Литургия
Содержание:
- ПОЗДНЕЙШИЕ СОБОРЫ
- Особенности православного Предания
- Исторические предания
- Перспективы для исследователей
- Соотношение Предания и Писания
- Сравнение с другими фольклорными прозаическими жанрами
- Предания — часть устной народной прозы
- События человеческой истории
- Значение слова «предание»
- ЛИТУРГИЯ
- Источник веры в православии
- Пути возвращения к Преданию
- Тематические страницы
- СЕМЬ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ: СИМВОЛ ВЕРЫ
- В чем необходимость Священного Предания
- Выводы
ПОЗДНЕЙШИЕ СОБОРЫ
Формулирование православного вероучения, как мы уже видели, не прекратилось с Седьмым вселенским собором. С 787 г. существовали два основных способа, какими Церковь выражала свою точку зрения: 1) определения поместных соборов (то есть соборов, объединяющих членов одного или более патриархатов или автокефальных церквей, но не претендующих представлять Православную соборную Церковь в целом) и 2) письма или определения веры, сформулированные отдельными епископами. Если вероучительные определения всеобщих соборов непогрешимы, то в определения поместных соборов или отдельных епископов всегда может вкрасться ошибка. Но когда такие определения принимаются всей Церковью, они приобретают вселенскую авторитетность (то есть всеобщий авторитет, присущий вероучительным положениям Вселенского собора). Доктринальные положения Вселенского собора нельзя пересматривать или вносить в них поправки: их нужно принимать целиком; но в своем подходе к актам поместных соборов Церковь часто проявляла избирательность. Например, в случае соборов XVII в. их вероучительные положения отчасти принимаются всей Православной Церковью, а отчасти отвергаются или уточняются.
Основные изложения православного учения после 787 г. суть следующие:
1. Окружное послание св. Фотия (867).
2. Первое послание Михаила Керулария Петру Антиохийскому (1054).
3. Решения Константинопольских соборов 1341 и 1351 гг. в связи с исихастским спором.
4. Окружное послание св. Марка Эфесского (1440–1441).
5. Исповедание веры Геннадия, патриарха Константинопольского (1455–1456).
6. Ответы Иеремии II лютеранам (1573–1581).
7. Исповедание веры митрополита Критопулоса (1625).
8. Православное исповедание Петра Могилы в его исправленной форме (утверждено собором в Яссах, 1642).
9. Исповедание Досифея (утверждено Иерусалимским собором).
10. Ответы православных патриархов неприсягнувшим (1718, 1723).
11. Ответ православных патриархов папе Пию IX (1848).
12. Ответ Константинопольского синода папе Льву XIII (1895).
13. Окружные послания Константинопольского патриархата по вопросу о христианском единстве и «экуменическом движении» (1920, 1952).
Эти документы, особенно 5–9, иногда называют «символическими книгами» Православной церкви; но многие православные ученые в наши дни считают такое название вводящим в заблуждение и не используют его.
Особенности православного Предания
Предание Церкви, православное Предание более чем какое-либо другое отражает Божественную волю и действие, совершаемое в Церкви. Вся жизнь Церкви есть осуществление закона любви и слов Иисуса Христа «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–40). Проповедь Иисуса Христа стала христианским преданием, о котором пишет апостол Павел: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим… Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (2 Фес. 2:15; 1 Кор. 11:2). Христианское Предание, ставшее церковным наследием, основанное на словах Иисуса Христа и распространенное его ближайшими учениками, принимается всеми повсеместно. Оно имеет высший церковный авторитет. В основе Предания лежит дух любви, однако в истории Ветхого и Нового Заветов были случаи, когда люди заменяли дух любви духом буквы. Это предание касается внешней стороны жизни человека, а потому является второстепенным. В основе этого Предания лежал Закон Моисеев, который впоследствии фарисеи извратили, оставив букву, лишенную смысла и духа, в угоду своим амбициям. О таком «предании» Иисус Христос говорит фарисеям: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего… спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное» (Мф. 15:3; Мк. 7:5–8). Это Предание лицемеров, которые, прикрываясь законом Божиим, на деле исполняют противное Божиему установлению. Исцеление сухорукого в субботу фарисеи считали грехом, потому что в субботу предписан отдых. Спаситель «сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? (вопрос риторический. Конечно, пойдут. Своя рубашка ближе к телу. – Прим. автора) Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Мф. 12:11–12). Таким образом, данные Богом Заповеди нерушимы, составляют основу Предания. Эти богооткровенные истины изложены в Десяти Заповедях и Евангелии. Церковь, руководимая Духом Святым, устами святых апостолов, отцов и учителей Церкви, применяет эти Заповеди к тому или иному жизненному контексту.
Исторические предания
Коллективная народная память создала древние предания из реальных фактов, о которых в несколько ином свете мы можем прочесть в учебниках истории. Так создавались исторические предания.
К историческим относят предания о Жанне д’Арк, царе Иване Грозном, атамане Мазепе и других.
Сюда же относим библейские рассказы о сотворении мира, выходе израильтян из Египта в поисках своей земли и множество других.
В данную группу входят такие предания, которые впитывают представления людей о творении их мира. Все фольклорные единицы создают единый историко-мифологический мир, отображающий широкую картину народного взгляда на окружающую действительность.
Временные рамки, охвачиваемые преданиями, трудно определить: это сведения от самой библейской древности до современности.
Перспективы для исследователей
В каждом городе, каждом селе есть такие краткие истории о том, откуда взялось какое-нибудь местное название. Сборники подобных преданий можно составлять бесконечно. Поле для исследований есть и сегодня. Поэтому каждому, кто открыл для себя предания и нашел их интересным объектом деятельности, есть работа.
Издать сборник преданий, собранных в конкретной местности, — вполне реальная перспектива. Новые названия появляются и сегодня, прямо в этом момент. Также в отдаленных уголках России существуют такие поселения, в которых фольклор активно развивается. Значит, появляются новые границы для этнографической и фольклорной работы.
Примечательно, что в нынешнее время больше появляется топографических преданий. Исторические сохраняются с предыдущих эпох, поскольку с некоторого времени фиксация всех фактов происходит моментально после их появления.
Соотношение Предания и Писания
Это связано с латинским влиянием на православное богословие, которое началось в период упадка образованности на Христианском Востоке. Это латинское схоластическое влияние в данном случае проявляется в характерной для латинской мысли тенденции кодифицировать Предание в исторических документах, памятниках, иначе говоря, рассматривать Предание почти исключительно как некую сумму информации о Боге, о духовной жизни, в то время как для восточных отцов Предание – это всегда не только знание, не столько информация, сколько именно живой опыт богопознания, опыт объемного видения богооткровенной истины, без которого подлинное знание оказывается невозможным.
Суть католического взгляда, во-первых, в том, что Писание и Предание рассматриваются как нечто взаимодополняющее, и, во-вторых, утверждается, что, и Писание, и Предание по отдельности заключают в себе не всю богооткровенную истину, а только некоторую ее часть.
Такое понимание соотношения Предания и Писания не согласуется со святоотеческим пониманием. Для сщм. Иринея Лионского (II век по Р.Х.) Священное Предание по своему содержанию не есть нечто отличное от Священного Писания, а, наоборот, Предание по содержанию тождественно Новому Завету.
И у других отцов Церкви мы можем найти утверждение, что Священное Писание само по себе содержит все потребное для благочестия, т. е. заключает в себе не часть богооткровенной истины, а всю истину в ее полноте.
В.Н. Лосский утверждает, что Предание следует отличать от Писания, но, ни в коем случае не разделять и не противопоставлять одно другому, как это сделали протестанты и, в полемике с ними, католические богословы.
Если понимать Предание как независимый от Писания источник Откровения, которое есть лишь добавление к Писанию, нечто внешнее по отношению к нему, то в таком случае Преданию все равно сообщаются все те же свойства, которые характерны для Писания: оно оказывается «иными письменами» или «иными неписанными словами» – всем тем, что Церковь может прибавлять к Священному Писанию в горизонтальном, историческом своем плане.
Если же под Преданием подразумевать (как это часто делают) лишь устную передачу истин веры, то в таком случае лишь противопоставляются два способа передачи Откровения. Но противопоставляя написанные чернилами книги и сказанные живым голосом проповеди, все же остаешься на поверхности. И в том и в другом случае речь идет о проповеданном слове, и, в конечном счете, принципиальной разницы между устной передачей истин веры и письменной нет. В обоих случаях Предание оказывается весьма схоже с Писанием.
Окончательного различения невозможно сделать до тех пор, пока остается последний роднящий Предание и Писание элемент; элемент этот – слово. Предание не следует искать на горизонтальной линии «преданий», которые, так же, как и Священное Писание, находят свое определение в слове. Если противопоставить Предание всему, что представляется реальностью слова, то надо сказать, что Предание – это молчание. «Тот, кто истинно обладает словом Христа, тот может слышать даже Его молчание», – говорит святой Игнатий Антиохийский (Послание к Ефесянам, 15, 2).
В.Н. Лосский говорит, что для того, чтобы «освободить» Предание от всего, что является его проекцией в плане горизонтальном, необходимо войти в другое измерение – вертикальное.
Итак, когда говорится о соотношении Священного Писания и Священного Предания, необходимо избегать двух соблазнов: во-первых, опасности противопоставления Священного Писания и Священного Предания и, во-вторых, опасности свести Священное Предание к сумме некоторых знаний, к набору определенных памятников, в которых содержится это знание.
Сравнение с другими фольклорными прозаическими жанрами
Предания порой можно ошибочно определить как легенду или былину. Во избежание этого назовем такую закономерность: сюжеты легенд направлены на объяснение происхождения какого-либо культурного или природного явления. Они часто дают определенную моральную оценку описываемым событиям. А предание — это пересказ на народный лад истории с участием широко известных или знаменитых в локальной местности героев.
От былин предания народа отличаются содержанием, действующими лицами (исторические лица: разбойники, правители, простые люди, ремесленники), участием реальных известных в определенной местности личностей, ставших мифологическими героями.
Характерным для данного жанра фольклорной прозы является повествование от третьего лица о событиях, относящихся к прошлому. Рассказчик преданий не был очевидцем событий, а передает историю, услышанную от третьих лиц.
Предания — часть устной народной прозы
Мы узнали, что такое предание. Определение дало нам общее представление. Поговорим об одной особенности данного жанра. Примечательно, что предания являются жанром устного народного творчества. Это значит, что истории, услышанные сегодня, были созданы сотни лет назад и переходили из уст в уста. К тому времени, как предание было записано на информационном носителе, могли произойти десятки или даже сотни трансформаций сюжета, образов.
Творения известного поэта Греции Гомера «Илиада» и «Одиссея», имеющие невероятный размер, также передавались устным способом. Они также описывали исторические события, приукрашенные и несколько видоизмененные. В этом прослеживается некоторая схожесть данных творений с более новыми преданиями.
Как жанр устной прозы, предания восхищают своей долгой историей. К счастью, а может и нет, в наше время их распространение в записанном виде гораздо проще. Нам стоит ценить каждое слово, предание, дающее важные духовные знания о предках.
События человеческой истории
Предание имеет как позитивную, так и негативную составляющую
Важно их уметь разделять и отличать от исторического наследия. Историческое наследие – совокупность событий человеческой истории, отражающих стремления людей к внешнему благосостоянию вне зависимости от средств, иногда по принципу борьбы за существование
Предание подразумевает жизнь по принципу Божественной любви, в соответствии с заповедью Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:40), реализуемой собственным примером. Вектором исторического наследия является принцип борьбы за существование; вектором Предания – проявление наибольшей любви.
Значение слова «предание»
ПРЕДА́НИЕ 1
, -я,ср.Действие по глаг
предать (во 2 и 3 знач.). нашего ордена — есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства. Л
Толстой, Война и мир.Прения разгорались. Одни требовали для Завьялова строгого выговора, другие — исключения из партии и предания суду военного трибунала. Шолохов-Синявский, Волгины.
ПРЕДА́НИЕ 2
, -я,ср. Устный рассказ, история, передающиеся из поколения в 362 поколение.Библейское предание. Семейное предание. □Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. Пушкин, Руслан и Людмила.Если верить преданиям, прадед наш, человек богатый, только под старость переселился из-под Курска в Суходол. Бунин, Суходол.
Источник (печатная версия):
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;(электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке.Его передают из поколения в поколение.
В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой. От других жанров фольклорной несказочной прозы — легенд и быличек — отличаются рядом признаков: содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей, действующие лица — исторические или «квазиисторические» личности (цари, правители, разбойники), мифо-эпические персонажи (великаны, мифологизированные аборигены края, первопоселенцы, воинственные противники). Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий). Коллективная память фиксирует исторические факты не только в рамках местных топонимических легенд, но связывает сведения о конкретных событиях с представлениями о миротворении, вводит то и другое в единый историко-мифологический нарратив, охватывающий события от библейской древности до современности. В рассказах об исторических лицах и событиях действуют те же механизмы мифологизации, что и в фольклорных легендах, так или иначе связанных с каноническими и апокрифическими текстами.
исторические предания (например, о Словене и Русе, Жанне д’Арк, Иване Грозном),
топонимические — о происхождении названий (например, Змиевых валов от Змия, Парижа от Париса, Киева от Кия).
ПРЕДА’НИЕ
, я,ср. (книжн.).1.только ед.Действие по глаг. предать-предавать.П. суду. П. земле.2. Рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче.Древнее п. Преданья старины глубокой. Пушкин.Свежо предание, а верится с трудом. Грибоедов.Живое п. см. живой).
«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);(электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛИТУРГИЯ
Православная Церковь не столь пристально занимается выработкой формальных догматических определений, как Римско-католическая церковь. Но было бы ошибочным прийти к выводу, что если то или иное убеждение веры никогда специально не провозглашалось в качестве догмата, то оно не составляет части православного предания, а остается частным мнением. Определенные вероучительные положения, никогда не выраженные формальным образом, тем не менее с безоговорочным единодушием принимаются церковью как безошибочное внутреннее убеждение, столь же обязывающее, что и прямо выраженная формула. «Одни вещи мы имеем от письменного учения, – говорит св. Василий, – а другие получили от апостольского Предания, переданного нам в таинстве; и те, и другие обладают равной силой в глазах благочестия»3.
Это внутреннее предание, «переданное нам в таинстве», сохраняется в первую очередь в церковном богослужении. Lex orandi lex credendï наша вера – в нашей молитве. Православие выработало немного прямых определений относительно евхаристии и других таинств, будущего мира, Богоматери и святых: наша вера в отношении этих вещей выражена главным образом в молитвах и гимнах, составляющих часть богослужения. Не только слова службы принадлежат преданию: разнообразные жесты и действия – погружение в воду при крещении, разного рода помазания елеем, крестное знамение и т. д. – все они имеют особое значение, все выражают в символической или драматической форме истину веры.
Источник веры в православии
Авторитет Священного Писания освящает Предания, о них не единожды говорится в Библии, в частности, в Новом Завете апостол Павел в своем обращении:
- к жителям Фессалоники говорил о предании, полученным через Слово (2Фес.2:15);
- в Коринфе он хвалил христиан за то, что они верны посланиям, переданным через последователя Христа (1Кор. 11:2);
- Тимофею дал наставление, сохранить услышанное (1 Тим.6:20)
Христианское вероучение черпает знания из двух источников — Священного Писания и Священного Откровения, переданного их прошлого.
В Священном Писании заложены все догматические истины христианской церкви
Священное Писание не могло вместить все то, чему учил Иисус, описать все Христовы действия и слова. Церковь первоначально появилась на основе старозаветных Преданий, Писание стало хранителем веры и истины. Духовная жизнь Церкви организована апостолами. Они Духом Святым передали Святой Церкви откровения и письма в устном и письменном виде о ведении христианского способа жизни, ее правилах, таинственных священнодействиях.
Апостолы через своих учеников, пастырей новых церквей, передавали откровения, в которых хранится православная премудрость. Ко всем посланиям, переданным апостолами в устном и письменном виде, современным христианам следует обращаться с преданным сердцем, верой в сокрытые Духом Святым таинства.
Это интересно: Что такое и что значит сухоядение в пост — рассказываем подробно
Пути возвращения к Преданию
Одним из критериев Православия есть отношение к Священному Преданию и соблюдение его: вероучение, литургическое наследие Церкви, церковные изображения, Крест, святоотеческое наследие, апостольское преемство в священнослужении. Церковь, которая отрицает Священное Предание в его полноте, не может называться Церковью. И наоборот, религиозная организация, принимающая весь опыт Церкви, в том числе и Священное Предание, есть Истинная Церковь. К ней и нужно стремиться. Воссоединение с Церковью отпавших сообществ происходит путем отказа от своих доктрин и всецелого принятия вероучения Православной церкви. В вероучительном аспекте невозможен компромисс, как это принято в политике, потому что Церковь в своей земной жизни руководствуется неизменной Божией волей; государства же создаются сообществами, которые имеют различные приоритеты (иногда два государства имеют взаимоисключающие приоритеты). Конечно, компромисс возможен в случае культурных различий
Важно найти причину расхождений и стараться ее решить в духе Церковного Предания, исключая человеческие амбиции, помня слова апостола Павла: «Если возможно, будьте в мире со всеми» (Рим. 12:18)
Тематические страницы
-
- Зачем нужна религия?
- Воспитание детей в вере
- Пост
- Рождественский пост
- Великий пост
- Неделя Иоанна Лествичника
- Неделя Православия
- Неделя святителя Григория Паламы
- Неделя Крестопоклонная
- Неделя Марии Египетской
- Страстная седмица
- Подготовительные недели Великого поста
- Неделя о мытаре и фарисее
- Неделя о блудном сыне
- Неделя мясопустная, о Страшном суде
- Вселенская родительская (мясопустная) суббота
- Прощёное воскресенье
- Неделя о Закхее
- Великий покаянный канон Андрея Критского
- Мариино стояние
- Похвала Пресвятой Богородицы
- Лазарева суббота
- Вербное воскресенье
- Успенский пост
- Петров пост
- Христианский брак
- Церковь о сексе
- Как читать Святых Отцов?
- Юродивые
- Усекновение главы Иоанна Предтечи
- Рождество Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Покров Пресвятой Богородицы
- Введение во Храм
- Как читать Библию?
- Литургия
- Рождество Христово
- Обрезание Господне
- Богоявление — Крещение Господне
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Пасха
- Вознесение Господне
- Пятидесятница
- Рождество Иоанна Предтечи
- Преображение Господне
- Успение Пресвятой Богородицы
- Иудаизм и христианство
- Христианская суть наукотехники
- Смерть
- Наука и религия
- Чудо
- Ислам и христианство
- Атеизм
- Женщина в Церкви
- Христианство и музыка
- Христианство и поэзия
- Христианство и литература
- Христианство и кино
- Смертная казнь в христианстве
- Псалмы
- Экуменизм
- Молитвы и богослужебные тексты на русском языке
- Государство и Церковь
- Страшный Суд
- Бог
- Молитва
- Акафисты: «Радуйся!»
- Святость
- Кто такие «святые отцы»?
-
- Зачем нужна религия?
- Воспитание детей в вере
- Пост
- Рождественский пост
- Великий пост
- Неделя Иоанна Лествичника
- Неделя Православия
- Неделя святителя Григория Паламы
- Неделя Крестопоклонная
- Неделя Марии Египетской
- Страстная седмица
- Подготовительные недели Великого поста
- Неделя о мытаре и фарисее
- Неделя о блудном сыне
- Неделя мясопустная, о Страшном суде
- Вселенская родительская (мясопустная) суббота
- Прощёное воскресенье
- Неделя о Закхее
- Великий покаянный канон Андрея Критского
- Мариино стояние
- Похвала Пресвятой Богородицы
- Лазарева суббота
- Вербное воскресенье
- Успенский пост
- Петров пост
- Христианский брак
- Церковь о сексе
- Как читать Святых Отцов?
- Юродивые
- Усекновение главы Иоанна Предтечи
- Рождество Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Покров Пресвятой Богородицы
- Введение во Храм
- Как читать Библию?
- Литургия
- Рождество Христово
- Обрезание Господне
- Богоявление — Крещение Господне
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Пасха
- Вознесение Господне
- Пятидесятница
- Рождество Иоанна Предтечи
- Преображение Господне
- Успение Пресвятой Богородицы
- Иудаизм и христианство
- Христианская суть наукотехники
- Смерть
- Наука и религия
- Чудо
- Ислам и христианство
- Атеизм
- Женщина в Церкви
- Христианство и музыка
- Христианство и поэзия
- Христианство и литература
- Христианство и кино
- Смертная казнь в христианстве
- Псалмы
- Экуменизм
- Молитвы и богослужебные тексты на русском языке
- Государство и Церковь
- Страшный Суд
- Бог
- Молитва
- Акафисты: «Радуйся!»
- Святость
- Кто такие «святые отцы»?
СЕМЬ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ: СИМВОЛ ВЕРЫ
Вероучительные определения Вселенского собора непогрешимы. Так что в глазах православных положения веры, утвержденные семью Вселенскими соборами, обладают, наряду с Библией, обязательным и непререкаемым авторитетом.
Важнейшим из всех соборных определений является Никео-Константинопольский символ веры, который читается или поется на каждой евхаристии, а также ежедневно во время полунощницы и повечерия. Два других символа, принятых на Западе – Апостольский и Афанасиев символы, – не обладают равной авторитетностью с Никейским символом именно потому, что они не были провозглашены Вселенским собором. Православные почитают Апостольский символ как древнее утверждение веры и полностью принимают его учение, но он представляет собой лишь местный западный крещальный символ, никогда не употреблявшийся в богослужении восточных патриархатов. Равным образом и Афанасиев символ не используется в православном богослужении, но иногда печатается (без Filioque) в Часослове.
В чем необходимость Священного Предания
Свидетельства, черпаемые в святых посланиях, необходимы не только для укрепления христианской веры, но для того, чтобы:
- правильно понимать Святое Писание;
- противостоять еретическим толкованиям;
- устанавливать догматы православия на основе истины и подтверждения апостольскими преданиями;
- укоренить и укрепить церковный строй с канонами богослужений и их обрядами.
Благодаря Святоотеческим Преданиям мы можем раскрывать вопросы духовной жизни на основе учений последователей Иисуса и применять их в собственной жизни.
По совету святителя Феофана изучать святоотеческие учения и послания следует, входя в молитвенное состояние, постепенно познавая духовные книги с соблюдением благоразумной умеренности под руководством духовного наставника.
Что такое Священное Предание? Ответ священника
Это интересно: Как узнать кто мой святой покровитель
Выводы
Таким образом, мы узнали, что предание — это преданный из уст в уста народный рассказ об исторических событиях. В процессе передачи носителям свойственно приукрашать предание. Определение и черты данного фольклорного жанра теперь нам известны. Мы можем легко отличить его от легенд и сказок.
Древние предания — это отражение самых глубоких пластов культуры и истории определенного народа. Изучая и сопоставляя их с фактами истории тех или иных народностей, можно сделать выводы о мировоззрении живших в то время людей. Ценность пересказов для этнологии также крайне велика.
Народные предания, исторические и топонимические, слышал каждый человек, но мог не обратить внимания на этот алмаз, ограненный за годы передачи из уст в уста. Теперь мы можем ценить то, что знаем и что слышим об окружающем культурном мире. Пусть же наша статья окажется вам полезной и даст возможность взглянуть на творчество народа с другой стороны.