18 декабря. память святителя гурия, архиепископа казанского
Содержание:
- Как справиться с физической усталостью на богослужении?
- Житие святого Гурия Казанского
- Слово Святейшего Патриарха Кирилла
- Болезнь и молитва в житии святителя Гурия Казанского
- Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского
- Литература
- Паисий Святогорец о милующем сердце
- Труды
- Святитель Гурий, архиепископ Казанский
- Гурий, святитель, архиепископ Казанский. История его Святых Мощей
- Как справиться с физической усталостью на богослужении?
- Священное Писание
- Мученики Инна, Пинна и Римма
- Святитель Гурий, архиепископ Казанский
- Преподобный Савва Освященный
- Молитвословия
- Святые мощи святителя Гурия
- «Бе стязаяся с неверными…»
- Преподобный Савва Освященный
- Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Как справиться с физической усталостью на богослужении?
Богослужение — это не приятный концерт, это молитвенный труд. После грехопадения всё доброе дается человеку с трудом, и богослужение не является исключением из этого общего правила.
Когда говорят, что современному здоровому человеку не простоять 2-х часов, это раньше, в Византии, люди были физически крепкие, то можно расставить акценты по-иному
Если мы настолько ослабли, то имеет смысл обратить внимание на свою физическую форму, а не оправдывать ей безбожие
Тяжело и здоровому человеку стоять на службе, если он многого не понимает. Распечатайте или приобретите книгу с текстом и объяснением богослужения и вы убедитесь насколько легче стало молиться.
Есть ещё духовные причины тяжести на службе: неисповеданные грехи, неупорядоченная духовная жизнь.
Попробуйте найти храм ближе к дому. Не сложно иногда ездить в далёкий от дома храм, но регулярно делать это может быть трудно.
Больному или пожилому человеку может быть сложно стоять чисто физически. Для таких людей в храмах устанавливают скамьи или стасидии. Если скамей нет, то попросите служителей принести стул. В крайнем случае принесите свой складной табурет. Хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
Житие святого Гурия Казанского
В начале 16 века в семье бедного дворянина Григория Руготина родился сын Гриша. Родители будущего архиепископа Казанского жили в селе Радонеж недалеко от Москвы. Сын Григорий рано выучился грамоте, а когда подрос, поступил на службу к богатому князю Ивану Пенькову. Через несколько лет младший Руготин получил должность управляющего имением.
Князь доверял Григорию и любил его, как родного. Многие слуги завидовали Руготину. Они и оклеветали Григория, сказали князю, будто юноша состоит в романтической связи с княгиней. Иван Пеньков страшно рассердился на молодого управляющего и даже не захотел выслушать его оправдания. Князь приказал выкопать в земле яму, устроить там земляной сруб и посадить в эту тюрьму Григория.
В темнице юноша провел два года. Григорий молился Богу, просил вразумить своих врагов. Вскоре дверь тюрьмы распахнулась, юноша вышел на свободу.
Выйдя из темницы, Григорий направился в Иосифо-Волоколамский монастырь. Игумен обители принял нового послушника. Григорий постригся в иноки, взяв себе имя Гурий, и стал верой и правдой служить Господу. Новый монах придерживался аскетических порядков, строго соблюдал пост и отличался исполнительностью и кротостью. Прошло несколько лет, и Гурия назначили игуменом Иосифо-Волоколамской обители. Вскоре его перевели в Селижаров монастырь.
В феврале 1555 года московское собрание архиереев назначило Гурия архиепископом Казанским. В те времена Казань была заселена язычниками. Однако новый архиепископ сумел обратить многих жителей того края в христиан. Возглавив Казанскую епархию, Гурий занялся миссионерской деятельностью. Архиепископ читал проповеди, словами Святого Евангелия убеждал людей жить согласно заповедям Божьим. Около 8 лет Гурий управлял Казанской епархией. Благодаря ему было основано 4 монастыря, возведен Благовещенский кафедральный собор, построено 10 городских церквей.
В последние годы жизни архиепископ Казанский тяжело болел, но старался не пропускать церковные богослужения. С 1561 года Гурия на руках приносили в храм на литургию по большим праздникам. В начале декабря 1563 архиепископ принял великую схиму, а через три дня скончался. Дата смерти преподобного святителя — 5 декабря 1563 года. Похоронили старца в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Одним из очень распространенных пороков является осуждение ближнего. Иногда, встречаясь со знакомыми и друзьями, мы, просто для того чтобы заполнить время, осуждаем других. Святой Григорий Богослов замечательно сказал по этому поводу: «Если кто, желая позабавиться, выставляет напоказ осуждение ближнего, то воображай, что предметом смеха становишься ты сам, и тогда слова его более всего огорчат тебя»
Это мудрое наставления святого Григория мы должны иметь в памяти тогда, когда кто-то в шутку или всерьез, желая рассмешить нас, или занять наше внимание, или просто от безделья, начинает осуждать другого человека. Помни, что в этот момент ты сам становишься предметом для смеха, потому что тот же человек, который с легкостью говорит о другом плохо, желая тебе понравиться или, как сказал святитель, просто позабавиться, в другой обстановке непременно скажет то же самое про тебя
Болезнь и молитва в житии святителя Гурия Казанского
Святитель Гурий, великий Казанский миссионер (1563), дал образ христианского отношения к болезни. Последние три года жизни он не мог ходить, поэтому его приносили на литургию и он сидел или лежал в храме, так как не мог стоять. По слову его жизнеописателя, священномученика Патриарха Гермогена (1612), «болезнь тела не могла одолеть любомудрия души: ревность по Богу дарует лёгкие крылья и облегчает немощи телесны — так и у преподобного душа была воеводой тела. Даже лёжа больным, он непрестанно воссылал Богу пение и удручал тело воздержанием. Хотя и говорится, что от больного Бог не требует ни поста, ни трудов, а только терпения и благодарения, но святой одно с другим соединил: много трудился, будучи больным, и этим прилепился Богу». Больной святитель многих местных привёл ко Христу беседами.
Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского
Первый епископ вновь созданной Казанской епархии — святитель Гурий. За восемь лет его деятельности были построены четыре монастыря, Благовещенский кафедральный собор и свыше десяти церквей. Ревностно заботился святитель и о становлении образовательных учреждений. После его смерти христиане начали обращаться к нему в своих молитвах как к ходатаю Казанского края. В 1595 году, через 32 года после кончины архипастыря, состоялось обретение его святых мощей. А еще через 35 лет они были торжественно перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор Казани. Ныне, как и в старину, к мощам первого архипастыря Казанской земли, пребывающим в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, продолжают приезжать многочисленные паломники из многих уголков христианского мира.
Литература
- «ЦВ» 1892, № 44, с. 436.
- — » — 1904, № 18-19, с. 177.
- «Приб. к «ЦВ» 1896, № 35, с. 1274.
- — » — 1900, № 52, с. 2181.
- — » — 1904, № 18-19, с. 690-691.
- — » — 1907, № 2, с. 69-71.
- «Русс. Палом.» 1904, № 21, с. 363.
- «Прав. Собес.» 1897, март, с. 184.
- — » — 1897, октябрь, с. 353-355.
- — » — 1898, май, с. 513.
- — » — 1899, январь, с. 7.
- — » — 1899, апрель, с. 11-12.
- — » — 1904, декабрь, с. 1157.
- — » — 1905, июль-август, с. 10, 12.
- — » — 1908, январь, с. 8, 9 (отчет).
- «Церк. Вестн.» 1891, № 24, с. 381.
- «Мисс. Обозр.» 1901, № 4, с. 588 (с фоторгр.).
- «Самар. ЕВ» 1892, № 22, 23.
- Терновский С. А. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования: 1870-1892. Каз., 1892. С. 469-470
- Прощание с паствой преосв. Гурия, еп. Камчатского, пред отъездом в С.-Петербург для присутствия в Свят. Синоде. Иркутск, 1892
- «Самар. ЕВ» 1893, № 1, 2, 4, 19, 21, 23, 24.
- — » — 1895, № 2, 5, 12, 20, 24.
- — » — 1897, № 1, 4, 5, 13, 18, 20, 21, 23, 24.
- — » — 1898, № 11, 16, 17, 18, 20, 23.
- — » — 1900, № 2, 5, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23.
- — » — 1901, № 2, 20, 22, 23.
- — » — 1903, № 4, 5.
- — » — 1908, № 13, с. 547.
- «Симб. ЕВ» 1905, № 1, 5, 9, 12, 13.
- «Изв. Каз. Еп.» 1885, № 12.
- — » — 1887, № 18, 22.
- — » — 1903, № 16.
- — » — 1908, № 6 (некролог).
- «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г., с. 70; 1903 г., с. 94; 1905 г., с. 88; 1906 г., с. 86; 1907 г., с. 98.
- Ильминский Н. И. Письма к обер-прокурору Свят. Синода К. П. Победоносцеву. Каз., 1895
- // Колокол. 1907. № 285;
- // Изв. по Казанской епархии. 1907. № 6. С. 175
- «Списки архиерев Иерархии Всерос.» СПб, 1896, № 491, с. 72-74.
- Денисов, с. 739.
- Булгаков, с. 1395, 1411, 1412.
- БЭЛ т. VIII, стб. 233.
- БЭС т. II, стб. 1993, 2055.
- Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 69-80.
Паисий Святогорец о милующем сердце
Авва Исаак говорит: «Сердце милующее — это возгорание сердца у человека о всем творении». Да, так и есть, «возгорание сердца» — и о животных, и даже о демонах. Духовный человек отдает свою любовь прежде Богу, затем людям, а остаток своей любви он отдает животным и всему творению. Эта божественная любовь извещает животных. Они распознают человека, который их любит и сострадает им, и без боязни приближаются к нему. Даже дикие животные могут отличить человека, который их любит, от охотника, который охотится на них. От охотника они прячутся, а к человеку, который их любит, приближаются. Раньше я думал, что это не относится к змеям, потому что змея — единственное животное, которое люди не любят. Однако позднее я убедился, что и змеи чувствуют любовь человека и могут стать его друзьями. Если человек поставит себя на место змеи и станет ей сострадать, змея сразу это понимает и приближается к человеку как друг. Она словно говорит: «Слава Богу, вот и я наконец-то нашла друга!»
Труды
- Дополнительные лекции по догматическому богословию. Иркутск, 1874
- Осн. богословие. Иркутск, 1876
- Первое мое знакомство с деятельностью Иркутской духовной миссии: (Дорожные заметки нового начальника Иркутской отд. миссии) // Иркутские ЕВ. 1880. № 47-50 (отд. отт.: Иркутск, 1880)
- Правосл. ответ сектанту, мнящемуся быти мудрым о Христе. Благовещенск, 1891
- Слово, произнесенное в Самарском кафедральном соборе 22 ноября 1892 года.
- «Самар. ЕВ» 1892, № 23, с. 1070.
- Слово в день перенесения мощей св. Гурия Казанского.
- Высокое достоинство, спасительность и значение церк. Православия для истинно-человеческой жизни, в противоположность сектантству // Самарские ЕВ. 1894. № 4-5 (отд. отт.: Самара, 1894)
- «Самар. ЕВ» 1895, № 14, с. 563-567.
- «На память моим воспитанницам».
- «Самар. ЕВ» 1897, № 22, с. 949.
- «Руководственные указания миссионерам».
- «Прав. Благов.» 1899, № 17.
- Архипастырское вразумление хлыстовских лжеучителей // Самарские ЕВ. 1899. № 2. С. 1-4;
- Руководственные указания миссионерам // Правосл. благовестник. 1899. № 17
Святитель Гурий, архиепископ Казанский
Первый архипастырь Казани, миссионер, просветитель Казанского ханства — архиепископ Гурий. За восемь лет служения ему удалось немало сделать в деле утверждения христианства на этих землях. Ведь только за три года до назначения святителя на кафедру Казанское ханство вошло в состав Российского государства. Для обучения местных детей не только из христианских семей, но и языческих, владыка Гурий создал два училищных монастыря. При участии владыки в Казани был построен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом же соборе в 1595 году нашли упокоение святые останки владыки Гурия.
Гурий, святитель, архиепископ Казанский. История его Святых Мощей
Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа.
Сам святитель Ермоген так описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае». Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия.
В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: «Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие».
Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный собор города Казани совершено в 1630 году. Мощи были положены у северной стены в устроенной казанским дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым серебряную раку, на которую князь Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением святителя Гурия в рост. Над ней был сооружен резной золоченый балдахин на средства казанского ямского охотника Тимофея Шаланина. В середине XIX века казанский купец Петр Свешников устроил новую раку, на что пожертвовал 5000 рублей.
В 1918 году, овладев городом, большевики закрепились в Казанском кремле, объявив его военным городком, вход для горожан был закрыт, все организации выселены, все 7 кремлевских церквей — закрыты.
Верующим позволили вынести из собора только раку с мощами святителя Гурия и несколько икон. Св. мощи строителя Благовещенского собора перенесли в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря. После закрытия монастыря мощи были перенесены в Петропавловский собор, ныне почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, частица св. мощей вложена в воссозданную раку святителя в Благовещенском соборе.
Из жития Святого:
Гурий Руготин, святой, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире именовался Григорием. В молодых летах вступил Григорий в услужение к князю Ивану Пенькову. Князь так был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась. Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского. Там облекся он в одежду инока, приняв имя Гурия, и вскоре поставлен был (1522 г.) игуменом обители; потом переведен в Селижаров монастырь, а 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Гурий устроил там два училищные монастыря, для обучения детей христиан и язычников; кроме того, под особым своим надзором соорудил каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Радея о пастве своей, святитель Гурий умножил ее, обратив многих магометан в христианскую веру. Он преставился 4 декабря 1563 г., приняв за два дня до кончины схиму.
Как справиться с физической усталостью на богослужении?
Богослужение — это не приятный концерт, это молитвенный труд. После грехопадения всё доброе дается человеку с трудом, и богослужение не является исключением из этого общего правила.
Когда говорят, что современному здоровому человеку не простоять 2-х часов, это раньше, в Византии, люди были физически крепкие, то можно расставить акценты по-иному
Если мы настолько ослабли, то имеет смысл обратить внимание на свою физическую форму, а не оправдывать ей безбожие
Тяжело и здоровому человеку стоять на службе, если он многого не понимает. Распечатайте или приобретите книгу с текстом и объяснением богослужения и вы убедитесь насколько легче стало молиться.
Есть ещё духовные причины тяжести на службе: неисповеданные грехи, неупорядоченная духовная жизнь.
Попробуйте найти храм ближе к дому. Не сложно иногда ездить в далёкий от дома храм, но регулярно делать это может быть трудно.
Больному или пожилому человеку может быть сложно стоять чисто физически. Для таких людей в храмах устанавливают скамьи или стасидии. Если скамей нет, то попросите служителей принести стул. В крайнем случае принесите свой складной табурет. Хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
Священное Писание
Рим., 84 зач., III, 19-26
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23 потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
Мф., 20 зач., VII, 1-8
1 Не суди́те, да не судимы будете, 2 ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7 Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Мученики Инна, Пинна и Римма
Святые мученики Инна, Пинна и Римма, по преданию, происходили из северной страны и были учениками апостола Андрея Первозванного. Согласно житию, они были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым брёвнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твёрдую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии. Через семь лет, 20 июня, совершилось перенесение их святых мощей. Мученики Инна, Пинна и Римма почитаются в Русской Церкви как первомученики словенские. Возле храма во имя всех Крымских святых (город Алушта) возведена часовня святых мучеников.
Святитель Гурий, архиепископ Казанский
Первый архипастырь Казани, миссионер, просветитель Казанского ханства — архиепископ Гурий. За восемь лет служения ему удалось немало сделать в деле утверждения христианства на этих землях. Ведь только за три года до назначения святителя на кафедру Казанское ханство вошло в состав Российского государства. Для обучения местных детей не только из христианских семей, но и языческих, владыка Гурий создал два училищных монастыря. При участии владыки в Казани был построен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом же соборе в 1595 году нашли упокоение святые останки владыки Гурия.
Преподобный Савва Освященный
Преподобный Савва Освященный начал свою подвижническую жизнь в возрасте 8 лет. В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитве, что был удостоен дара чудотворений. Преподобный Евфимий Великий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях. После смерти преподобного Евфимия святой Савва поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к нему стали собираться ученики, и в 484 году была построена пещерная церковь, ставшая основой Лавры Саввы Освященного. Будучи настоятелем обители, преподобный написал первый Устав церковных служб, так называемый Иерусалимский, принятый во всех палестинских монастырях.
Молитвословия
Тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского
глас 4
Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Гурия
глас 4
Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.
Молитва святителю Гурию Казанскому
Святителю отче Гурие, предстоя священней раце многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбях, да все мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Саввы
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Саввы
глас 8
Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия,/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем ти:// радуйся, Савво пребогате.
Святые мощи святителя Гурия
Главной святыней Благовещенского собора Казанского Кремля до революции были мощи святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского. Первый архипастырь и просветитель Казанского края окончил свой земной путь 5 декабря 1563 года, за три дня до этого приняв постриг в великую схиму от архимандрита Варсонофия. Погребли его в кремле, за алтарем монастырского Спасо-Преображенского собора. Там же спустя двенадцать лет, в 1576 году, упокоился и святитель Варсонофий.
В 1595 году в Спасо-Преображенском монастыре приступили к строительству каменного соборного храма — взамен деревянного. В ходе строительных работ были обретены мощи обоих святителей. Присутствовавший при этом митрополит Казанский Гермоген (в будущем Патриарх-мученик), составивший первые жития просветителей Казани, так описывал это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело…»
Мощи обоих святителей по окончании строительства монастырского собора были положены в нем, а в 1630 году мощи святителя Гурия перенесли в Благовещенский собор, поместив в устроенную дворянином С. Т. Аристовым серебряную раку — у северной стены. Над ракой водрузили резной балдахин, выполненный на средства Т. Шаланина. Рака была покрыта шитым золотом и серебром покровом с изображением святителя в рост — этот покров пожертвовал князь Б. И. Черкасский. В 1702 году раку с мощами передвинули в центральную часть собора, а в середине XIX столетия заменили новой — на ее создание купец П. Свешников выделил пять тысяч рублей. Рядом с ракой хра-нилась фелонь из камки, в которой святитель лежал в гробу, и его жезл, специально приспособленный для того, чтобы на него можно было опираться во время богослужений. Мера вынужденная — напомним, что в юности святой (тогда еще Григорий), служивший у князя Василия Пенкова, по навету — недоброжелатели обвинили его в прелюбодейной связи с княгиней — провел два года в княжеской темнице, где, видимо, застудил ноги; в старости он без опоры не мог стоять.
После закрытия Благовещенского собора рака с мощами святителя Гурия была перенесена в храм Николы Тульского Богородицкого монастыря — того самого, что устроили на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. В 1931 году православную общину, действовавшую на территории обители, перевели в Петропавловский собор, где с тех пор почивали мощи святителя Гурия. Наконец, в 1934 году рака с мощами оказалась в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, бывшей до революции приписной к Благовещенскому собору; с 1938 по 1946 год этот храм оставался единственным действующим в Казани и имел статус кафедрального. Здесь мощи святителя пребывают до сих пор.
Часть мощей в 2005 году помещена в раку с резной сенью, воссозданную в Благовещенском соборе по окончании его реставрации.
«Бе стязаяся с неверными…»
Ближайшим помощником святителя Гурия в обустройстве Казанской епархии был архимандрит Варсонофий. «Святый Гурий, — отмечается в житии свт. Гурия, — имяше к нему любовь велию духовную…» Не случайно широкое распространение получили парные иконы с изображениями обоих святителей, в профиль, лицами друг к другу, как бы ведущих беседу.
Варсонофий приехал в Казань в уже немолодом возрасте, 60-ти лет от роду. Уроженец Коломны, будущий святитель в юном возрасте попал в плен к крым-ским татарам. За время своего рабства он в совершенстве изучил татарский язык и грамоту, равно как и татарские обычаи. Будучи выкуплен отцом из плена, молодой человек постригся в монахи в московском Андрониковом монастыре. В 1544 году его возвели в сан игумена и поставили управлять Николо-Пешношской обителью. В1553 году царь Иоанн IV, отправившийся после избавления от тяжелой болезни на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь, заехал в Пешношу. Умеющего говорить по-татарски игумена Варсонофия он хорошо запомнил и два года спустя приказал назначить в помощники архиепископу Казанскому Гурию. В Казани возведенный в сан архимандрита Варсонофий основал Спасо-Преображенский монастырь в кремле, ставший крупнейшим духовно-просветительским центром Казанской земли. Именно архимандрит Варсонофий, знавший местный язык, был тогда главным миссионером: «Бе стязаяся с неверными и укоряя их, и препирая, и ко крещению приводя, уча и наказуя веровати во Святую Троицу, Отца и Сына и Св. Духа».
Около четырех лет, с 1567 года, епископ Варсонофий возглавлял Тверскую епархию, но, выйдя по немощи на покой, вернулся в Казань, в устроенную им обитель, где и встретил кончину в 1576 году. Погребли его рядом со святителем Гурием за алтарем соборного монастырского храма. При перестройке собора в 1595 году были обретены мощи обоих святителей. Тогда же Русская Церковь их канонизировала.
Преподобный Савва Освященный
Преподобный Савва Освященный начал свою подвижническую жизнь в возрасте 8 лет. В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитве, что был удостоен дара чудотворений. Преподобный Евфимий Великий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях. После смерти преподобного Евфимия святой Савва поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к нему стали собираться ученики, и в 484 году была построена пещерная церковь, ставшая основой Лавры Саввы Освященного. Будучи настоятелем обители, преподобный написал первый Устав церковных служб, так называемый Иерусалимский, принятый во всех палестинских монастырях.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26
«Кесарево — кесарю, а Божие — Богу»; всякому, значит, свое. В наше время вместо «кесарево» поставить надо «житейское», и сказать: житейское своим чередом, а Божеское — своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, — в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие — не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию?