19 мая. память праведного иова многострадального
Содержание:
- Древний торг
- Жизнеописание[править | править код]
- В каких случаях читают акафист, канон
- Как изображают на иконах
- Самая знаменитая картина
- Церковь на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге
- Храмы в Брюсселе и Сарове
- ***
- Иов в западной и русской философии[править | править код]
- Информация для посещения
- Праведник из земли Уц
- Житие и мучения Иова многострадального
- Жизнеописание
- Книга Иова
- Слово Святейшего Патриарха Кирилла
- Ответ из бури
- Преподобный Михей Радонежский
- Иов в западной и русской философии
- Божественный шедевр
- Трагедия начинается на Небесах
- Божественный шедевр
- Жития святых. Аудио
- Праведный Иов Многострадальный (ок. 2000-1500 до Р.Х.)
- Молитвословия
Древний торг
Торг являлся экономическим центром Новгорода. Перпендикулярно берегу реки тянулись Торговые ряды. Каждый из них был отведен под конкретный товар, поэтому они получили следующие названия – Кафтанный, Хлебный, Мыльный, Рыбный и другие.
Всего насчитывалось сорок два ряда. Сразу за ними располагались дворы, где селились купцы из разных мест. На Торгу купцы из Европы и Азии закупали воск, мед, меха, кожу, моржовый клык.
Оглядитесь вокруг, потому что все здания — это 2-3 этажные дворы древних купцов. Сейчас в них магазины, кафешки, а раньше это были «Меленькая Германия» , «Маленькая Франция» и другие.
Жизнеописание[править | править код]
Иов узнаёт о своих несчастияхГюстав Доре
Елифаз, Вилдад и Софар беседуют с Иовом, Гюстав Доре
Сведения об Иове происходят из одноимённой книги Ветхого Завета, согласно которой Иов жил в земле Уц (возможно, в северной части Аравии). В славянской Библии[где?] существует дополнение (ср. Быт. ) к книге Иова, которое посвящено его генеалогии от Исава:
Иов «был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. ), а по своему богатству «был знаменитее всех сынов Востока» (Иов. ). У него было семеро сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство.
Но сатана перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие. В ответ Бог позволил сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни.
Сатана лишил Иова всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало Иова, то сатана поразил его тело, с божьего позволения, страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своём теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него.
Далее в разговор вступил молодой Елиуй, разгневанный мнением друзей, что Иов наказан за прегрешения, а также оправданием Иова, что Господь ошибся в своих карах, наказав безвинного (Иов. ).
В последних главах книги сам «Господь из бури» (Иов. ) отвечает Иову, а также порицает за неправедность друзей Иова.
После этого Господь за терпение вдвое наградил Иова: вскоре тот исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше, чем прежде. У него опять родилось семеро сыновей и три дочери. Он прожил после сего в счастье 140 лет и умер в глубокой старости, став примером терпения.
В каких случаях читают акафист, канон
Акафист и канон святому Иову читают в день его памятования 19 мая. В этот день во многих храмах их читают на общем богослужении. Это можно делать и в любой день дома перед иконой.
О чем молятся праведнику
Иову молятся по разным причинам. Среди них можно выделить:
- ослабление веры из-за сомнений в Божьих любви и справедливости;
- недостаток терпения и стойкости в тяжёлых обстоятельствах;
- физические и духовные недуги;
- борьба с вредными привычками, например, курением.
Как изображают на иконах
Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
На некоторых иконах Иов держит в руке белый свиток. Другой рукой он благословляет тех, кто смотрит на икону. На других иконах Иов благословляет двумя руками.
На голове Иова видна царская корона. Он одет в драгоценные одежды. Всё это указывает на его знатное происхождение и высокий статус в обществе.
Самая знаменитая картина
Одной из самых известных картин с изображением великого страдальца является полотно «Иов и его друзья» Ильи Репина. Мастер создавал шедевр в то время, как получал звание свободного художника в 1869 году.
Иов и его друзья — Илья Ефимович Репин. 1869. Холст, масло. 133 x 199
На картине показаны друзья Иова, пришедшие, чтобы выразить ему соболезнование. Хотя ни у кого не видны слёзы, но страх и печаль явно ощущаются у каждого.
- Художник запечатлел Иова, сидящим на руинах своего некогда шикарного дома.
- Плечи Иова поникли. На его лице — горесть и обречённость.
- На лицах друзей — растерянность и недоумение.
- За Иовом видна его жена, которая держится за голову и побуждает его к покаянию в грехах.
Церковь на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге
Данный храм является одной из самых знаменитых святынь культурной столицы России. Также это единственная действующая церковь на территории Волковского кладбища, одного из самых крупных в Санкт-Петербурге.
Храмы в Брюсселе и Сарове
Брюссельская церковь, созданная в честь Иова, принадлежит Русской Православной Церкви за рубежом. Её воздвигли в память об императоре Николае II. Годы строительства: 1936—1950. Архитектор — Николай Исцеленнов.
Храм Иова Многострадального в Сарове
В городе Саров храм во имя Иова был заложен в 2008 году, у входа на городское кладбище. Освятили его в 2011 году. Только в этом храме Сарова есть звонница и обученные звонари.
***
Книга Иова была написана не для того, чтобы ответить на все наши вопросы о зле, царящем в нашем мире. Её главный герой являет собой пример человека, не мыслящего жизни без единения с любящим и справедливым Творцом. Если бы счастье Иова было лишь материальным, то он не задумываясь, отрёкся бы от Бога. Но Иов был сказочно богат духовно и нравственно. И потому не сгорел в огненном испытании.
Удивительная книга Иова учит нас тому, что если мы живём святой и праведной жизнью, то наши страдания дают возможность прославить Бога и человека. Бога — как того, кто всегда любит нас и достоин ответной любви, и человека — как его лучшее творение на земле, подлинный образ и подобие.
Виктор Глебов
Иов в западной и русской философии[править | править код]
Сёрен Кьеркегор видел в речах Иова больше мудрости, чем во всех трудах Гегеля. Он противопоставлял интуитивное постижение божественной воли Иовом рациональным построениям Сократа и других философов, верящих в силу разума. Под углом иррационализма трактуют фигуру Иова и некоторые другие современные философы, например, Лев Шестов.
По словам Николая Бердяева, история Иова опровергает распространённое у древних евреев представление о том, что за добродетельную жизнь человеку должно быть воздано при жизни, а несчастья — свидетельство Божьего гнева и признак отклонения страждущего от праведного пути. Эти расхожие воззрения воплощают утешители Иова. Как пишет Бердяев,
Петербургский философ Татьяна Шоломова указывала на ещё одну морально-философскую проблему, связанную с историей Иова: это судьба его детей, определённая Богом не по их собственным деяниям, а исключительно как атрибут судьбы их отца.
Информация для посещения
Изначально все рассчитано на то, что вы будете спускаться с пешеходного моста от Кремля, там расположена карта-схема, несколько развлекательных стендов и продажа сувениров.
Тут Новгород большие молодцы, потому что продают все-таки не китайский ширпотреб, а местный колорит — брелоки из бересты, картины на бересте, а также все продавцы одеты в древнерусские одежды. Смотрится все это очень здорово.
Советую прочитать мои 2 статьи:
- Маршрут по Великому Новгороду на 1-2 дня
- Комплексный билет или как сэкономить 30% на экскурсиях
Схема Ярославова Дворища в Великом Новгороде Если вы на машине, то рядом есть небольшая и бесплатная парковка.
Парковка тут:
Вход бесплатный и работает круглосуточно. Также отсюда открывается потрясающий вид на ночной Кремль. А вот в церкви вход платный и работают они далеко не всегда. Еще один важный момент — тут нет туалета.
Праведник из земли Уц
Книга Иова — одна из самых загадочных книг Ветхого Завета не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения истории создания. Когда этот текст был написан? Кто его автор? Когда и где жил праведный Иов? К какому народу он принадлежал? Всё это доподлинно не известно. Древние церковные писатели полагают, что создателем книги Иова могли быть пророк Моисей либо царь Соломон. Но существует мнение, что Книга Иова старше Пятикнижия Моисеева и автор ее неизвестен. Что касается времени и места жизни Иова, большинство толкователей считают, что он жил в эпоху ветхозаветных патриархов. Святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский и блаженный Августин Иппонийский полагали, что Иов жил в стране Авситидийской, находящейся в пределах Идумеи и Аравии, и являлся прямым потомком Исава, а значит, принадлежал к языческому народу, хотя и имел в своем роду самого Авраама. Другая точка зрения, которой придерживался, например, блаженный Иероним Стридомский, гласит, что Иов был сыном Нахора — брата Авраама.
Иов происходил из языческого народа, но при этом верил в единого истинного Бога и был праведен и непорочен, чужд всякого зла. В такой же чистоте и праведности он воспитал своих многочисленных детей. Прибавьте к этому богатство, которым он обладал, и мы увидим воплощенную мечту каждого человека — настоящий рай на земле.
Житие и мучения Иова многострадального
В Священном Писании есть повесть о праведнике Иове, жившем за 1,5-2 тысячи лет до рождения Спасителя. Книга Иова – часть Ветхого Завета и еврейской Библии (Танаха). Поэтическая, высокохудожественная форма изложения усиливает смысл произведения.
Иов был богобоязненным и благочестивым человеком, выполнявшим волю Господа и не допускавшим грешных мыслей. В библейском тексте указано, что он жил в Северной Аравии, происходил от Авраама (в 6 колене).
Праведный боголюбец счастлив был в детях: семь сыновей и три дочери жили дружно, отличались красотой, здоровьем и трудолюбием. Раз в неделю Иов приносил жертву Богу, чтобы искупить грехи детей, если они в чем-то провинились. Соседи уважали его за честность и мудрость.
Однажды перед Господом явились ангелы, среди которых был дьявол. Сатана был дерзок, похваляясь перед Богом своей властью над людьми. Господь привел ему в пример Иова, как богобоязненного, чуждого пороков человека. На что сатана возразил, что благочестие исчезнет, если лишить праведника его богатств. Став нищим, он будет роптать на свою судьбу и Бога.
Бог сказал ему, что согласен на дьявольское испытание крепости веры Иова. Он отдал его в руки сатаны, запретив принести вред лично ему. В скором времени не стало у праведника богатства, от болезней умерли дети. Став нищим, он вознес молитву, в которой прославил Бога: «Бог дал, Бог взял. Все в руках Божиих». Ни словом, ни мыслями не осквернил благочестивый имя Господа.
Снова предстали перед Престолом Небесным ангелы и сатана среди них. Господь спросил его, убедился ли он, что есть на земле люди, крепкие верой. Дьявол возразил Богу, что раб Божий остается праведником, потому как его не терзают телесные страдания. Господь разрешил сатане испытать верного почитателя своего тяжкой болезнью, но не трогать его душу (не лишать жизни) и разум.
Сатана напустил на благочестивого человека проказу, которая обезобразила его с головы до ног. Прокаженный был вынужден уйти из селения, выбрав себе местом обитания навозную кучу. Чтобы не умереть с голода самой и не дать умереть мужу, его жена вынуждена была наниматься в работницы. Она считала, что несчастья, обрушившиеся на их семью, произошли из-за греховных дел и мыслей мужа.
Жена плакала и корила Иова, требовала, чтобы он покаялся перед Богом. Видя, как муж тяжко страдает, не выдержала и предложила ему воздать хулу Господу, после чего умереть. Но Иов возразил ей, что от Бога надо принимать не только вознаграждения, но и испытания. Страдалец тоже посчитал, что зло исходит от Господа, но принял его наказание безропотно.
Слух о внезапном несчастье праведника достиг его троих друзей. Они решили поддержать Иова в трудную минуту и явились к нему. Увидев, в каком он оказался положении, друзья без слов стали оплакивать несчастливца. Страдалец не вынес их слез и в великом огорчении проклял тот день, когда был зачат и появился на свет Божий. Друзья стали убеждать его, что Бог справедлив, и кара Господня означает, что Иов в чем-то провинился перед Господом. Надо покаяться за грехи, и Бог смилуется над ним.
Многострадальный Иов не мог вспомнить, чем мог прогневать Создателя. Он стал упрекать друзей, что они расстраивают его своими подозрениями в пороках и прегрешениях. Напрасно несчастный пытался убедить их, что ни в чем не виноват перед Господом, что не людям судить, в чем заключается воля Божия. В состоянии душевной скорби праведник обратился к Господу, чтобы тот дал знак людям о его безгрешности.
Внезапно поднялся сильный вихрь. В нем Господь явился к верному рабу и укорил его, что он пытался понять своим умом, в чем смысл Божественного предназначения. Глубокое раскаяние овладело Иовом, и он признал себя ничтожеством, достойным праха и пепла. Друзья Иова стали молить Бога о прощении, но он не принял их раскаяние и дал понять, что получить его они смогут только через Иова, который выступит ходатаем. Добросердечный праведник принес жертву и просил милости Божьей для своих друзей. Бог принял его ходатайство.
Верному рабу своему он вернул здоровье, сделал в два раза богаче прежнего. У праведника родилось 7 сыновей и 3 дочери. После пережитых страданий Бог продлил ему жизнь на 140 лет. Иов увидел своих потомков до 4 колена.
Жизнеописание
Иов узнаёт о своих несчастияхГюстав Доре
Елифаз, Вилдад и Софар беседуют с Иовом, Гюстав Доре
Сведения об Иове происходят из одноимённой книги Ветхого Завета, согласно которой Иов жил в земле Уц (возможно, в северной части Аравии). В славянской Библии[где?] существует дополнение (ср. Быт. ) к книге Иова, которое посвящено его генеалогии от Исава:
Иов «был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. ), а по своему богатству «был знаменитее всех сынов Востока» (Иов. ). У него было семеро сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство.
Но сатана перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие. В ответ Бог позволил сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни.
Сатана лишил Иова всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало Иова, то сатана поразил его тело, с божьего позволения, страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своём теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него.
Далее в разговор вступил молодой Елиуй, разгневанный мнением друзей, что Иов наказан за прегрешения, а также оправданием Иова, что Господь ошибся в своих карах, наказав безвинного (Иов. ).
В последних главах книги сам «Господь из бури» (Иов. ) отвечает Иову, а также порицает за неправедность друзей Иова.
После этого Господь за терпение вдвое наградил Иова: вскоре тот исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше, чем прежде. У него опять родилось семеро сыновей и три дочери. Он прожил после сего в счастье 140 лет и умер в глубокой старости, став примером терпения.
Книга Иова
Глава 1.
1Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
2И родились у него семь сыновей и три дочери.
3Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.
4Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.
5Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их . Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
6И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
7И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
8И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
9И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
10Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
11но простри руку Твою и коснись всего, что у него,- благословит ли он Тебя?
12И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
13И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.
14И вот, приходит вестник к Иову и говорит:
15волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
16Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
17Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
18Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;
19и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
20Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
21и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!
22Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Как же может сочетаться сила с кротостью? А сочетаться она может очень прямым и правильным образом: потому что кротость это и есть сила. Кротость есть способность свою человеческую силу не употреблять во зло. Даже самый могучий богатырь может быть кротким человеком. Кроткий – это тот, кто сознает свои грехи пред Богом, кто никогда не кичится своей силой перед ближним, кто считает свою силу слабостью пред Богом и кто только в Боге видит подлинную силу. Такой человек всегда духовно красив и подлинно силен. Он всегда является помощником слабому, он употребляет свои силы и возможности только во благо.
Ответ из бури
Господь начинает говорить с Иовом совсем не о том, о чем можно было бы ожидать. Он не судит и не оправдывает его, не взвешивает на весах Божественной справедливости его поступки. Он спрашивает страдальца, как может показаться, о вещах, не имеющих отношения к сути разговора: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? <…> где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 40, 2–3, 38, 4–7).
В форме вопрошаний Бог показывает Иову невероятную красоту творения и непостижимую для человека мощь Творца. Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие (Иов 40, 4–5). Нет, ничего этого Иов не может, потому и умолкает в прахе и пепле и раскаивается в том, что возвысил голос свой.
Какое отношение величие и красота мира имеют к страданиям праведника? Иов в сердце своем видит эту связь, но что же делать обыкновенному читателю Священного Писания? На помощь нам опять приходят святоотеческие толкования.
Преподобный Михей Радонежский
Преподобный Михей Радонежский, келейник преподобного Сергия Радонежского, – один из первых его учеников. Под руководством великого подвижника Михей достиг высокой степени духовного совершенства и присутствовал при явлении Божией Матери своему учителю. Преподобному Сергию было дано видеть Царицу Небесную и слышать Её голос, а потрясённый ученик видел лишь небесный свет. Почувствовав душой приближение небесного явления, преподобный Сергий сказал: «Бодрствуй, чадо, сейчас мы будем иметь чудесное посещение». Внезапно засиял свет ярче солнечного, и преподобный Михей пал ниц на землю и от страха лежал как мёртвый. Когда преподобный Сергий поднял своего ученика, тот спросил: «Скажи, отче, что это было за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела». И святой Сергий рассказал ему о явлении Богородицы. Скончался преподобный Михей ещё при жизни своего учителя 19 мая 1385 года. Над его гробницей воздвигнут храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, часто называемый Михеевским.
Иов в западной и русской философии
Сёрен Кьеркегор видел в речах Иова больше мудрости, чем во всех трудах Гегеля. Он противопоставлял интуитивное постижение божественной воли Иовом рациональным построениям Сократа и других философов, верящих в силу разума. Под углом иррационализма трактуют фигуру Иова и некоторые другие современные философы, например, Лев Шестов.
По словам Николая Бердяева, история Иова опровергает распространённое у древних евреев представление о том, что за добродетельную жизнь человеку должно быть воздано при жизни, а несчастья — свидетельство Божьего гнева и признак отклонения страждущего от праведного пути. Эти расхожие воззрения воплощают утешители Иова. Как пишет Бердяев,
Петербургский философ Татьяна Шоломова указывала на ещё одну морально-философскую проблему, связанную с историей Иова: это судьба его детей, определённая Богом не по их собственным деяниям, а исключительно как атрибут судьбы их отца.
Божественный шедевр
Сложность толкования Книги Иова заключается в том, что ответ Бога содержится далеко не во всех ее переводах. В Септуагинте (переводе Ветхого Завета на греческий язык), а также в церковнославянском тексте Господь дает простой и ясный ответ на главный вопрос книги: почему и для чего страдал Иов? «Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобой с иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?»
Бог отнюдь не стремился наказать Иова за какие-либо грехи. Господь хотел, чтобы через страдания Иов достиг духовного совершенства, чтобы он получил возможность не только знать о Боге, но и встретиться с Ним лицом к лицу, чтобы вся вселенная узнала о духовной красоте самого совершенного творения Божия — человека. Прекрасен мир, созданный Творцом, и вершиной этого творения, его центром является в лице Иова человек, созданный по образу и подобию Божию.
Иов — божественный шедевр, ставший способным к богопознанию, способным пророчествовать о Христе, безвинно претерпевшем крестную муку. Он и сам явился живым пророчеством Спасительной Жертвы Господа. По словам святителя Григория Великого, Иов пророчествовал о Христе «не только устами, но и страданиями».
Трагедия начинается на Небесах
Путь страданий Иова начинается с очень странного диалога Бога и сатаны.
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее (Иов 1, 7).
Надо понимать, что падший дух не просто «ходил» по земле, но ходил с определенной целью — губить людей, вводить их в искушение и соблазн.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8). Сатана, естественно, не может всего этого понять
Он видит в Иове обыкновенного язычника — человека, чтущего богов как подателей земного благополучия, потому что это выгодно с житейской точки зрения. Легко любить Бога, который осыпает тебя благодеяниями. Но если отнять у Иова его сокровища, благословит ли он Бога?
Сатана, естественно, не может всего этого понять. Он видит в Иове обыкновенного язычника — человека, чтущего богов как подателей земного благополучия, потому что это выгодно с житейской точки зрения. Легко любить Бога, который осыпает тебя благодеяниями. Но если отнять у Иова его сокровища, благословит ли он Бога?
Священное Писание свидетельствует о том, что «сила» и «власть» сатаны ничтожны по сравнению со всемогуществом Создателя. До того как Бог указал падшему духу на Иова, сатана не мог к нему приблизиться. И вот теперь диавол получает возможность обрушить на праведника всевозможные несчастья, потому что Господь попускает это.
Зачем Бог это сделал? Позднее Он Сам ответит на этот вопрос Иову.
Божественный шедевр
Сложность толкования Книги Иова заключается в том, что ответ Бога содержится далеко не во всех ее переводах. В Септуагинте (переводе Ветхого Завета на греческий язык), а также в церковнославянском тексте Господь дает простой и ясный ответ на главный вопрос книги: почему и для чего страдал Иов? «Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобой с иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?»
Бог отнюдь не стремился наказать Иова за какие-либо грехи. Господь хотел, чтобы через страдания Иов достиг духовного совершенства, чтобы он получил возможность не только знать о Боге, но и встретиться с Ним лицом к лицу, чтобы вся вселенная узнала о духовной красоте самого совершенного творения Божия — человека. Прекрасен мир, созданный Творцом, и вершиной этого творения, его центром является в лице Иова человек, созданный по образу и подобию Божию.
Иов — божественный шедевр, ставший способным к богопознанию, способным пророчествовать о Христе, безвинно претерпевшем крестную муку. Он и сам явился живым пророчеством Спасительной Жертвы Господа. По словам святителя Григория Великого, Иов пророчествовал о Христе «не только устами, но и страданиями».
Жития святых. Аудио
Праведный Иов Многострадальный (ок. 2000-1500 до Р.Х.)
- Дата:
- 19 мая
Святой Праведный Иов Многострадальный жил за 2000-1500 лет до Рождества Христова. Как сообщается, он был племянником Авраама, сыном брата Авраама — Нахора. Его жизнеописание и подвиги описаны в Ветхозаветной книге Иова. Святой Иов был избранным сосудом Божиим, через которого Бог показал грядущего Мессию. Иов был очень праведным человеком и был наделен множеством добродетелей. Как говорит Иоанн Златоуст, он еще до законной благодати испытал все добродетели на себе и показал нам путь спасения посредством веры в Бога.
Святой Иов имел семерых сыновей и трех дочерей, семья жила дружно, по очереди собирались друг у друга в гостях. Через каждые семь дней святой Иов приносил жертву Богу за каждого из своих детей со словами: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». Святой Иов пользовался большим уважением среди жителей за свою праведность, преданность и честность.
Случилось однажды, что Ангелы стояли у Господа и на собрание явился сатана. Господь спросил, видел ли он мужа праведного Иова, на что сатана дерзко ответил Ему: «Неудивительно, что этот муж богобоязлив и Господь его охраняет, оберегает все его богатство. Но если все это отнять у него, тогда бы он похулил Тебя». Тогда Господь попустил, чтобы сатана отнял у Иова богатство, что сатана и исполнил. В одно мгновение Иов лишился богатого своего имущества, лишился всей своей семьи, но при этом произнес такие слова: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не похулил Иов Бога ни словом, ни делом своим.
В следующий раз, когда явился сатана, Господь вопросил: «Видел ли ты моего праведного Иова?» Диавол ответил: «Иов праведен, пока сам невредим». Господь вновь попускает сатане отнять у него здоровье, но при этом повелел, чтобы душу его не трогал, то есть не довел его до смерти. В одно мгновение тело Иова покрылось проказой, он был вынужден оставить общество и поселиться за стенами города. Долго он скорбел и страдал от своей болезни. Все друзья и близкие его оставили и даже жена, которая находилась все время перед ним, думала, что он страдает за какой-то тайный свой грех. И она обратилась к нему с безумными словами, чтобы он исповедовал грех свой, проклял Бога и умер. На что Иов ответил: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И опять Иов не похулил Бога и не согрешил ни словом, ни делом.
Пришли трое друзей издалека, которые также считали, что Иов страдает из-за правила наказания за какой-либо грех. Тогда святой Иов обратился лично к Богу, чтобы Он объяснил Иову причину его страданий и своего положения. Господь явился ему в вихре и укорил Иова за то, что он дерзновенно пытается проникнуть своим разумом в тайны судеб Божиих. Праведник искренне раскаялся в своем поступке и словах, и принес жертву Богу. Господь наградил Иова долгими годами жизни. После своих страданий Иов прожил 140 лет, а всего у него было 248 лет жизни. Иов видел своих потомков до четвертого рода. Богатство Иова умножилось вдвое, Господь послал ему еще семерых сыновей и троих дочерей, которые были прекраснее многих живущих на земле.
Церковь нас учит, что образ святого праведного Иова является прообразом Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего на землю и принявшего образ раба, невинно пострадавшего за человеческий род, воскресшего и прославленного в Царствии Небесном.
Теги: Иов Многострадальныйправедный
Проголосовало: За — 8, против: . Общий рейтинг: 8 |
|
Молитвословия
Тропарь праведного Иова Многострадального
глас 1
Богатство видев добродетелей Иовлих,/ украсти кознствоваше праведных враг,/ и, растерзав столп телесе,/ сокровище не украде духа,/ обрете бо вооружену непорочнаго душу,/ мене же и обнажив плени:/ предварив убо мя прежде конца,// избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.
Кондак праведного Иова Многострадального
глас 8
Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен,/ освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный,/ просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший.// Темже вси, богомудре, память твою воспеваем.
Молитвы Иову Многострадальному
О, великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского
глас 4
Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.