2633,манифест 17 октября 1905

Содержание Манифеста

После длительных сомнений, которые были вызваны тем, что зачастую присяга, которую дал Николай II при вступлении на престол, нарушалась, им все-же была поставлена подпись под Манифестом, который подготовил С. Ю. Витте, и который был обнародован 17 октября 1905 года. Смысл манифеста сводился преимущественно к трем основным нововведениям: 

  1. даровании народу гражданской свободы, в основе которой находились буржуазно-демократические принципы – о личностной неприкосновенности, о свободе слова, совести, организаций и собраний.
  2. обеспечении участия в выборах той части населения, которая, в соответствии с указом от 6 августа 1905 года была лишена права голосования из-за нового закона о порядке проведения выборов. 
  3. введения нового неприкосновенного правила, в котором для того, чтобы закон вступил в силу, он должен в обязательном порядке быть одобренным Государственной думой, что является необходимым для контроля законности действий императора. 

В сравнении с законодательными актами от 18 февраля и от 6 августа, данный Манифест выступал в качестве значительного прорыва, однако, он также не решал и многие насущные вопросы, в частности, о месте и роли самодержавия в новых политических условиях, совместно с окончательными полномочиями Государственной думы и о смысловом содержании конституционных порядков. 

Причины революции

Основные причины революции 1905-1907 годов следующие:

  • Отсутствие политических свобод у большинства населения Российской Империи.
  • Неразрешенный аграрный вопрос. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году существенных изменений для крестьян не было.
  • Тяжелые условия труда на заводах и фабриках.
  • Неудачи России в русско-японской войне.
  • Национальный вопрос. Россия была многонациональной страной, но права многих мелких наций являлись.

Фактически революция выступила за ограничение самодержавия. Здесь не стоял вопрос о том, чтобы свергнуть монархию в России, поэтому события 1905-1907 годов следует рассматривать исключительно как подготовку к февральской и октябрьской революции 1917 года. Важный момент, который вряд ли будет отговариваться в большинстве учебников по истории, заключается в финансировании революции. Для того чтобы народ поднялся на активные действия должны появиться те, то будут народ вести за собой. Этим людям соответственно нужны деньги и влияние. Как говорилось в известном фильме, любое преступление имеет финансовый след. И этот след реально нужно искать, поскольку поп Гапон не годится на роль человека, который создал революцию и поднял ее с нуля до активных действий.

Истоки первой русской революции и второй русской революции я предлагаю искать в реформах Витте. Денежная реформа 1897 года, после которой в Российской Империи был введен золотой стандарт, фактически вынесла приговор стране. Российский рубль стал более подконтрольным мировым финансовым институтам, а для того, чтобы окончательно починить струну системе была нужна революция. Это же сценарий был опробован не только в России, но и, например, в Германии.

Основные задачи

В ходе революции ставились следующие задачи:

  • Ограничение или ликвидация самодержавия.
  • Создание демократических основ: политических партий, свобода слова, печати, свободный выбор занятий и так далее.
  • Сокращение рабочего дня до 8 часов.
  • Наделение крестьян землей.
  • Установление равноправия народов в России.

Понимание этих задач очень важно, поскольку они охватывают не один слой населения, а практически всё население Российской Империи. Задачи охватили все слои населения, поэтому удалось охватить широкие массы, которые приняли участие в революции

Революция 1905-1907  по своей сути была буржуазно-демократической. Буржуазной, поскольку в задачи революции входило окончательное уничтожение крепостничества, а демократической, поскольку в ней приняли участие широкие массы населения: рабочие, крестьяне, солдаты интеллигенция и так далее.

Требования

Участники Всероссийской октябрьской политической стачки в основном выдвигали 4 группы требований к государству:

  • Участники стачки выдвигали экономические требования по улучшению условий труда: введение 8-часового рабочего дня, обязательное страхование жизни и здоровья работников, повышение зарплаты, равная оплата женского и мужского труда.
  • На окраинах Российской империи сильны были также националистические требования: прекращение политики русификации, установление равноправия народов России, предоставление широкой автономии.
  • Политические требования были различны, поскольку состав участников стачечного движения был неоднородным. Они включали в себя весь спектр мнений от ограничения самодержавия путем введения конституционной монархии до провозглашения демократической республики. Большая часть протестующих поддерживала: введение гражданских и политических прав и свобод, создание представительного органа власти, которое выражало бы мнение разных слоев населения, демократизацию общественной сферы, освобождение политзаключенных, прекращение репрессий, отмену цензуры.

Булыгинская дума

Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были:

  • от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты,
  • для крестьян предусматривались 4–х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы,
  • Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве.

Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была.

Итоги Манифеста 17 октября 1905 года

Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.

Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.

К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.

Это интересно: 2637,Маньчжуры (народ) (видео)

Предыстория Манифеста: Цензура XIX века

Формальной основой цензурной политики до 1905 г. был еще николаевский Цензурный Устав 1828 года. В ходе реформ Александра II 1860-х гг. цензурное управление перешло от Министерства народного просвещения к Министерству внутренних дел, что повлекло значительные изменения законодательстве, отражённые во «Временных правилах о печати» от 6 апреля 1865 года. С одной стороны, это было смягчение старого Устава, соответствовавшее либеральному духу александровской эпохи – от предварительной цензуры освобождалась столичная научная литература и периодика, а судебные разбирательства по делам цензуры переходили в ведомство Министерства юстиции – наиболее либерального органа власти вследствие реформ. Однако при этом цензурное управление полностью оказалось во власти бюрократического аппарата. Ушла эпоха хорошо образованных цензоров, часто – писателей и поэтов, которые стремились не столько ограничить печать, сколько минимизировать нападки правительства на литературу и выступали в роли редакторов (в их числе были, например, известные русские писатели Федор Иванович Тютчев, Иван Александрович Гончаров).

Постепенно снизился и приоритет суда, закрепленный во «Временных правилах»: вереница дополнительных указов в 60-70-е годы наделила цензурный аппарат рядом возможностей административных взысканий (право министра внутренних дел на запрет розничной продажи от 1868 г., необходимость предоставлять в цензурный комитет книги, печатаемые без предварительной проверки, после выпуска от 1874 г. и т.д.).

Все эти меры сформировали крайне запутанный механизм цензурного управления к началу XX века. Неповоротливость бюрократической машины была обусловлена не только сумбурностью законов, но и включением в ход цензурного регулирования множества различных инстанций (Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства народного просвещения и даже Священного Синода), которые должны были согласовать друг с другом свои действия – что, конечно, в разы увеличивало срок рассмотрения дел.

При этом штат цензоров и их финансирование не росли, в отличие от объёма печати. Тем временем техническая сторона издательского дела переживала новый подъём: изобретение американским инженером Отмаром Мергенталером в 1884 году нового полиграфического оборудования – линотипа – в четыре раза увеличило скорость печати и сделало её значительно выгоднее, поэтому, наряду с литераторами, в борьбу с цензурными ограничениями активно включились предприниматели.

Манифест 17 октября 1905 и Думская монархия

Общие начала, изложенные в Манифесте 17 октября 1905, были вскоре развиты в целом ряде конкретных юридических актов. К ним относились:

– Указ Сенату 11 декабря 1905, сильно расширивший избирательное право в городах, в первую очередь для тамошней интеллигенции.

– «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906, определившее права этого нового законодательного органа, а также порядок его роспуска и перерыва занятий.

– «Учреждение Государственного Совета», которое преобразовало это прежде законосовещательное учреждение в верхнюю палату Думы.

– подытожившие все эти реформы «Основные законы» 23 апреля 1906 – фактически Конституция, которая прямо не получила такого названия лишь из консервативной осторожности. – многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы

– многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы.

Это исходившее из принципов Манифеста 17 октября законодательство заменило прежнее российское самодержавие строем Думской монархии, который существовал до Февральской революции 1917 года. Новое государственное устройство имело немало недостатков. Избиравшиеся с 1906 четыре Государственных Думы не стали демократическими органами. В них господствовала олигархия богатых слоёв и партийных вождей, показавшая себя не лучше той царской бюрократии, с которой она самозабвенно враждовала.

Манифест 17 октября 1905 вдохновлялся чуждыми русским традициям идеями абстрактно-просветительского западного парламентаризма. Попытки внедрить их в российскую политическую практику потерпели, по сути, жестокий провал. Дума не смогла предотвратить катастрофической революции 1917 и даже сознательно содействовала её началу. Русским условиям и русской истории гораздо больше соответствовал , а не та отвлечённая «свобода», которая провозглашалась Манифестом.

Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.

Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».

Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты — люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.

В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

Участники

Главной движущей силой Всероссийской октябрьской политической стачки должен был стать пролетариат – класс наемных рабочих. Но стачечное движение приняло всенародный характер – в нем принимали участие представители практически всех слоев населения. Во многих городах во время стачки:

  • не работали промышленные предприятия;
  • были закрыты школы и другие учебные заведения;
  • отсутствовали освещение, водопровод и телефонная связь;
  • не выходили многие издания периодической печати;
  • было прервано железнодорожное сообщение.

Стачечным движением были охвачены:

  • 66 из 71 губерний Европейской России (92,9 %);
  • все крупные города, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.;
  • окраины Российской империи – Прибалтика, Украина, Закавказье, Польша, Финляндия;
  • по разным подсчетам, в стачке принимали участие от 1,5 до 2 млн человек.

Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября

Правительство пыталось справиться с бунтами, выпуская различные указы. В феврале 1905 г. вышли одновременно два документа, которые противоречили друг другу по содержанию:

  • Указ, разрешающий населению подавать на рассмотрение документы об изменении и совершенствовании государственного строя;
  • Указ, провозглашающий незыблемость самодержавия.

Правительство давало гражданам свободу в выражении своей воли, но на самом деле эта свобода была фиктивной, так как право принимать решение все равно оставалось за императором, а власть монархии в России не могла быть уменьшена законным способом. Демонстрации продолжались.

В мае 1905 г. на рассмотрение в Думу поступил новый проект, который предусматривал создание в России единого законосовещательного органа, который позволял бы учитывать интересы народа в принятии важных для страны решений. Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.

В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2-й вынужден был пойти на примирение с народом. Итогом этого решения и стал Манифест 1905 г., который положил начало новому государственному устройству — буржуазной конституционной монархии.

Примечания

  1. Высочайший манифест от 6 августа 1905 г.
  2. Артём Кречетников. Сто лет манифеста 17 октября (рус.). Русская служба Би-би-си (30 октября 2005). Проверено 1 декабря 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  3. Глава II. Черносотенные союзы и организации (С. А. Степанов) // Политические партии России: история и современность / Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. — М.: РОССПЭН, 2000. — 631 с. — ISBN 5-8243-0068-2.
  4. Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.

Результаты подписания Манифеста

Революция была продолжена. Царским правительством, которое с успехом воспользовалось расколом в оппозиционных силах не было сдержано большинство из тех обещаний, которые были отражены в Манифесте от 17 октября 1905 года. Декабрьское вооруженное восстание, которое началось в Москве, было с успехом купировано прибывшей регулярной воинской частью. Поражение восстания отражало поражение социальной революции. 

Благодаря закону о выборах, который был принят 11 декабря 1905 года был смягчен избирательный ценз, однако при этом, выборы оставались многоступенчатыми, а права избирателей не были всеобщими и по-прежнему оставались неравными. Всех избирателей можно было разделить на четыре курии: помещиков, городских собственников, рабочих и крестьян.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

В каждой из них были выбраны собственные выборщики для определенного избирательного округа. Законом о выборах, который был очень сложным и запутанным прежде всего обеспечивались помещичьи права, тогда как полномочия Государственной Думы не были сильно ограниченными. 

Прежде чем началась предвыборная кампания, правительством была проведена реформа Государственного совета, который из органа совещаний о законах, участники которого ранее были назначены царем, превращался в верхнюю парламентскую палату (будущую), которая имела такие же законодательные полномочия, как и Дума.

Изменения также коснулись и состава Государственного совета. Количество его участников было увеличено в три раза, и половина состава, как и прежде была утверждена царем, а другую половину избирали на основе высоких имущественных цензов.

Замечание 1

Состав государственного совета преимущественно состоял из поместного дворянства, совместно с крупной буржуазией. 19 октября 1905 года был создан еще одно правительственное объединение – Совет министров, который фактически являлся преобразованным С. Ю. Витте высшим исполнительным органом страны. Также, как и раньше, императором назначались и смещались министры, которые отвечали исключительно перед ним и не имели никакого отношения к Думе. 

В избирательном законе ставка делалась на националистические и монархические чувства крестьян. Однако в реальном положении дел, крестьяне были склонны поддерживать партии оппозиции. Большая часть крестьян, вместо ожидаемого выбора и поддержки местных государственных служащих, либо помещиков, голосовали либо за оппозиционных кандидатов, либо за собственных.

Результаты выборов наносили тяжелый удар по основной идее самодержавия – единству народа с царем, которое должно быть нерушимым. Так, неизбежным становился конфликт между императором, который претендовал на роль носителя монархической и исторической основы закона и Думой, которая имела явные оппозиционные настроения. 

В качестве одного из важнейших итогов революции 1905—1907 годов стало появление политических партий. В качестве одного из важнейших видов свободы, который выделался в Манифесте было право объединения людей в союзы. В результате революции было создано около 50-ти партий, которые отстаивали различные варианты государственного развития.

В значительной мере была увеличена численность партий с социальными и радикальными настроениями, которые ранее находились в глубокой опале. Также сильно проявлялись расхождения между социал-демократическими направлениями – меньшевизмом и большевизмом. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Подготовка стачки

Первая революция в России началась 9 января 1905 г. и шла по нарастающей. В нее были вовлечены самые широкие слои населения:

  • рабочие;
  • служащие;
  • интеллигенция;
  • мелкая и средняя буржуазия;
  • крестьяне;
  • солдаты и матросы.

Власти реагировали на протестующих непоследовательно: уступки чередовались с политикой репрессий и запугивания. Накануне Всероссийской октябрьской политической стачки недовольство населения усилилось из-за трех факторов:

  • 23 августа (5 сентября) 1905 г. поражением завершилась война с Японией. Это сильно ударило по престижу царской власти, способствовало усилению протестных настроений.
  • В конце августа 1905 г. было объявлено о скором созыве «Булыгинской» (законосовещательной) думы. Эту идею поддержали только монархисты, правые либералы и меньшевики. К бойкоту Думы призывали большевики, эсеры, левые либералы.
  • В июле-августе развернулись репрессии против революционно настроенных масс. Это не снижало градус протеста, а приводило к радикализации общества.

Значительную роль в организации стачки сыграли профессиональные союзы рабочих, стихийно организуемые «снизу» в различных отраслях промышленности и транспорта. Одним из первых был создан Всероссийский железнодорожный союз – в апреле 1905 г. На 2-м съезде ВЖС (22-24 июля 1905 г.) было принято решение о подготовки стачки.

Основными политическими силами, занимавшимися координацией стачечного движения были:

  • большевики;
  • меньшевики;
  • эсеры.

Часто они выступали совместно с едиными требованиями.

Вспышка насилия

Антиправительственные и антимонархические выступления сопровождались массовыми еврейскими погромами в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В результате столкновений по меньшей мере 1600 человек погибло и 3500 было искалечено. Погромы даже не всегда имели исключительно этническую направленность — их жертвами становились прежде всего интеллигенты, студенты — все те, к кому подходило определение «демократ», ненавистное для консервативной толпы.

Исследователь истории этого противостояния историк М. Л. Размолодин полагал, что насилие стало возможным из-за устранения местных властей от выполнения своих функций — причиной тому была полная растерянность местных и центральных властей. Манифест подготавливался в полной тайне, на места не было послано никаких предуведомлений, а после опубликования Манифеста — никаких разъяснений. Даже министр внутренних дел узнал о нём «одновременно с прочими обывателями». Губернаторы и полицмейстеры не зная, как вести себя в новых, небывалых условиях, не решались отдавать запретительские приказы, не зная, можно ли запрещать что-то в условиях «конституции», и слали запросы в столицу. Столичные чиновники также не были проинструктированы и отвечали с опозданиями в несколько дней. Как противовес революционным демонстрациям некоторые сановники, страшась запретить их, решили организовывать контрреволюционные, иногда даже возглавляя последние.

Дальнейшие преобразования

Государственные преобразования не ограничивались манифестом от 17.10, так 20 февраля был обнародован новый Манифест, который определял правила взаимодействия органов высшей власти, то есть преобразовывал Государственный совет Российской империи в верхнюю палату парламента.

Свободы, дарованные манифестом, требовали пересмотра избирательного закона, который был принят 11 декабря 1905 и предусматривал выборы в Думу по 4 куриям:

  1. Земледельческой.
  2. Городской.
  3. Рабочей.
  4. Крестьянской.

Для первых двух курий выборы были двухстепенные, для 3 – трехстепенные, для 4 – четырехстепенные.

Для дальнейшего преобразования государства 23 апреля были приняты «Основные государственные законы Российской империи», суть которых сводилась к следующему:

  • верховная власть и управление государства принадлежала монарху;
  • законодательная власть осуществлялась императором в единстве с Государственным советом и Государственной думой, и законы не могли быть приняты без одобрения двух палат парламента и утверждения царя;
  • у императора оставалось право назначать и увольнять министров, руководить внешней политикой, объявлять войну;
  • всем гражданам гарантировались все демократические права и свободы.

Таким образом, этот документ стал фундаментом для законодательных актов регулирующих разделения полномочий между императором и парламентом.

Основные положения Манифеста 17 октября 1905

«Послали за манифестом.В нём были замечательные слова: “Благо российского Государя неразрывно с благом народным: и печаль народная – Его печаль”. Это было именно так, как Николай истинно понимал и постоянно хотел бы выражать, да не было умелых посредников. Он искренно недоумевал, отчего не утихали злобные смуты, отчего не установится взаимное миролюбие и терпение, при которых жилось бы хорошо всем мирным людям и в деревне, и в городе, и множеству верных чиновников, и множеству симпатичных сановников, гражданских и военных, а также императорскому Двору и императорскому Дому, всем великим князьям и княгиням, – и никому не надо было бы ничем поступаться или менять образ жизни. (Особенно, всегда истаивала Мама, чтоб никто не касался вопроса о кабинетских и удельных землях, которые эти свиньи хотят отобрать по программам разных партий).А ещё в манифесте были: все свободы, на которых настаивал Витте, и расширение избирателей уже объявленной Думы, и как будущий идеал – всеобщее избирательное право, а также – бессилие впредь каждого закона, не одобренного Государственной Думой.Конечно, понимал Государь, что русский народ ещё не готов к представительству, он ещё в невежестве и необразованности, а интеллигенция между тем преисполнена революционных идей

Но ведь и уступка будет – не улице, не революции, а умеренным государственным элементам, для них это и строится.И не совсем же это получалась конституция, если шла от царского сердца и его добрым движением была дана?Все присутствующие оказались согласны – но из осторожности Николай не подписал и тут, оставил у себя, помолиться и подумать.И посоветоваться с Аликс. И посоветоваться же ещё с кем-нибудь, с Горемыкиным, с другими

Составилось ещё два проекта манифеста. Однако Витте предупредил, уезжая, чтобы с ним согласовали каждое изменение, иначе он не берётся осуществлять. В воскресенье ночью послали старого Фредерикса в Петербург к Витте. Тот не принял ни единой поправки, увидел в этом недоверие к себе и уже отказывался от поста первого министра.А решительно иного выхода – никто за эти дни не предложил: кроме верного Трепова, все во главе с Николашей убедились в необходимости дарования свобод и ограничения царской власти.Решение было страшное, Николай это сознавал. Такие же муки и недоумение, как с японским миром: хорошо ли это получилось? или плохо? Ведь он изменял пределы царской власти, неущербно полученные от предков. Это было – как государственный переворот против самого себя. Он чувствовал, что как бы теряет корону. Но утешение было, что такова воля Божья, что Россия хотя бы выйдет из невыносимого хаотического состояния, в котором она уже год. Что этим Манифестом Государь умиротворяет свою страну, укрепляет умеренных против всяких крайних.И благоугодно стало ему – даровать свободы.Пришлось это – на понедельник 17 октября, и как раз в 17-ю годовщину от железнодорожного крушения, где едва не погибла династия (тоже поминали каждый год). Посетил праздник Сводно-гвардейского батальона. Отслужили молебен. Потом сидели ждали приезда Витте. Николаша был что-то слишком весёлый. И ещё убеждал, что всё равно все войска в Манчжурии, устанавливать диктатуру нечем. А у Николая голова стала совсем тяжёлой и мысли путались, как в чаду.Ещё помолясь и перекрестясь – подписал. И сразу – улучшилось состояние духа, как всегда, когда решение уже состоялось и пережито. Да теперь-то, после Манифеста, всё должно было быстро успокоиться».(А. И. Солженицын. Август Четырнадцатого)

Газетная публикация Манифеста 17 октября 1905

Судьба первой государственной думы

Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26.03 по 20.04 1906 года, причем практически половина избирателей были крестьяне. Первое заседание Думы состоялось 27.04 1906 года в Санкт-Петербурге, в составе Законодательного органа было 448 депутатов. Председателем стал Сергей Муромцев, проработала Дума всего 72 дня.

За недолгий период существования Дума начала рассматривать два аграрных законопроекта, однако единство среди депутатов так и не было найдено и 8 июля царь под предлогом, что Дума не успокаивает народ, а наоборот разжигает агрессию, распустил законодательный орган.

Суть документа

Вот его основные положения:

  1. Манифест провозглашал в России демократические свободы: право на свободу слова, собраний, печати, союзов, неприкосновенность личности. Это было актуально ввиду, например, еврейских погромов, которые устраивали черносотенцы.
  2. Документ заложил основы (хоть и зыбкие) российского парламентаризма — предусматривал введение Государственной думы, которая бы имела права принимать законы, и без чьей бы воли ни один закон империи не был принят.
  3. Вместе с тем, документ заложил основы и российского конституционализма, поскольку декларирование законодательной власти парламента — есть ограничение власти монарха. Конечно, в реальности, этого не произошло из-за Третьеиюньского переворота 1907 года.

Итоги и значение октябрьского Манифеста

Принятие подобного документа было первой в истории России попыткой государства дать народу больше гражданских прав и свобод. Фактически Манифест не только давал избирательное право всем гражданам, он провозглашал определенные демократические свободы, которые были необходимы для перехода России на новый тип государственного устройства.

С введением Манифеста законодательное право из единоличного (его имел только император) теперь распределялось между императором и законодательным органом — Государственной думой. Был учрежден парламент, без решения которого ни один указ не мог вступить в силу. Однако Николай не хотел так просто упускать власть, поэтому самодержавец оставлял за собой право в любой момент распустить Государственную думу, воспользовавшись правом вето.

Изменения, внесенные Манифестом в основные законы Российской империи, фактически стали началом первой российской конституции.

Право свободы слова и собраний привело к стремительному росту различных организаций и союзов по всей стране.

К сожалению, Манифест был лишь временной договоренностью между крестьянством и императором и прослужил недолго. В 1917 г. вспыхнула новая революция — самодержавие было свергнуто.

Итоги

Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 года имела важное значение для истории России. Если значимость этого события систематизировать, то можно говорить о следующих ключевых итогах стачки

  • Подписание Манифеста 17 октября 1905 о даровании народу политических прав и свобод.
  • Отказ от проекта «Булыгинской думы», и создание представительного законодательного, а не законосовещательного органа.
  • Частичное удовлетворение экономических требований – ряд владельцев предприятий согласились на сокращение рабочего дня, повышение заработной платы и т.д.
  • Расширение профсоюзного движения.
  • Удовлетворения ряда национальных требований. Так, протестующие в Финляндии добились отмены большинства законов 1899-1904 гг., ущемляющих автономию Княжества.
  • Размежевание между сторонниками радикальных преобразований и либерально настроенной частью общества. Либеральная буржуазия считала, что основные цели революции достигнуты, большевики и эсеры настаивали на продолжении борьбы вплоть до полного свержения самодержавия.
  • Созданные в ходе Всероссийской стачки стачечные комитеты, Советы рабочих депутатов, партийные ячейки стали основой для проведения забастовок и вооруженных выступлений в ноябре-декабре 1905 г.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector