15 главных монастырей архангельской области

История монастыря

В конце XIII века для обороны западных рубежей князь Олег возвёл посад в излучине Десны, который в дальнейшем преобразовался в Петропавловский монастырь.

Долгое время посад назывался Петровской обителью, и был не женским епархиальным монастырём, а мужским, выполняя двойную роль — духовную и военную. В те века монахи соседствовали с воинами дружин, вместе защищая свою землю.

Святой преподобный благоверный князь Олег, приняв наследство, отказался от престола в пользу брата. После отказа от княжения он ушёл в монахи, в тот самый основанный им же Петровский посад, где обитал до самой смерти, и там же был погребён.

В смутные времена постоянных войн монастырь несколько раз уничтожали до основания. В XVI веке его захватили литовцы, а через сто лет разграбили запорожские казаки-наёмники, нанятые на службу польским королём Сигизмундом III.

К началу 18 столетия на месте бывшего Петровского монастыря сохранилась только ветхая деревянная церковь. Её в 1702 году снесли и возвели каменную. Строительство каменного храма и послужило началом возрождения обители.

Основание и строительство

В новой церкви устроили два придела: в честь Введения Богородицы в храм, и в честь апостолов Петра и Павла. Церковь в народе называли по первому приделу, Введенской, а монастырь по названию второго придела, Петропавловским. Через несколько лет, к середине 18 века, у монастыря появилась каменная ограда, возвели надвратную церковь Пророка Илии, здесь же разместилось Духовное правление Брянска. Монастырь владел крепостными людьми, землями, мастерскими.

Процветание закончилось в 1764 году.

Указом Екатерины Великой монастырь понизили в классе до третьего, и отобрали в казну все угодья. Отныне в нём должны были находиться только игумен и одиннадцать монахов, которым полагалось из казны содержание менее одной тысячи рублей в год.

Для сбора средств на сохранение и ремонт обители, братия начала побираться по окрестным сёлам и городам. Брянские купцы выделили достаточно пожертвований для начала ремонта, но в 1830 году Николай I окончательно упразднил монастырь. Местные жители не сдались, и за три года упросили Императора отменить Указ. В 1833 году Николай разрешил восстановить обитель и поселить в нём монахинь, образовав женский монастырь. Обрадованные горожане Брянска собрали огромную сумму пожертвований и приступили к ремонту.

Становление женской обители

За три года восстановили разрушающиеся строения, построили общежитие, и осенью 1836 года в нём поселились первые монахини.

Женская обитель снова ожила.

К середине 19 века деревянную надвратную церковь снесли, возведя каменную, построили гостиницу для богомольцев. В начале 20 столетия провели водопровод, а в 1911 построили больницу.

Всё это время число насельниц обители возрастало. К началу 20 века вместо четырнадцати в монастыре проживало 200 монахинь.

Возродилось и хозяйство монастыря — при нём писали иконы, работала приходская школа для девочек. У обители снова появилась пахотная земля и недвижимость в Брянске.

Советские годы и закрытие

После прихода Советской власти часть монашеских келий забрали для поселения в них рабочих, но сократившаяся обитель продолжала деятельность до 1923 года. Затем ценности реквизировали, и монастырь закрыли. В надвратном храме открыли клуб, а затем кинотеатр, проработавший до 1974 года. В храм Введения Богородицы перенесли областной архив. В целом, монастырь без ухода постепенно разрушался.

Во время фашистской оккупации 1941-1943 годов немцы разрешили Богослужения, но после освобождения монастырь снова закрыли.

Восстановление монастыря

Только в 1989 году началась реконструкция сохранившихся сооружений обители. На монастырском храме и колокольне восстановили навершия, и ещё тринадцать лет продолжался ремонт зданий.

По ходатайству Брянского епископа Феофилакта Священный синод РПЦ возобновил деятельность женского монастыря 7 октября 2002 года.

История Антониево-Сийского монастыря

Заселение славянами этих северных мест началось примерно в 10 веке. Основная часть монастырей земли Архангельска была основана в 14-15 веках, их насчитывается более 20, самый известный, конечно, Соловецкий монастырь. Основывались монастыри  монахами -отшельниками, которые искали уединения в этих глухих и диких местах. Обычно пишут о том, что этих отшельников манила девственно чистая природа, леса, где они жили как подвижники и, где их ждали чудеса и божественные откровения. Но почему-то редко задаются вопросом о том, какой процент этих отшельников вообще выжил, не был съеден дикими зверями, не сошел с ума, не был подвержен нападениям разбойников и местных жителей… Выживание в северной тайге требовало не только крепкого здоровья, но и навыков строительства, охоты и т.д. Тем не менее отшельники объединялись в обители, порой были вынуждены переселяться с места на место, таким образом, возникали монастыри, которые получали поддержку от государства.

Антониево-Сийский монастырь. Дореволюционная открытка.

Именно таким подвижником Антонием в 1520 году и был основан Сийский монастырь. Сам Антоний в миру носил имя Андрей и происходил из семьи богатого земледельца из села Кехта около Северной Двины, с детства был обучен грамоте, а также иконописанию. В зрелом возрасте служил в Новгороде у боярина, потом женился на его дочери, которая через какое-то время умерла. Видимо, это и явилось причиной того, что Андрей вернулся в родные места и принял постриг в Преображенском монастыре (1508). Через 5 лет -то время Антоний покидает монастырь и на р.Емце вместе с несколькими иноками ставит часовню и кельи, однако после конфликта с местными жителями братия была вынуждена уйти.
Новым местом для поселения стал небольшой мыс Михайловского озера, куда монахов привел охотник Самуил. По преданию на этом месте не раз слышали пение и колокоьный звон, а также выидели фигуры монахов, рубящих лес. Постепенно братия Антония росла, к ним стали приходить жители из окрестных деревень. И уже через пять лет после основания в 1525 году Сийский монастырь получил грамоту от великого князя Василия III, к 1550-м годам монастырь уже имел существенные льготы и достаточно большие угодья «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».

Антониево-Сиийский монастырь в советское время.

В 1599-1605 гг. здесь был заточен отец Михаила Романова — Федор, насильно постриженный в монахи, возможно во многом из-за этого в будущем монастырь получал государственную поддержку. Многие российские императоры посещали эти места.
На 17 век приходится расцвет Антониево-Сийского монастыря — во владения монастыря входят целые деревни, а также различные промыслы — в том числе соляной, очень доходный и важный для заготовок пищи на зиму. Монастырь имеет подворья в разных  городах — Архангельске, Вологде, Москве. Также здесь была иконописная мастерская, типография, монахи занимались переписыванием книг, большая библиотека. Самое известная книга отсюда — Сийское Евангелие.

Надвратный храм преподобного Сергия Радонежского.

После реформы Екатерины II и изъятия церковных земель — Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок, получает 2 класс и 1200 рублей в год из казны. В 1923 году монастырь был закрыт.  В 1923 году монастырь был закрыт — здесь размещались склады колхоза, дом-отдыха, интернат, пионерский лагерь. Многие здания за советский период были уничтожены и разрешены. В 1990-е года началось восстановление Антониево-Сийского монастыря. Много для этого сделал теперь уже бывший настоятель иеромонах Трифон.

Троицкий собор.

На данный момент восстановлены все основные постройки — пятиглавый Троицкий собор (1589-1606), в котором находятся мощи Преподобного Антония, шатровая Благовещенская церковь (1638-1644), надвратный храм преподобного Сергия Радонежского (1670-е), храма-колокольня Трех Святителей Московских (1660-е).

Библиотека Антониево-Сийского монастыря

Особое внимание следует уделить библиотеке монастыря, которая формировалась в течение нескольких веков. Прежде всего, стоит отметить, что она включала в себя самое большое собрание рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители

Здесь можно было найти библейские и богослужебные книги, творения отцов и учителей церкви, житейную литературу, памятники церковного права и полемики, а также учебники по космографии, географии, языкознанию и даже искусству. Кроме того, любителей истории заинтересует тот факт, что библиотека пополнялась известными историческими личностями. Среди них можно выделить Ивана Грозного, благодаря которому в Антониево-Сийском монастыре появилось Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского.

dualia1

В ХХ веке весь архив был передан в Архангельское древлехранилище, а в настоящее время фондодержателями многих рукописных трудов являются Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека.

Лишь мачая часть книг, в том числе и современных, доступна для скачивания на официальном сайте. Помимо духовного чтения, все желающие также могут ознакомиться с несколькими изданиями о монастыре.

Библиотека на официальном сайте монастыря

dualia1

Как добраться до Антониево-Сийского монастыря

Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км от Архангельска и в 27 км от посёлка Брин-Наволок. Его точные координаты на карте — 63.552697, 41.555699. Добраться до монастыря можно как на личном автомобиле, так и на автобусе. Стоит отметить, что от остановки общественного транспорта до пункта назначения придётся пройти пешком еще около 8 км. От автовокзала Архангельска до остановки «Сия», которая является ближайшей к монастырю, следуют автобусы № 520 (Архангельск — Каргополь), № 503 (Архангельск — Емецк), № 505 (Архангельск — Вельск) и № 511 (Архангельск — Котлас).

Расписание и схемы движения междугородних автобусов из Архангельска

Чтобы доехать до Антониево-Сийского монастыря на личном автомобиле, для начала нужно выехать через Северодвинский мост на трассу М-8 «Архангельск-Москва». Затем следовать по нему через село Брин-Наволок до 151 км и свернуть по указателю «Антониево-Сийский монастырь» направо. В целом дорога из Архангельска займет около двух часов.

Антониево-Сийский монастырь на панораме Google-карт

Антониево-Сийский монастырь на видео

Кийский Крестный монастырь

Рекомендовать место

2

1

Кийский Крестный монастырь является один старейших монастырских обителей России. Он основан в 1656 году на возвышенном месте Кий-острова по личной инициативе патриарха Никона. Создание обители – это своеобразная благодарность Богу за спасение патриарха в морской буре. И назван он был «Ставрос», что обозначает «крест», «крестный». Его отличительною особенностью было применение гранитных глыб при строительстве, что удачно вписалось в скалистый ландшафт острова.

В этом монастыре хранилась православная Святыня – «Кийский Крест», выполненный из кипариса как прототип Креста Распятия. Внутри него хранились ковчежцы с частицами мощей Святых и и землей из Святых мест. В настоящее время это реликвия хранится в храме Сергия Радонежского в Москве.

В XVIII-XIX столетиях обитель пришла в упадок, а в период Крымской войны он был разорен английскими войсками. В 1922 году монастырь и вовсе был закрыт.

До наших дней сохранились многочисленные монастырские постройки, в том числе Крестовоздвиженский собор, Надкладезная церковь, двухъярусная церковь Рождества Богородицы, церковь Всех Святых и небольшой фрагмент деревянной монастырской ограды с четырехгранной башней.

Кроме этого, можно посмотреть двухэтажный Настоятельный корпус с мезонином, трапезную и келарские палаты. Многие из этих построек являются единственными сохранившимися памятниками деревянного зодчества Русского Севера. В данный момент монастырь не действуют, но можно совершить увлекательную экскурсию по сохранившимся объектам.

Координаты: 64.00005200,37.88829800

Постройки

Троицкий собор и Благовещенская церковь

Троицкий собор располагается на месте самой первой постройки – деревянной Троицкой церкви, возведённой преподобным Антонием и иноками. Каменное здание собора была построено после пожара в конце XVI века, уничтожившего деревянную постройку, в нём по сей день хранятся мощи основателя монастыря.

В декабре 2019 года Министерством культуры Российской Федерации было принято решение о реставрации этого важнейшего культурного памятника. Окончательное восстановление собора запланировано к 2023 году.

Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами была возведена в 1644 году и стала вторым каменным зданием на территории монастыря. В 1992 году она сильно пострадала при пожаре.

В 2000 году была завершена её реставрация, в ходе которой архитектор старался максимально сохранить деревянные части, оставшиеся от первоначальной постройки.

Церковь Серея Радонежского

Надвратная каменная церковь с архиерейскими покоями была третьим каменным зданием, её строительство завершилось в 1670 году. Церковь нуждается в реставрационных работах, однако Министерство культуры никаких решений, касающихся этого вопроса, не принимает.

ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ ОБ АРХАНГЕЛЬСКЕ:

  • 30 интересных достопримечательностей Архангельска и окрестностей.
  • Архангельск – крупнейший морской порт на Белом море.
  • Как добраться из Санкт-Петербурга в Архангельск?
  • Кенозерский национальный парк.
  • Из Москвы в Архангельск на машине, поезде и самолете.
  • Музей под открытым небом “Малые Карелы”.
  • Национальный парк “Русская Арктика”.
  • Соловки: природа острова и исторические достопримечательности.
  • Кенозерский национальный парк.

Посмотреть расписание поездов можно здесь:

Несколько фактов про Юрьев-Польский

  • Юрьев-Польский расположен на реке Колокше. Основателем города является князь Юрий Долгорукий (создатель города Москва), благодаря которому в 1152 году на этом месте появился деревянный Юрьев-Польский кремль.
  • Свое название город получил от имени князя. Но так как в окрестностях Киева уже существовало поселение Юрьев, к названию была добавлена вторая часть «Польский», обозначающая бескрайнее количество полей, лежащих возле города.
  • В Юрьев-Польском снималисьследующие фильмы: «Золотой теленок» (1968), «Седьмой день» (2005), «Юрьев день» (2008) Кирилла Серебренникова, «Русский шоколад» (2010), «Брак по завещанию-2. Возвращение Сандры» (2011), «Гуляй, Вася!» (2017), «Грааль» (2018) .
  • Население города примерно 18,5 тыс. человек.
  • Расстояние до регионального центра города Владимира — 69 км, до Суздаля — 62 км, до Александрова — 75 км.

Юрьев-Польский фасад собора.

Ученые предполагают, что резьба на фасадах поручалась двум артелям мастеров — одна специализировалась на выполнении фигур в высоком рельефе, другая — в низком. Есть точка зрения, что для работ привлекались иностранные мастера, но многие исследователи настаивают на том, что это были местные резчики, так как античные кентавры «одеты» в русские кафтаны и шапки, в руке у кого-то есть топорик, можно увидеть изображение зайца. Внутри храма четыре столба поддерживают своды. К северо-западному углу здания пристроена небольшая белокаменная усыпальница. В ней погребен князь, строивший этот собор в XIII в. По мнению одних исследователей — это Юрий, сын Всеволода, по мнению других — Святослав Всеволодович.

Парк молодоженов в Юрьев-Польском

В 2010 году в городе появился парк молодоженов, разбитый в честь святых Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. Особенностями парка являются два больших кольца с надписью «Совет да любовь», через которые предлагает пройти молодоженам, чтобы скрепить свои судьбы.

Здесь же расположены:

  • скамейка для двоих, на которой нужно говорить о своей любви или просить прощения.
  • поляна невест, оформленная в виде цветочной клумбы-сердца. На ней фотографируются невеста и ее подружки.
  • «мост поцелуев» для молодой семьи. Некоторые крепят к мостику замочки, чтобы брак был долговечным.

Окрестности Юрьев-Польского

Достопримечательности Юрьев-Польского не заканчиваются на черте города. Неподалеку с ним расположено еще несколько исторических мест.

Архитектурный ансамбль монастыря

Несмотря на то, что Михайло-Архангельский монастырь в Юрьев-Польский разрушался и разорялся несколько раз, до современников дошел образ храма, который заключил в себе некоторые черты православной архитектуры, свойственной XVII или XVIII векам. Главный собор представляет собой двухэтажное здание, которое имеет пять глав. Одной из ключевых особенностей строения считается отсутствие столпов. Фасад здания украшен богатой рустовкой. Особых слов заслуживают резные карнизы и фризы.

Отдельного внимания заслуживают и другие религиозные комплексы, которые находятся на территории мужской обители. Трапезная церковь Иконы Божьей Матери «Знамение», построенная в 1625 году, представлена в виде небольшого храма. В обители имеется вместительная трапезная, которая соединена переходами с келарской палатой и погребами.

Любители деревянного зодчества обязательно оценят надкладезную часовню, которая имеет богатейшую историю. Согласно преданиям, в древние времена, когда сооружение было уже возведено, на территории монастыря существовал очень строгий устав, который не позволял монахам выходить за территорию обители. В один прекрасный день, когда совершалась общая молитва, на территории Михайло-Архангельского монастыря из-под земли забил родник, который действует и по сегодняшний день. Вода в роднике освящена и доступна для прихожан.

Михайло-Архангельский монастырь – это настоящая жемчужина «Золотого кольца», посетить которую необходимо каждому туристу. На территории мужской обители можно не только отдохнуть от городской суеты, но и погрузиться в невероятную сказку и чудесную атмосферу дружелюбия и спокойствия, не свойственную мирской жизни.

Фото и описание

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь находится в Холмогорском районе Архангельской области, в 150 километрах от Архангельска. Его образовал преподобный Антоний в 1520 году на маленьком острове Михайловского озера. Первым и главным храмом был Свято-Троицкий, по нему же монастырь носит свое название.

В 1525 году монастырю была пожалована грамота князя Василия. В 1543 году монахам были отданы окрестные земли. Через 2 года монастырь получил финансовые и судебные льготы. Еще при жизни Антония монастырь являлся влиятельным церковно-административным центром Подвинья, хорошо известным в Москве. В течение почти 40-летней деятельности Антония было образовано 3 церкви (из дерева): Троицкая, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского.

К концу XVII века здесь постепенно появился ансамбль каменных зданий. К концу XVI века был построен Троицкий собор с приделом в честь святого Антония Сийского (под спудом – его святые мощи). Благовещенский храм с трапезной и палатами появились в I половине XVII века. Храм Трех Святителей Московских с колокольней были построены в 1652 году. И, наконец, в 70-х годах XVII века была возведена надвратная каменная церковь с 3-мя престолами Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра.

В XVI-XVIII веках Антониево-Сийский монастырь представлял собой крупнейший духовный и культурный центр Подвинья. Здесь существовала традиция переписывания книг. В монастыре собрали архив, в котором насчитывалось больше 20000 книг (вкладные, сотные, переписные и так далее). В здешней ризнице хранились прекрасные произведения русского ювелирного искусства: водосвятная чаша 1583 года, драгоценное паникадило 1628 года и другие. В письменных документах сохранилась информация об иконописцах. Преподобный Антоний был основателем монастыря и иконописцем, также игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами.

В Антониево-Сийском монастыре образовался Сийский иконописный подлинник с 500 прорисями с икон европейских гравюр, являющийсявыдающимся памятником древнерусской культуры. В XVII веке у монастыря во владении были деревни, пашенные земли и покосы. Здесь жили ремесленники, развивался соляной, морской и рыболовный промыслы. В конце XVII-XVIII веках был построен двухэтажный корпус келий.

В XVIII веке Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели монастыря исполняли работу ректора Архангельской духовной семинарии. Архимандритом Вениамином осуществлялось просвещение самоедов тундр Архангельского края. В 1920 году монахами была организована трудовая коммуна, а в Благовещенском храме советская власть создала детскую колонию.

В июне 1923 года Антониево-Сийский монастырь был закрыт. В последнее время постройки монастыря использовались разными организациями. Сейчас в обители – 13 монахов. Здесь постоянно живут около 60 трудников. В монастыре возрождается духовно-просветительская, богослужебная, миссионерская, социально-благотворительная деятельность. Монахи принимали участие в церковно-археологической экспедиции в окрестностях Кожезерского и Красногорского монастырей.

Город Юрьев в Ополье

Город был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году на слиянии рек Колокши и Гзы. Как и многие другие поселения, которые заложил великий князь, он назвал новый город своим именем – Юрьевым. Дополнение Польский появилось, по всей видимости, для того, чтобы охарактеризовать местоположение города – в полях. И действительно, по сей день Юрьев-Польский окружают изумительной красоты ровные поля.

Юрьев-Польский с высоты

Широкая полоса полей начинается от Владимира и Суздаля и тянется на северо-запад, доходя практически до Переславля-Залесского. Юрьев находится в самом центре. Если посмотреть на город с высоты или просто взять в руки карту, то Юрьев-Польский выглядит, как старая Москва в миниатюре: от него во все стороны разбегаются дороги, и город оказывается в центре этой паутины. В тоже время Юрьев-Польский кажется большой деревней, лежащей в ложбине между полей.

Город задумывался как форпост на северо-западных границах Владимиро-Суздальского княжества. С этой целью были построены высокие укреплённые стены, насыпаны земляные валы. В центре крепости Юрий Долгорукий возвел церковь во имя Святого Великомученика Георгия, своего небесного покровителя. Храм был массивным, строгим и простым. Насыпанные около 1152 года валы были первым сооружением в новом городе. В итоге получилась мощная крепость, небольшая, но хорошо укрепленная. Валы лежали кругом, длиной они были больше 2 км, высотой 7 метров, ширина у основания — 12 метров. Валы сохранились почти по всему периметру, кроме небольшой части возле Михайло-Архангельского монастыря. Это место как раз выходит на центральную площадь, и кажется, будто монастырь и есть юрьевский кремль. Когда-то на стенах стояли деревянные укрепления. Сохранились следы трёх ворот — они смотрят на юг, Владимир и Переславль-Залесский.

Памятник основателю города; за ним видно старые крепостные валы

Практически с самого основания Юрьев-Польского политическая жизнь шла мимо города. Где-то недалеко гремели битвы между Владимирскими князьями и ростовчанами (1177), потом на Липицком поле устроили разборки наследники Всеволода III. А Юрьев-Польский тем временем получил статус столицы удельного княжества (1212). Правителем его стал сын Всеволода Святослав. Внук Долгорукого, сын Всеволода (и чешской королевны Марии), князь Святослав III Всеволодович в 1212 году по смерти отца получил в удел город Юрьев (1212-1238 года).

В 1212 году Юрьев был центром небольшого самостоятельного княжества, которое выделялось из состава Владимиро-Суздальской земли и находилось в управлении у Святослава. После Липицкого сражения Святослав вернулся в Юрьев. В 1230 году он приказал снести храм Георгия и построить на его месте новый собор. По легенде, Святослав Всеволодович спросил у каменщиков, смогут ли они построить такой собор, краше которого еще не было на Русской земле: «Хочу, чтобы храм Георгиевский вырос краше, чем в самой Москве». Мастера ответили, что смогут: «Будет собор, как яблоневый сад в цвет и как жемчужина».

Георгиевский собор

Строительство собора длилось четыре года с 1230 по 1234. Мастера выполнили своё обещание. Второго подобного храма не было в Русском государстве. Уникальность его заключалась в том, что он был полностью покрыт каменной резьбой. Это были отдельные изображения святых и целые композиции – животные и чудовища, растения, листья, стебли, которые причудливым орнаментом оплетали и связывали воедино все сюжеты и изображения. Именно за этот причудливый орнамент храм и сравнивали с яблоневым садом.

Торговые ряды и Гостиный двор

С северной стороны к древним земляным валам Юрьев-Покровского много столетий подряд примыкает торговая площадь, которая сейчас называется «Советской». На ней расположены каменные постройки Торговых рядов и двухэтажного Гостиного двора, построенных еще в 1873-1877 годах. Они появились вместо сгоревших деревянных зданий Гостиного двора. Отличием Юрьев-Польских Торговых рядов от рядов в Суздале, Владимире и Костромы считается отсутствие внутреннего двора.

В XIX веке заказчиками Гостиного двора являлись местные торговцы: купцы и фабриканты. Здесь они организовали помещения для торговли и хранения своего товара. В прошлом веке в зданиях размещались лавки, пивные, постоялый двор и склады. Сейчас большинство магазинов пустует, а многие навесы покосились.

Усадьба Голицыных

Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Сима, Первомайская улица

Небольшое село Сима досталось генералу Михаилу Голицыну в дар от императора Петра I за боевые заслуги. Генерал велел построить здесь дом с флигелями, разбить парк и выкопать пруд.

В 1812 году тут провел свои последние дни великий полководец Петр Багратион, родственник Голицыных. После тяжелого ранения, полученного во время битвы Бородино, Багратион приехал в Симу, где и скончался. Его тело было предано земле неподалеку от сельской церкви святого Димитрия Солунского. Позже его останки были перезахоронены.

После 1917 года дворянская усадьба Голицыных превратилась в приют для сирот. На сегодняшний день здесь расположены библиотека, местный Дом Культуры, а также музей имени Петра Багратиона.

Александро-Ошевенский монастырь

Рекомендовать место

2

Этот монастырь был основан приблизительно в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским, устроивший изначально небольшую пустынь среди дикого леса. Затем был возведен Никольский храм, а после смерти преподобного построили ещё одну церковь в честь Успения Богородицы и расширены монастырские владения.

Затем монастырские постройки несколько раз горели, но в итоге обитель восстанавливали вновь, строя уже каменные строения. Мощи преподобного Александра Ошевенского хранили как Святыню. До наших дней сохранился белокаменный Успенский собор с пределом Сретения Господня, красивая колокольня, надвратный Никольский храм. На территории монастяря можно увидеть чудом сохранившийся постройки XVII-XIX вв.: Святые ворота, угловые башни и корпуса в стиле провинциального ампира.

В начале XX столетия в обители находилось 8 человек братии и имелось налаженное хозяйство. Кроме этого, Александро-Ошевенский монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с небольшой часовней в честь святого Пантелеймона.

Но советское лихолетье XX века не пощадило и этот монастырь. В 1922 году обитель разграбили и закрыли, даже вскрыли раку с мощами Святого. Все монастырские постройки использовались под хозяйственные нужды. Только с 2001 года стала постепенно возрождаться обитель: реконструкция Свято–Никольского надвратного храма, восстановление келий, постройка воскресной школы.

Историческая справка

Православная обитель – это одна из древнейших на территории России церквей, которая за все время своего существования пережила немало печальных событий. Как стало известным из летописей и преданий, монастырь был основан в начале XIII века по указу князя Святослава Всеволодовича. Нашествие Батыя на Русь, произошедшее в 1238 году, стало ключевым моментом в истории монастыря. Мужская обитель была разорена, после чего два века пустовала.

В 1535 году здание Михайло-Архангельского храма было разрушено, поэтому на его месте была воздвигнута деревянная церквушка. Строительство нового здания Михайло-Архангельского монастыря началось лишь в конце XVIII века. Возведение храма закончилось в 1806 году, однако внутреннее оформление интерьера продолжалось еще ни одну сотню лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector