем в текст, так или иначе, рекомендуется вплести тот недуг, от которого вы мечтаете избавиться.

Кроме того, в некоторые святые места принято возвращаться после окончательного излечивания и благодарить святого, и даже привозить серебряные вещицы с изображением того органа, который был исцелен. А, например, у каких-то целебных источников после купания привязывают ленточки или оставляют небольшие подарки-подношения типа конфет. Естественно, все это делается не в качестве привычного для этого храма или водоема ритуала, а от чистого сердца.

Но и это не самое главное. Если вы не верите в силу того или иного святого места, то вы вряд ли обретете исцеление. Милость Небес практически беспредельна, однако она снисходит только на тех, кто обладает безграничной духовной верой в нее и в собственное выздоровление.

Именно поэтому мы в самом начале статьи и говорили о том, что посещение святых мест, возможно, запускает какие-то психологические процессы в организме, которые помогают ему себя восстанавливать. Впрочем, давайте не будем пытаться разобраться в чудесах исцеления с научной точки зрения. Как известно, любой скепсис убивает саму возможность ими воспользоваться. И, тем не менее, они по-прежнему случаются.

Надежда ПОПОВА

Какая религия подходит вам? НАЧАТЬ ТЕСТ

Борисоглебский мужской монастырь

Основан преподобным Ефремом около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имен князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Борисоглебский мужской монастырь. (wikimedia.org)

Трижды монастырь горел в междоусобных войнах. В 1237 году подвергся нападению ордынцев. От Литвы и поляков обитель страдала дважды: в 1258-м, когда литовцы захватили Торжок, разорили монастырь и разогнали братию, и в 1609-м, когда поляки сожгли деревянную церковь Введения Пресвятой Богородицы.

Расцвет обители приходится на вторую половину 18 века: на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Ее строительство вел архитектор Яков Ананьин.

Борисоглебский мужской монастырь. (wikimedia.org)

В 1925 году монастырь был распущен. На его территории сначала находилась тюрьма строгого режима, затем лечебно-трудовой профилакторий и позднее Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и церковью.

Монашество в миру в советский период и современное

Говоря о монашестве в миру, следует понимать разницу между монахами, которые по  каким-то   причинам   живут вне монастырских стен, и между мирянами, которые, не принося никаких монашеских обетов,  тем  не менее,  живя  в миру, придерживаются монастырского устава.

Монахи действительно иногда живут вне монастырей. Особенно распространилась такая практика в годы   советской власти. Когда монашеские обители были разгромлены, многим монахам приходилось спасаться   бегством и исповедовать свою веру тайно. Внешне они мало чем отличались от других людей,   однако  втайне  соблюдали  все  монашеские  обеты,  исполняли  молитвенные  правила  и по  возможности  не  пропускали    церковных  служб.

Распространилась в период безбожной власти и практика тайного пострига. Жизнь этих людей зачастую  становилась настоящим подвижничеством. Иногда лишь после смерти человека, готовя покойного к  погребению, его близкие узнавали, что он нес монашеский подвиг в миру.

В наши дни монахи иногда живут в миру, выполняя, например, какое-нибудь послушание. Не редкость   монахи среди приходских священников, особенно в небольших городках и селах.

Бывает и так, что мирянин, не принося никаких обетов, все же стремится жить по монастырскому уставу.   Например, святой праведный ПавелТаганрогский,  живший в начале XIX века, отказался от обеспеченной   жизни  помещика,  странствовал по монастырям России, а затем поселился в Таганроге, превратив свой   скромный  дом  в настоящую келию, и собрав вокруг себя таких же радетелей, стремившихся к праведной и   чистой  жизни. Были среди его последователей и люди семейные, однако они ревностно придерживались    монастырского устава и правил. И это не единственный пример такого рода монашеского жития в миру.

Монастыри: какими бывают, как устроена в них жизнь

Современные православные монастыри делятся на:

  • ставропигиальные;
  • епархиальные;
  • приписные.

Ставропигиальные монастыри находятся в подчинении у Патриарха Московского и всея Руси.

Епархиальные пребывают в подчинении епархиального архиерея.

Приписными называют «дочерние» обители, которые возникают при больших процветающих монастырях. Такие монастыри находятся под управлением игумена «головного» монастыря.

При монастырях существуют скиты и подворья.

Скиты, будучи подразделением монастыря, расположены отдельно от него, в уединенной местности. Там живут схимники и монахи, получившие благословение на уединенное житье. Несмотря на то, что располагаются скиты в стороне от общежительной части, и доступ туда паломников обыкновенно бывает жестко регламентирован, скиты, тем не менее, подчиняются монастырскому начальству.

Подворья – отделения монастыря, располагающиеся за его стенами, иногда, в другом городе или в другом регионе. Их создают для того, чтобы удобнее было заниматься какими-либо хозяйственными вопросами, в целях миссионерской деятельности или для представительства. Руководимы подворья так же своим монастырским начальством.

Монастырем руководит игумен (игуменья).

Интересный факт

В наши дни понятия «игумен» и «настоятель» стали означать одно и то же, в то время, как до 2011 года сан игумена давался за заслуги перед Православной церковью.

Игумена избирают, как правило, из числа насельников монастыря, и он пользуется в его стенах непререкаемым авторитетом. Атрибутом игумена (игуменьи) является посох.

Монахи, как правило, живут в отдельных келиях, или в келиях на двух человек. Весь их суточный распорядок подчинен Богослужебному циклу.

В каждом монастыре Богослужения происходят в соответствии с собственным уставом, но общий порядок примерно таков: ранний подъем (иногда в 3.30 ночи), утреня, литургия. После литургии – трапеза, после которой начинаются послушания. Далее предусмотрен некоторый отдых до вечерней службы, затем трапеза и вновь служба в храме, на сей раз – повечерие. У каждого монаха, кроме того, имеется собственное келейное правило, который он неукоснительно соблюдает перед тем, как отойти ко сну.

Трапезничают в православных монастырях дважды в сутки. Мяса монахи не едят. В те дни, когда нет поста, на столе у братии бывают рыба, молочные продукты, разнообразная выпечка. Для праздников предусмотрено особое, праздничное меню.

Исстари монахи питались тем, что производили сами, поэтому у монастырей бывают иногда довольно обширные земельные угодья, на которых выращивают хлеб, овощи, фрукты, часто монахи держат коров, заводят пасеки и рыбные пруды.

Несмотря на то, что монах, давая обеты, отрезает себя от мира, тем не менее, монастыри должны служить людям. При них часто бывают приюты, лечебницы. Создаются так же гостиницы для паломников, общежития для трудников. Каждый мирянин, приходя в монастырь с паломническими целями или по иной нужде, может рассчитывать на радушный прием и на место за столом в общей трапезной.

Монашество и монастыри на Руси

Вопрос о том, были ли монахи в древнерусском государстве, сегодня во многом является умозрительным.Надежных свидетельств появления организованного монашеского движения до крещения Руси князем Владимиром нет. Как единичные, нерегулярные миссии, прибытие монахов в языческую среду восточнославянских, древнерусских в конечном итоге племен вполне возможны. Из Византии, – оплота православия, восточной ортодоксии, – действительно могли пробиваться отдельные подвижники, отшельники-анахореты, в пределах языческих совершавших свой подвиг.

club.foto.ru

Как организованное явление, монашество могло развиваться на Руси уже после ее крещения.
Документальных свидетельств в пользу появления монахов вскоре после принятия Владимиром христианства не много, но они имеются. Обычно при этом вспоминается удержанное традицией сообщение, что вместе с официальным принятием христианства на Русь из Византии хлынула огромная масса монахов.

Отсюда и начинается организованное монашеское движение на Руси. Еще до Ярослава Мудрого упоминается монастырь при Десятинной церкви в Киеве, подлизу Вышгороде – основанный греками Спасский монастырь. О монастыре Софийском в Киеве упоминает Титмар Мерзебургский в связи с пожаром 1087 г. Говорится в источниках и о других «безымянных» монастырях в первые голы и десятилетия после крещения Руси Владимиром. Они могли быть, по мнению многих исследователей, не столько монастырями в позднейшем их понимании, сколько небольшими монашескими общинами при церквях – кельями, которые ищущие уединения нанимали себе или же получали от церкви. Такой тип монашествования получит впоследствии название «келиотства». Широко распространенное в Византии (особенно много таких келий нанималось на Святой Горе, на Афоне;, оно и было, очевидно, первой, еще не вполне организованной, формой монашеской жизни в Древней Руси.

В пользу такого суждения обычно приводят рассказ Нестора-Летописца об Антонии. В начале XI в., еще в княжение Владимира, будущий основатель Печерской обители обошел все монастыри Киева и не смог отыскать ни одного, ибо этого, говорит Летописец, не хотел Бог. По-настоящему, по типу «киновии» (от греческого киновиос – совместная жизнь, «общежитие») – монастыря с общежитийным уставом, – монашество и монастыри организуются при княжении Ярослава Мудрого.

Особую роль в утверждении монастырского общежития на Руси при Ярославе сыграл вернувшийся снова из Афона Антоний. Родом из Любеча, он совершил паломничество по Святым местам и несколько лет провел в монашестве на Афоне. По внушению Бога и советом своего наставника Антоний возвращается в землю русскую чтобы и в ней было монашество.

Это второе возвращение Антония оказалось и окончательным для него самого, и веховым для утверждения христианства на Руси. Сблизившись с Илларионам, пресвитером княжеской церкви на Берестовой горе (Печерск в Киеве), он поселяется в оставленной Илларионом небольшой пещере на Днепровых кручах (ныне на том месте находятся Дальние, или же Феодосиевы пещеры).

Вскоре слава о праведном Антонии распространилась по всей округе. За благословением или в поисках исцеления от недугов к нему приходили люди. Некоторые из них оставались подолгу возле его пещеры, а двенадцать из них, склонные к аскезе и послушанию, и себе копали пещеры, наследуя тем самым образ жизни Антония.

Внимание

В числе первых учеников были Никон и Федосий, которым также суждено было сыграть большую роль в утверждении монашества и христианства на Руси.

Под деятельным руководством Антония, в днепровских кручах была выкопана большая пещера, в которой устроили храм, трапезную и кельи. Монашеское сообщество, образованное как киновия, получило свой общежитийский устав по образцу монастырей Святой Горы.Так было положено начало Киево-Печерской Лавре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector