24 февраля. прп. димитрий прилуцкий
Содержание:
- Именины Дмитрия в 2021 по церковному календарю
- История атрибуции[править | править код]
- В чем помогает святой игумен
- Димитрий Прилуцкий
- Житие святого
- Почитание преподобного Димитрия Прилуцкого
- Преподобный Димитрий Прилуцкий. Иконы
- В чем помогает святой игумен
- Возведение Спасо-Прилуцкого храма в Вологде
- Почитание
- Святыни в честь Димитрия
- Спасский собор и Колокольня
- Возведение Спасо-Прилуцкого храма в Вологде
Именины Дмитрия в 2021 по церковному календарю
- 4 Января Димитрий Киранов, протоиерей, священномученик
- 8 Января Димитрий Чистосердов, протоиерей, священномученик
- 21 Января Димитрий Плышевский, иерей, священномученик
- 31 Января Димитрий, преподобный
- 7 Февраля Димитрий, преподобный, скевофилакс
- 9 Февраля Димитрий, мученик
- 11 Февраля Димитрий Хиосский, мученик
- 17 Февраля Димитрий Кедроливанский, иерей, священномученик
- 19 Февраля Димитрий Рождественский, протоиерей, священномученик
- 24 Февраля Димитрий Прилуцкий, Вологодский, преподобный, игумен
- 4 Марта Димитрий Волков, мученик
- 22 Марта Димитрий Гливенко, священномученик
- 23 Марта Димитрий Легейдо, иерей, священномученик
- 25 Марта Димитрий Самопожертвователь, Иверский, мученик, царь
- 31 Марта Димитрий Розанов, иерей, священномученик
- 1 Апреля Димитрий Торнарас, мученик
- 23 Апреля Димитрий Вдовин, мученик
- 26 Апреля Димитрий Пелопонесский, мученик
- 5 Мая Димитрий Власенков, мученик
- 22 Мая Димитрий Воскресенский, протоиерей, священномученик
- 28 Мая Димитрий Угличский и Московский, царевич
- 1 Июня Димитрий Донской, великий князь
- 10 Июня Димитрий Митра, мученик
- 15 Июня Димитрий, мученик
- 16 Июня Димитрий Угличский и Московский, царевич (Перенесение мощей)
- 26 Июня Димитрий Смирнов, священномученик, протоиерей
- 3 Июля Димитриан (Димитрий) Саламинский (Кипрский), священномученик, диакон
- 17 Июля Димитрий Казанский, иерей, священномученик
- 1 Августа Димитрий Ростовский, митрополит
- 14 Августа Димитрий Павский, протоиерей, священномученик
- 17 Августа Димитрий Воробьев, мученик
- 20 Августа Димитрий Миловидов, иерей, священномученик
- 22 Августа Димитрий Константинопольский, мученик
- 25 Августа Димитрий, инок белогорского свято-николаевского монастыря, преподобномученик
- 30 Августа Димитрий Остроумов, протоиерей, священномученик
- 8 Сентября Димитрий Морозов, мученик
- 9 Сентября Димитрий Крючков, иерей, исповедник
- 13 Сентября Димитрий Смирнов, иерей, священномученик
- 19 Сентября Димитрий Спасский, иерей, священномученик
- 22 Сентября Димитрий Троицкий, диакон, священномученик
- 24 Сентября Димитрий Скепсийский (Геллеспонтийский), мученик, князь
- 28 Сентября Димитрий Игнатенко, протоиерей, священномученик
- 4 Октября Димитрий Ростовский, митрополит (Обретение мощей)
- 9 Октября Димитрий Розанов, протоиерей, священномученик
- 10 Октября Димитрий Шишокин, иерей, священномученик
- 15 Октября Димитрий Казанский, мученик
- 17 Октября Димитрий Вознесенский, иерей, священномученик
- 21 Октября Димитрий Добросердов, святитель, архиепископ можайский, священномученик
- 28 Октября Димитрий Касаткин, иерей, священномученик
- 1 Ноября Димитрий Угличский и Московский, царевич
- 3 Ноября Димитрий Троицкий, иерей, священномученик
- 8 Ноября Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый, великомучени
- 10 Ноября Димитрий Ростовский, митрополит
- 14 Ноября Димитрий Овечкин, иерей, священномученик
- 22 Ноября Димитрий Русинов, протоиерей, священномученик
- 25 Ноября Димитрий Розанов, иерей, священномученик
- 27 Ноября Димитрий Беневоленский, протоиерей, священномученик
- 28 Ноября Димитрий Дабудский, мученик
- 29 Ноября Димитрий Спиридонов, мученик
- 2 Декабря Димитрий Куклин, протоиерей, священномученик
- 10 Декабря Димитрий Беляев, иерей, священномученик
- 14 Декабря Димитрий Трисхалей
- 15 Декабря Димитрий Благовещенский, иерей, священномученик
- 17 Декабря Димитрий Неведомский, протоиерей, священномученик
О происхождении
Дмитрий — пришло в европейские языки из греческого. Если перевести дословно, то будет означать «богине земли Деметре принадлежащий». Деметра в числе античных богов считалась одной из самых почитаемых, так греки во многом зависели от урожая. Связан с плодородием, жизнеспособностью. Правильный выбор имени для ребенка во многом может повлиять на его судьбу и характер.
История атрибуции[править | править код]
В XIX веке исследователи, согласно бытовавшим местным преданиям, авторство иконы приписывали Дионисию Глушицкому. Впервые в авторстве Глушицкого усомнился В. Богусевич, указавший, что на предпоследнем клейме представлен эпизод постройки третьей соборной церкви монастыря (1485 или 1487 год), то есть события, произошедшего через много лет после смерти Глушицкого (1437)
Богусевич отнёс создание иконы к периоду между 1485 и 1503 годами и обратил внимание на то, что период работы Дионисия в Ферапонтовом монастыре совпадает со временем написания «Преподобного Димитрия». До Богусевича икону атрибутировали Дионисию А
И. Анисимов и И. В. Федышин.
В чем помогает святой игумен
К данному месту его кончины ежегодно направляются толпы паломников, которые стараются своими молитвами обратить на себя благосклонность. Чаще всего у него просят помощи в долговых тяжбах. Но кроме этого он способен:
- избавить от алкогольной зависимости;
- помочь вернуть одолженные материальные средства;
- избавится от телесных и душевных недугов;
- избежать соблазнов и прочих дурных мыслей;
- найти правильное решение в сложной жизненной ситуации.
В летописях есть много упоминаний о чудесах, которые происходили даже после смерти святого. Одно из самых часто описываемых есть то, когда грабитель пробрался в обитель и хотел ограбить гроб. Только он протянул руку, как невиданная сила отбросила его и он умер.
Димитрий Прилуцкий
Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево ныне Переславского района Ярославской области). В Горицком Успенском монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.
Димитрий Прилуцкий
В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.
Недалеко от Вологды, в излучине реки Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились оказать помощь. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Житие сообщает о прозорливости преподобного Димитрия.
Особенною добродетелию, коею отличался Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его.
Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону (см. иллюстрацию).
Мощи св. Димитрия почивают под спудом в нижнем храме Спасского собора Прилуцкого монастыря. Рядом стоит игуменский посох чудотворца.
Житие святого
Точной даты его рождения нигде не сохранилось. Есть сведения в некоторых источниках о том, что рожден он был в богатой купеческой семье, проживавшей в Переяславе-Заллеском. По утверждению некоторых источников, житие Димитрия Прилуцкого с раннего детства было направлено на изучение главных истин христианства. Он не играл со своими сверстниками. Как только начал читать, сразу стал изучать священные писания.
В юности он пришел в Переяславский монастырь, где принял монашеский постриг. Он был примером идеального подвижничества. После этого им был основан Никольский общежительный монастырь. Многие считают, что на такое дело его сподвигла встреча с Сергием Радонежским и длительные беседы. Слава о нем и его подвигах распространялась далеко по Руси, и сам Дмитрий Донской решил взять его крестным отцом своего сына.
Те, кто встречались с ним в живую говорили о его неимоверной красоте. Но сам святой считал ее наказанием и поэтому трудился еще больше. Через некоторое время он удалился в вологодские леса, где построил на берегу реки Великой храм на честь Воскресенья Христова. Он хотел основать вокруг него обитель, но местные жители не дали ему под благое дело земель.
Далее он проследовал по Волге, где в 1371 году основал Спасо-Прилуцкий мужской общежительный монастырь. Тут он поучал как нужно жить в любви к Христу. Также он применял свои дары, которыми был награжден Господом. Своими молитвами он не раз помогал людям. О своей кончине он узнал из ведения. Мощи его хранятся в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.
Почитание преподобного Димитрия Прилуцкого
В течение XV века почитание преподобного распространилось по всей Руси. В одной из рукописей Спасо-Прилуцкого монастыря есть историческая запись от 1584 года, сделанная книгохранителем Арсением Высоким: «Июня в 3 день стихиры и канон на сретение образа чудотворца Димитрия». В 1503 году Иван III Васильевич прислал в дар обители образ святого игумена в благодарность за молитвенную помощь русскому войску и в память о явлении преподобного Димитрия великому князю во время удачного похода на Казань (судя по всему, речь идёт о втором походе Ивана III на Казань в 1487 году, когда Москва установила фактический протекторат над Казанским ханством). Предание гласит, что Иван III посещал Вологду перед походом и что во время самого похода он постоянно молился перед небольшим образом святого Димитрия, который ему подарили монахи Прилуцкой обители. Торжества по поводу сретения образа продолжались три дня, в память об этом событии был установлен праздник, который особенно широко и по сей день отмечается в Вологде. На месте сретения иконы возвели церковь. Из Вологды в этот день шёл большой крестный ход в Спасо-Прилуцкую обитель, где правящий архиерей служил Литургию с молебном преподобному Димитрию, после чего крестный ход возвращался в город. Праздник сретения образа преподобного Димитрия праздновался не только в Вологде, но и в других северных городах: он есть в Уставе кон. XVI — нач. XVII века, написанном в Архангельске. Икона, присланная в Вологду Иваном III, не сохранилась. Однако в 1487-1493 гг. или в 1503 г. иконописцем круга преподобного Дионисия был написан сохранившийся до сего дня образ преподобного Димитрия с житийными клеймами, которые отражают события Минейной редакции Жития. Эта икона хранится сегодня в вологодском музее-заповеднике, каждый вторник в помещении музея перед ней служится молебен.
Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в.
Сохранились вериги преподобного, они весят 9,5 кг и ныне хранятся в епархиальном церковно-историческом музее при монастыре.
Вериги прп. Димитрия. Спасо-Прилуцкий монастырь
Игуменский посох также не утерян — он хранится в иконостасе нижнего храма Спасского собора Прилуцкого монастыря.
Посох прп. Димитрия.Спасо-Прилуцкий монастырь
Инок суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий во II половине XVI века в похвальном слове русским святым писал: «Кто не весть блаженнаго Димитриа Прилучскаго, о немже многы повести списаны обрящеши».
4 января 1609 года жители Вологды торжественно принесли икону преподобного от его мощей в город и установили в Спасской церкви, прося у святого помощи в Смутное время.
В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634 г.) под 11 февраля о.
До 1654 года существовал обычай, по которому после дня памяти преподобного Димитрия 11 февраля игумен Спасо-Прилуцкого монастыря ездил в Москву, где преподносил государю и его семье освящённые на молебне просвиры и воду.
Мощи святого никогда не вскрывались, они до сего дня почивают под спудом в монастыре, в арке посреди нижней церкви, посвящённой его имени. Над ними устроена деревянная гробница, обитая медными позолоченными листами. На ней лежит образ преподобного в рост в серебряной ризе.
Копия Киликиевского креста и рака с мощами преподобного Димитрия Прилуцкого
Преподобный Димитрий Прилуцкий. Иконы
Икона преподобного Димитрия имелась в монастыре ещё в 1-й половине XV века, когда его мощи стали источать чудеса и исцеления. Не исключено, что это был поясной образ, стоящий у раки преподобного и написанный преподобным Дионисием Глушицким (1362-1437 гг.), о чём имеются исторические свидетельства от 1609 года. Известный иконописец был не только современником преподобного Димитрия, но и уроженцем Вологды, поэтому представляется весьма вероятным, что они могли быть знакомы лично, или же Дионисий мог хотя бы видеть преподобного Димитрия своими глазами. Поэтому представляется, что образ преподобного Димитрия Вологодского, который мог написать иконописец, является аутентичным.
Преподобный Димитрий Прилуцкий c 16 клеймами жития. Ок. 1503 года. Дионисий. Вологодский музей-заповедник
Икона Деисус «седмица» с припадающими преподобными Димитрием Прилуцким и Дионисием Глушицким. XVII в.
Ранние редакции Жития описывают характерные черты облика преподобного Димитрия — седые волосы и не совсем седую бороду: «святолепными и постническими сединами украшен сыи, от них же потонку малым нечто от власов его брадных не оусовершен белостию конца имущи».
Преподобный Димитрий Прилуцкий Чудотворец. Нач. XVII в.
Однако иконография преподобного Димитрия разнообразна. Она представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В ней выразилось почитание преподобного Димитрия как святого покровителя Прилуцкого монастыря и Вологодского края, отражено распространение общецерковного празднования памяти святого на Руси.
Икона Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVI век
Икона выносная двухсторонняя «Спас с предстоящими и припадающими Святыми» и «Сретение иконы преподобного Димитрия Прилуцкого». XVII век
Покров на раку святых мощей преподобного Димитрия Прилуцкого. Вторая половина XVII века
Покров на раку святых мощей преподобного Димитрия Прилуцкого. Первая четверть XVI века
Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Шитая пелена. 1-я пол. XVII в.
Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVII век
Преподобный Димитрий Прилуцкий. XVII век
Прп. Димитрий Прилуцкий, св. Иоанн Милостивый, прп. Герасим Вологодский. Вторая половина XVII в.
Свт. Никола Чудотворец, Алексий Митрополит Московский и прп. Димитрий Прилуцкий. Вторая половина XVII века
Димитрий и Игнатий Прилуцкие, Прокопий и Иоанн Устюжские. XVII век
Спас Всемилостивый со святыми Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Поклонение кресту. Первая половина XVII века
В чем помогает святой игумен
К данному месту его кончины ежегодно направляются толпы паломников, которые стараются своими молитвами обратить на себя благосклонность. Чаще всего у него просят помощи в долговых тяжбах. Но кроме этого он способен:
- избавить от алкогольной зависимости;
- помочь вернуть одолженные материальные средства;
- избавится от телесных и душевных недугов;
- избежать соблазнов и прочих дурных мыслей;
- найти правильное решение в сложной жизненной ситуации.
В летописях есть много упоминаний о чудесах, которые происходили даже после смерти святого. Одно из самых часто описываемых есть то, когда грабитель пробрался в обитель и хотел ограбить гроб. Только он протянул руку, как невиданная сила отбросила его и он умер.
Возведение Спасо-Прилуцкого храма в Вологде
Стремясь к молчаливому уединению, Димитрий и Пахомий сначала решили обосноваться в малолюдном месте недалеко от реки Лежи. Монахи возвели небольшую церковь во имя Воскресения Христа, однако вынуждены были покинуть эту территорию. Причиной стали местные жители, боявшиеся потерять свои земельные наделы после организации нового монастыря.
Смирившись с такой ситуацией, преподобный и его ученик отправились в Вологду, рядом с которой впоследствии построили деревянный храм. Известно, что многие местные крестьяне разделили их желание распространять православную веру и охотно отдали часть своих земель под строительство обители. В дальнейшем она получила название Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря, а Димитрий стал его игуменом.
Когда преподобный обосновался в вологодских землях, благая новость распространилась повсеместно. Многие его ученики оставили Никольскую обитель и перебрались в Спасо-Прилуцкий монастырь. Все братья, принятые игуменом, отличались глубокой верой
Сам настоятель проявлял редкое милосердие и внимание к ближним:
- безвозмездно раздавал пищу нищим, голодным;
- принимал уставших странников;
- беседовал с каждым человеком, нуждающимся в утешении;
- благословлял на благие дела, давал мудрые советы.
Преподобный всегда старался молиться наедине, для чего в храме было отведено специальное место. Старец строго воздерживался в еде. Он постоянно употреблял просфору с теплой водой и удивлял других тем, что даже в праздники не принимал вино с рыбой. В любое время года он носил один и тот же старый тулуп из овчины, выполнял вместе с братией самую тяжелую работу.
Полностью соответствуя канонам православной веры, Димитрий Прилуцкий проявлял полное бескорыстие и не стремился к земным благам. Когда великий князь Дмитрий Иванович присылал ему богатые дары, а местные жители жертвовали средства на возведение монастыря, он раздавал значительную часть денег бедным людям. Святой справедливо полагал, что они нуждаются в них намного больше.
Почитание
Вскоре после окончания земного пути преподобного мужа началось его почитание. Первые чудеса от его мощей произошли около 1408 г. Через несколько лет после кончины святого Димитрия на Вологодской земле разразилась эпидемия болезни, которую в то время называли «корчета».
Люди страдали от сильных болей в руках и ногах. Они приходили в Прилуцкую обитель, прося святого предстоятеля об облегчении болей и исцелении. По молитве заступника страдальцы получали исцеление.
В начале XV в. в Вологду пришёл отряд племени вятичей. Они грабили город и его окрестности, а также вошли в Спасский монастырь. Ворвавшись в соборный храм, один из солдат попытался сорвать покров с гробницы игумена. Но в тот же момент его отбросила невидимая сила. От удара об пол злодей умер, а других налетчиков охватил страх и трепет. Их предводитель велел вернуть все ценности в обитель и уйти, отпустив всех пленных монахов.
Житийная икона преподобного Димитрия Прилуцкого
Ещё множество чудес происходило по молитве святому Димитрию. Весть о них распространилась по всей русской земле. На Московском церковном соборе 1457 г. было принято общецерковное прославление преподобного чудотворца. Особым почтением прилуцкий старец пользовался у Ивана III. Московский правитель приезжал в вологодский монастырь перед походом на Казань.
Здесь ему преподнесли в дар небольшой образ преподобного мужа. А через несколько лет Великий князь прислал в обитель икону преподобного Димитрия, с которой в царское время совершался ежегодный крестный ход. Жители Вологды считают основателя Спасской обители небесным покровителем и заступником всего их края.
Святыни в честь Димитрия
Так как его считают чудотворцем, то не удивительно, что во многих религиозных сооружениях считается за правило провести молебен на его честь. Но есть и такие, которые носят его имя. Так например, храм Димитрия Прилуцкого в Москве. Это единственное сооружение в память о нем в городе, которое было построено на деньги купца Дмитрия Сторожева.
Первое здание появилось в 1890 году. После революции его закрыли, а в его помещении затем разместилась типография, лаборатория анестезиологии. Позже его возвратили церкви и снова начали проводить службы. На них можно присутствовать и прочитать молитву.
Но кроме того, есть еще возможность прослушать чтение акафиста Димитрию Прилуцкому
В молитве святым важно вдумываться в слова, которые произносите и не важно, это специальное прошение или они идут от чистого сердца
Храни Вас Господи!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом игумене Димитрие:
Иконы
Спасский собор и Колокольня
Сердцем Спасо-Прилуцкого монастыря является Спасский собор с колокольней, давший название всей обители.
Первый Спасский собор был деревянным, но, после пожара, с 1537—1542 гг. его заново отстроили в камне. Чтобы строительство велось как можно скорее, Иван Грозный повелел освободить монастырь от всех пошлин. Так в Вологде появился первый каменный храм.
Фундаментальный пятиглавый собор выполнен в традициях московского зодчества первой половины XVI века, когда Москва стремилась утвердить свое влияние на Севере. А вот скромность внешнего вида позаимствована у местного северного градостроения.
Главным украшение аскетичного собора является массивное парадное крыльцо XVII века с лестницей на второй этаж. Когда-то у крыльца был шатровый верх, теперь же – двухскатная крыша.
В своей конструкции крыльцо содержит толстые кувшинообразные столбы, поддерживающие двойные арки с висячей гирькой.
Первая колокольня при Спасском соборе была построена в то же время, что и сам храм (с 1537—1542 гг.). И это была не просто колокольня, а церковь под колоколами, то есть ярус звонаря размещен над самим помещением храма. Такой тип церквей был очень распространен в Московском княжестве в XVI веке.
Между 1644 и 1656 годами выстроили новую, более высокую колокольню, а старую, спустя какое-то время, разобрали. Свое нынешнее завершение колокольня получила в XVIII веке. Небольшая пристройка – церковь Алексия. Так что новая колокольня выполнена по принципу старой колокольни.
Возведение Спасо-Прилуцкого храма в Вологде
Стремясь к молчаливому уединению, Димитрий и Пахомий сначала решили обосноваться в малолюдном месте недалеко от реки Лежи. Монахи возвели небольшую церковь во имя Воскресения Христа, однако вынуждены были покинуть эту территорию. Причиной стали местные жители, боявшиеся потерять свои земельные наделы после организации нового монастыря.
Смирившись с такой ситуацией, преподобный и его ученик отправились в Вологду, рядом с которой впоследствии построили деревянный храм. Известно, что многие местные крестьяне разделили их желание распространять православную веру и охотно отдали часть своих земель под строительство обители. В дальнейшем она получила название Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря, а Димитрий стал его игуменом.
Когда преподобный обосновался в вологодских землях, благая новость распространилась повсеместно. Многие его ученики оставили Никольскую обитель и перебрались в Спасо-Прилуцкий монастырь. Все братья, принятые игуменом, отличались глубокой верой
Сам настоятель проявлял редкое милосердие и внимание к ближним:
- безвозмездно раздавал пищу нищим, голодным;
- принимал уставших странников;
- беседовал с каждым человеком, нуждающимся в утешении;
- благословлял на благие дела, давал мудрые советы.
Преподобный всегда старался молиться наедине, для чего в храме было отведено специальное место. Старец строго воздерживался в еде. Он постоянно употреблял просфору с теплой водой и удивлял других тем, что даже в праздники не принимал вино с рыбой. В любое время года он носил один и тот же старый тулуп из овчины, выполнял вместе с братией самую тяжелую работу.
Полностью соответствуя канонам православной веры, Димитрий Прилуцкий проявлял полное бескорыстие и не стремился к земным благам. Когда великий князь Дмитрий Иванович присылал ему богатые дары, а местные жители жертвовали средства на возведение монастыря, он раздавал значительную часть денег бедным людям. Святой справедливо полагал, что они нуждаются в них намного больше.