1603,причины принятия «русской правды»
Содержание:
- Краткое содержание и главные положения
- Общее содержание «Русской Правды»
- Причины переработки положений «Русской Правды»
- Последние новости политики Украина, Россия, США, Европа и мир за сегодня
- Правда Ярославичей
- Основные положения «Правды Ярославичей»
- Русская правда – история изучения
- Уголовное право «Русской Правды»
- Княжеский суд
- Ярославичи и их деятельность
- Основные источники «Русской Правды»
- Учреждения
- Основные положения
- История создания и авторы
Краткое содержание и главные положения
Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.
Историкам не удалось в точности воссоздать свод законов Русской правды в первоначальном виде, так как до наших дней документ не сохранился. Но записи, сделанные в более поздних источниках, принимаются как варианты древнего кодекса. Книга Ярослава Владимировича состояла из нескольких глав законодательных норм:
- административных;
- процессуальных;
- правовых;
- уголовных;
- семейных;
- гражданских.
После принятия документа стал недопустимым принцип разбирательств с врагом «у кого острее меч, тот и берет верх».
Краткая книга была сборником из двух частей. Первые 10 норм называются Правдой Ярослава, а последующие — Правдой Ярославичей (сыновей великого князя). Основные статьи здесь посвящены вопросам кровной мести, наказанию за совершение убийств и регулированию штрафов. По поводу того, в каком году вышел сборник, до сих пор существует много споров. Однозначно установлено, что он был издан в X—XI вв. , а первый экземпляр, попавший в руки современных историков, датирован 1280 годом. Более древней копии найдено не было.
Пространная Правда представляет собой обновленное изложение и дополнение древнего источника. Она состоит из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Эти статьи были кардинально изменены с момента первого издания. Книга датируется XII веком и содержит 121 статью. Отличием от первоначальной версии стало добавление пунктов:
- о разделении общества на социальные слои;
- о привилегиях землевладельцев;
- об общих положениях холопов;
- о наследственном праве собственности.
https://youtube.com/watch?v=5v_BGzXfQ5c
Причины принятия «Русской Правды»
До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно. Принятие христианства в 988 году Владимиром Великим стало одним из факторов появление единых законов. Ведь языческие представления о справедливости и наказании претерпевали изменений на христианские догмы. Еще одной причиной появления «Русской правды» считается рост авторитета Киевской Руси среди других государств. Равняясь на государственные устои европейских держав , систематизация документов и формирование законодательной системы на Руси становились необходимыми. Система законов также способствовала усилению и централизации княжеской власти. Создание письменных законов в любом государстве — это большой шаг вперед к установлению общественного порядка. К единому мнению о месте появления свода законов ученые не пришли до сих пор. Более вероятно, что это были крупные города государственной значимости : Киев или Новгород. Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.
Это интересно: Призвание варягов на Русь — рассмотрим по порядку
Общее содержание «Русской Правды»
В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.
Документ содержал также немало сведений о процессе судопроизводства. «Русская Правда» определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор. В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания. «Русская Правда» предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.
Еще одна сторона, описанная в «Русской Правде», — социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди — крестьяне, смерды, холопы и многие другие, находящиеся во власти феодалов или князя.
Значение «Русской правды»
Существовавшие в разных землях Руси законы и указы не могли обеспечить равномерного урегулирования общественного порядка. Благодаря «Русской правде» этот недостаток был исправлен. Единые, писанные законы предоставили возможность формирования единой правовой и судебной системы. Теперь суды имели постоянную основу для своей деятельности, что существенно изменило порядок назначения наказания. «Русская правда» — это важный источник, дающий представления о правовой, социальной и экономической сферах жизни общества Киевской Руси, о формировании феодальной системы. Является значимым памятником культуры и письменности Киевской Руси на ее начальном пути развития. Все последующие правовые и судебные документы формировались на основе этого сборника правовых норм. «Русская правда» имела огромное значение на этапе формирования государственности Древнерусского государства и ее дальнейшем развитии.
Причины переработки положений «Русской Правды»
Ярославичи правили во времена, сопровождавшиеся укреплением феодальной системы. Ответной реакцией народа стали протестные выступления и бунты. А поражение Ярославичей в сражении с половцами на реке Альте послужило поводом для мощного народного возмущения в Киеве в 1068 году. Народные восстания происходили и в других городах и землях Руси.
После подавления народных движений все три брата встретились на съезде в Вышгороде, где ими и был принят новый общерусский кодекс. По некоторым версиям историков для принятия свода законов братьям пришлось собираться дважды.
Изменения законов должны были официально закрепить развивающиеся феодальные отношения. Но переработка положений существующего кодекса должна была устроить оба класса – богатых и бедных. Народ получал определенную защиту своей жизни и имущества, а феодалы и все состоятельные люди становились еще более могущественными.
Источники Русской Правды
Русская правда представлена в двух вариантах – кратком и пространном. В краткий вариант входят следующие документы:
- Правда Ярослава, 1016 или 1030-е годы;
- Правда Ярославичей (Изяслава, Всеволода,Святослава;
- Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е годы;
- Урок мостникам — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов — 1020-е или 1030-е годы.
В краткой редакции содержится 43 статьи, она описывает новые государственные традиции, а также сохраняет некоторые старые обычаи вроде кровной мести. Во второй части описаны некоторые правила взимания штрафов и типы нарушений. В обоих частях правосудие строится на сословном понятии – тяжесть преступления зависит от сословия преступника.
Более полный вариант включает в себя устав Ярослава Владимировича и устав Владимира Мономаха. Число статей около 121, Русская Правда в расширенной редакции использовалась в гражданском и церковном суде для определения наказаний для преступников, а также регулировала некоторые товарно-денежные отношения.
Это интересно: 1,»Золотой век» русской культуры
Последние новости политики Украина, Россия, США, Европа и мир за сегодня
1 Следующая Последняя»
04.10.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 4 октября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 503 |
03.10.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 3 октября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 682 |
02.10.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 2 октября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 612 |
01.10.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 1 октября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 628 |
30.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 30 сентября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 677 |
29.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 29 сентября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 687 |
28.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 28 сентября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 634 |
27.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 27 сентября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 670 |
26.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 26 сентября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 635 |
25.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 25 сентября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 573 |
24.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 24 сентября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 651 |
22.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 22 сентября 2021 (7530 СМЗХ*) *7530 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 738 |
21.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 21 сентября 2021 (7529 СМЗХ*) *7529 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 644 |
20.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 20 сентября 2021 (7529 СМЗХ*) *7529 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 611 |
19.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 19 сентября 2021 (7529 СМЗХ*) *7529 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 617 |
18.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 18 сентября 2021 (7529 СМЗХ*) *7529 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 574 |
17.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 17 сентября 2021 (7529 СМЗХ*) *7529 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 637 |
16.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 16 сентября 2021 (7529 СМЗХ*) *7529 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 610 |
15.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 15 сентября 2021 (7529 СМЗХ*) *7529 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 622 |
14.09.2021 | |
Последние политические новости Украины, России, Белоруссии и мира от 14 сентября 2021 (7529 СМЗХ*) *7529 С.М.З.Х. — летосчисление по славянскому ведическому календарю … |
|
Просмотров: 677 |
Правда Ярославичей
Суд во времена Русской правды.
Художник Билибин И.(1876-1942)
Ярослав Мудрый принял в 1016 году «Русскую правду»- первый свод законов Руси.
Его сыновья – Изяслав, Святослав и Всеволод- дополнили и несколько переработали это сборник в период с 1068-1072 годы. Их сборник стал называться «Правдой Ярославичей». Каковы причины дополнения и переработки сборника? Каково содержание данного правого документа?
Причины дополнений и изменений положений «Русской правды»
-
Период правления Ярославичей был довольно сложным, особенно когда власть принадлежала Изяславу. Недовольство, вызванное укреплением феодальной системы, приводило к выступлениям и народным бунтам.
-
Особенно большие масштабы возмущение народа приняло в 1068-1072 г. (наиболее мощное – в Киеве, в 1068. Повод – поражение Ярославичей в битве с половцами на реке Альте. Изяслав бежал в Польшу и смог снова укрепиться у власти лишь в 1069 г. при поддержке польских феодалов). Были массовые выступления в Новгороде, в Ростово- Суздальской земле.
-
Необходимо было отрегулировать законодательную систему, чтобы были удовлетворены обе стороны — и феодалы, и народ.
-
Необходимость законодательно укрепить складывающиеся феодальные отношения.
-
Стремление защитить феодалов от выступлений и погромов народных масс путём значительного повышения виры- то есть штрафов.
Таким образом, изменения и дополнения законодательства имели целью укрепление власти феодалов и князя, всех состоятельных людей.
Основное содержание «Правды Ярославичей»
-
Защищала верхушку общества — феодалов, князей и др.
-
Защищала также любого человека Руси, его жизнь и имущество.
-
Закон закреплял сословное деление общества, неравноправное положение людей. Так за убийство тиуна или огнищанина вира была 80 гривен, а княжеского старосты — всего 12. Но по сравнению с Русской правдой Ярослава Мудрого вира была значительно выше.
-
Была отменена кровная месть как пережиток язычества.
-
Определены были виды преступлений: убийство, воровство, изнасилование, порча имущества и другие.
-
Порядок и выплата княжеским служащим жалованья.
Значение «Правды Ярославичей»
-
Укрепляла феодальные отношения на Руси.
-
Способствовала дальнейшему расслоению общества.
-
Регулировала все стороны общественных отношений в обществе.
«Русская правда» Ярослава Мудрого и «Правда Ярославичей» составили редакцию Краткой правды. В 1113 году В.Мономах добавит документ «Уставом» и появится новая редакция — Пространная правда.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Основные положения «Правды Ярославичей»
Новая редакция законов содержала следующие позиции:
- защиту элитарной верхушки общества;
- защиту жизни каждого человека, а также его имущества. Даже за нанесение оскорбления предусматривался штраф, и уплачивал его зачинщик скандала. Если оскорбление наносилось холопом, ответственность нес его хозяин;
- закрепление неравноправного положения людей. За насильственную смерть привилегированного княжеского слуги или управляющего княжеским хозяйством предусматривалось наказание в виде уплаты 80 гривен, в то время как за убийство княжеского старосты налагался штраф всего в 12 гривен. Однако, по сравнению с кодексом законов Ярослава Мудрого размер виры, то есть денежного возмещения, значительно возрос;
- отмену кровной мести, которая признавалась пережитком язычества. Это положение считалось главным нововведением данного кодекса;
- определение противоправных действий, относящихся к преступлениям. Основными нарушениями закона считались убийство, надругательство над женщиной, воровство, повреждение имущества.
- «Правда Ярославичей» пересмотрела требования к судебному разбирательству дел. Отныне для установления истины требовались показания свидетелей. Если таковых людей у пострадавшей стороны не было, и истец не мог предъявить следы телесных повреждений, судебный процесс прекращался из-за отсутствия улик.
Кроме того, новый сборник законов устанавливал порядок выплаты жалованья княжеской прислуге.
Русская правда – история изучения
Русская Правда привлекала пристальное внимание исследователей с самых первых моментов научного осмысления отечественной истории. Уже В.Н. Татищев, обнаруживший «Русскую Правду» (ее Краткую редакцию), описал данный памятник как древнейший русский правовой кодекс и подготовил его к изданию
Обращался к Русской Правде и Н.М. Карамзин. Основной движущей силой в изучении Русской Правды в науке XIX в. стали представители историко-юридического направления дореволюционной науки (И.Ф. Г. Эверс, Л.К. Гетц, Н. В. Калачов, В. И. Сергеевич, М. Ф. Владимирский-Буданов и др.). Как издания, так и исследования, и комментарии к законодательным памятникам, выполненные ими, характеризуются, прежде всего, вниманием к внутренним связям и отношениям между правовыми нормами.
Уже во второй половине XIX в. обозначается тенденция к все более органичному рассмотрению правовых норм в общеисторическом контексте, благодаря чему история права становилась средством изучения истории общественных отношений. Одной из характерных черт развития исторической науки становится обращение к проблематике истории государственных институтов в связи с развитием общественных отношений. Данная тенденция ярко проявилась, в частности, в творчестве В.О. Ключевского, посвятившего отдельный курс лекций рассмотрению социальных реалий Русской Правды. Тем не менее, в дореволюционной науке так и не были осуществлены полноценные критические издания основных правовых памятников.
Подъем интереса к истории России в 1930-х гг., связанный в первую очередь с интересом к развитию ее социально-экономического строя, вызвал настоятельную потребность в появлении критических изданий памятников права, в раскрытии их социально-экономического подтекста и социально-политического значения. В авангарде этого процесса стоял целый ряд учебных изданий, в том числе снабженных постатейными комментариями таких специалистов, как Б.А. Романов, Г.Е. Кочин, М.Н. Тихомиров, С.В. Юшков. Важнейшим событием в изучении Русской Правды стало ее Академическое издание, подготовленное под редакцией акад. Б.Д. Грекова при участии таких исследователей, как В.П. Любимов, Н.Ф. Лавров, Г.Л. Гейерманс, Б.А. Романов, М.Н. Тихомиров, В.Г. Гейман, Г.Е. Кочин, Б.В. Александров и др. В дальнейшем Русская Правда была также опубликована в составе серий «Памятники Русского Права» и «Российское законодательство X – XX вв.». К изучению Русской Правды так или иначе обращались многие исследователи допетровской Руси — А.А. Зимин, Л.В. Черепнин, М.Б. Свердлов, И.Я. Фроянов, Л.В. Милов.
Уголовное право «Русской Правды»
Кровную месть закон Ярослава не отменял, однако ввёл её в твёрдые рамки: за что и каким образом дозволяется мстить. С убийцей родственники убитого по-прежнему имели право расправиться самостоятельно. Если отомстить убийце было некому, то он должен был уплатить в казну крупный штраф – виру.
Её размер зависел от сословной принадлежности убитого. Вира за княжеского дружинника или тиуна составляла 80 гривен, за свободного мужчину – 40 гривен, за свободную женщину – 20 гривен, за раба (смерда и холопа) – 5 гривен.
За нанесение тяжких телесных повреждений было установлено «полувирье» – штраф в размере 50% от виры. Подданным предоставлялось право обороняться от разбойников, однако запрещалось вершить самосуд – убивать пойманных злодеев без суда государственного.
Важная деталь: за убийство или нанесение увечья во время ссоры на половину виры за виновного должна была сброситься вся деревня. Это делалось для того, чтобы всякий односельчанин, видящий далеко зашедшую ссору (например, разразившуюся в пьяном виде), хотел её прекратить – ведь и он мог материально пострадать от её итога.
До наших времён «Русская Правда» сохранилась не в оригинале, а в нескольких списках.
Материальные наказания устанавливались и за другие преступления, в том числе и за кражи. Отдельные суммы штрафа устанавливались за воровство «клетное» (с проникновением в жилище потерпевшего), «житное» (кражи зерна) и т.д., вплоть до «бортного» (кражи мёда). К воровству приравнивалось и укрывательство беглых холопов. Таким образом, разнотипные преступления против собственности впервые на Руси подвергались детальной классификации.
Наиболее тяжкими уголовными деяниями объявлялись разбой, поджигательство и конокрадство. Уличённые в этих преступлениях подвергались «потоку и разграблению». То есть, их имущество конфисковывалось, семья выгонялась из дому, а самого преступника отдавали в рабство.
Не всегда штраф взимался лишь в казну. Предусматривалось и возмещение ущерба потерпевшему – за физическое увечье, «за обиду», за порчу имущества (равнозначно – за увечье чужого холопа).
Княжеский суд
С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают сосредотачивать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья сосредотачивают в своих руках административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён. На местах всё ещё оставалось общинное самоуправление, однако более крупные и трудоёмкие дела вёл сам князь и его дружина, проживавшие в административном центре — «граде».
Тем не менее князь не вершил правосудие самостоятельно. Он оставался одним из авторитетных лиц, но, однако, не мог единолично принять то или иное решение. В целом княжеский суд был очень похож на местный общинный. Различие состояло в том, что если на местах реализация вынесенного решения обеспечивалась давлением старейшин, то при княжеском дворе это отдавалось целиком и полностью на откуп проигравшей стороны. Авторитет князя был настолько велик, что моральный «дамоклов меч» в случае неисполнения предписаний работал хорошо.
С течением времени княжеская власть, в том числе и судебная, усиливается. Князья, ощущая своё особое положение в общественной жизни государства (или протогосударства) могли принимать решения, шедшие вразрез с установленными нормами или же, наоборот, слишком дотошно следовать устоявшимся традициям, вплоть до серьёзных «перегибов». В этой связи можно вспомнить знаменитую историю мести княгини Ольги древлянам за смерть своего мужа.
Ярославичи и их деятельность
У Ярослава Мудрого было множество детей, с помощью которых он заключал выгодные династические браки, укрепляя тем самым позиции Киева. После его смерти в 1054 году на киевский престол сел его сын Изяслав, правивший (с перерывами из-за меуждоусобиц) до 1078 года. Следующим Ярославичем на киевском престоле стал Всеволод (по 1093 год). Также во время междоусобной вражды в 1703-1706 годах киевским князем был Святослав. Этих троих братьев называют триумвиратом Ярославичей, так как именно они приложили руку к созданию «Правды Ярославичей». Принятие этого свода законов стало важным событием для Киевской Руси.
Вероятно, составление «Правды Ярославичей» велось в 1068-1072 годах – точная дата неизвестно, но многие историки считают таковой именно 1072 год. В оригинальной «Древнейшей правде» Ярослава Мудрого статей было 18, но его сыновья добавили к ним ещё 23, дополнив и усовершенствовав законодательную базу. В своей работе они опирались на события, свидетелями которых стали уже после смерти отца, в частности, на восстание в Киеве в 1068 году, когда народ взбунтовался против князя Изяслава после поражения русских войск в битве с половцами на реке Альте и отказа князя выдать оружие из своих арсеналов и коней из своих конюшен для вторичного сражения с ними.
Основные события деятельности Ярославичей
Это сражение на реке Альте тоже было важным само по себе – к тому моменту началась череда киевско-половецких войн. Тем временем в Киевской Руси укреплялась феодальная система, что было по нраву не всем, и в стране происходили и другие народные восстания. Создание «Правды Ярославичей» было призвано по возможности удовлетворить всех – и бояр, то есть феодалов, и все остальные сословия. Этот свод законов не был равноправным, напротив, он разделял людей на сословия. Холопы, смерды, рядовичи и закупы относились к зависимому населению, как и стоящие выше них старосты и кормильцы. Свободными были купцы, мечники, изгои, мужи и дружинники. Князья, бояре, старшие дружинники и некоторые слуги (боярские и княжеские тиуны и конюхи) относились к привилегированному сословию.
Таблица сражений Отечественной войны 1812 года
15 интересных фактов о крепостном праве
Основные источники «Русской Правды»
- Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
- Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
- Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
- Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).
Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.
Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.
Основные положения
Различают 3 вида изложения «Русской правды»: краткое, пространное и сокращенное. Краткий вариант основан на «Правде Ярослава» и на « Правде Ярославичей». Включает в себя статьи , раскрывающие основы государственного строя, частной собственности, а также поясняющие вопросы кровной мести, наказаний за содеянное и порядок взимания штрафов . Пространная правда включала в себя уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха со всевозможными дополнениями . в статьях отражались привилегии феодалов над другими социальными слоями ,положения холопов ,а также вопросы относительно наследства и прав собственности. Сокращенная правда создана на основе пространной и краткой правды. Датируется XV веком. В ней было установлено, что мера наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба. Убийства стали разделять на умышленные и неумышленные. По «Русской правде» определялся порядок ведения судебных разбирательств: выбор места, времени и состав суда. В суде особым уважением пользовались свидетели. Ярослав Мудрый установил законы для жизни государства и наказания за отказ им следовать. Отмена «кровной мести», держать ответ за преступления по закону- все это имело благоприятное влияние на развитие древнерусского общества. Однако и в этих законах социальный статус играл не последнюю роль. Наказание бесправных, несвободных холопов и челяди существенно отличалось от наказания княжеских приближенных по одному и тому же делу. Поэтому не редко «Русскую правду» считают основой феодального права.
Это интересно: 711,История славянских племен: освещаем все нюансы
Учреждения
«Правда Ярославичей» повысила ответственность данной общины за убийство князей , воинов, тиунов (« тиун », привилегированный слуга князей или бояр ), староста (« староста », представителя низовой администрации князя) , отрокс (« отрок », низший воин в армии князя) и другие слуги на своей территории. «Правда Ярославичей» предусматривала суровое наказание за поджоги , умышленное калечение скота и коллективное посягательство на имущество богатых людей . После бунта 1113 года в Киеве был введен закон о непомерных процентах , ограничивающий финансовые операции ростовщиков .
Отправление правосудия в Киевской Руси — Иван Билибин
«Правда» стабилизировала систему феодальных отношений и социального неравенства. В XI-XIII вв. Он издал новые законы для смердов («смерд» — феодально-зависимый крестьянин), закупов (« закуп » — феодально-зависимого крестьянина, который мог стать свободным после уплаты своего « закупа », феодального крестьянина. ссуды ), холопов (« холоп » — феодально-зависимый крестьянин, которого можно было убить или продать как раба) и т. д. В «Обширном издании Правды» есть особые положения о статусе закупов и холопов . Он также отражает роль княжеского двора, увеличивая и устанавливая различные виды наказаний и наказаний. Он наложил штрафы, которые пошли на пользу князю или его администрации с уменьшенной компенсацией потерпевшим.
Пытаясь отменить кровную месть (что было довольно распространено в то время), «Правда» сузила ее «использование» и ограничила число мстителей ближайшими родственниками погибших. Если на стороне жертвы не было мстителей, убийца должен был выплатить штраф (так называемый «выра») в пользу князя и частичную компенсацию родственникам жертвы (сообщество убийцы должно было помочь ему оплатить штраф). . Если убивали женщину, приходилось платить половину обычного штрафа (так называемое «полувирьье», половина «выра»). «Правда» также защищала здоровье и честь свободных членов феодального общества и обеспечивала денежную компенсацию за нанесение увечий или оскорбление словом или делом. «Правда» имела комплексную систему наказаний и наказаний за кражи в городе или сельской местности, умышленное повреждение лесов, охотничьих угодий или земель, незаконное проникновение и т. Д. Она также регулировала задолженность между физическими лицами и содержала статьи об ответственности и наследственном праве. «Правда» использовала свидетелей , клятвы и « ордалий » (лат. Ordalium , или «испытание» на английском языке ), своего рода крайний критерий, используемый для доказательства невиновности или виновности подсудимого в ходе судебного разбирательства. Судебный процесс также включал показания свидетелей, доказательства , сбор или преследование по горячим следам . Следователям также пришлось проверить ложные обвинения. Это были первые шаги к судебной медицине .
Основные положения
Наиболее часто к Правде Ярославичей относят 18-41 статьи «Краткой редакции». Известные историки Тихомиров и Юшков полагают, что только 18-26 статьи были написаны во время правления Ярославичей, а остальные были включены в свод законов позже.
В документе зафиксированы наказания за различные виды правонарушений.
Наказания за убийство
Основной единицей взыскания за убийство являлась вира – денежная компенсация за убитого человека. Примеры вир:
- за убийство огнищанина или тиуна (должностные лица, управляющие княжеским имением) – 80 гривен;
- старосты – 12 гривен;
- смерда или холопа – 5 гривен.
Разный размер штрафа отражает сословный характер общества того времени.
18 статья отменяла закон «кровной мести» – за убитого должен был отвечать сам убийца, а не «люди», то есть община.
Наказания за воровство
За кражу чужого имущества назначались разные размеры денежных компенсаций. Например:
- вол – 1 гривна (=50 резан);
- кобыла – 60 резан;
- корова – 40 резан;
- теленок – 5 резан.
Увеличивались штрафы за увод чужого холопа: в древней части «Русской Правды» за это полагался денежный штраф в 3 гривны, в «Правде Ярославичей» он составлял уже 12 гривен.
Защита собственности
Статья 33-я предполагала большой штраф за самовольное нарушение межевой границы – он составлял 12 гривен. Суровость наказания говорит о том, что собственность на землю признавалась важнейшей ценностью и защищалась государственными законами.
История создания и авторы
Согласно традиционной точке зрения, документ был создан в период между 1054 и 1073 годами. Это время триумвирата – совместного правления троих сыновей Ярослава Мудрого:
- Изяслав (годы жизни – 1024-1078).
- Святослав (1027-1076).
- Всеволод (1030-1093).
Анализируя имена, содержащиеся в тексте Правды Ярославичей и проводя параллели с историческими событиями, ряд исследователей конкретизирует время создания документа еще более точно: 1068-1072.
Многие историки допускают возможность позднейших вставок к основному тексту.
В советской историографии утвердилось мнение, что создание «Правды Ярославичей» было напрямую обусловлено народными восстаниями 1068-1071 годов, связанными с поражениями братьев в битве на реке Альта от половцев в 1068 году.
Современные исследователи указывают на закономерность появления изменений в «Русской Правде», которая была утверждена еще в 1016 году Ярославом Мудрым и требовала обновлений. Они видят в появлении новой редакции «Русской правды» в первую очередь эволюцию феодальных отношений.
В самом тексте «Правды Ярославичей» в качестве ее создателей указаны 8 имен. Помимо трех вышеупомянутых сыновей Ярослава Мудрого это:
- Чюдин;
- Микула;
- Микифор Кыянин;
- Коснячко;
- Перенег.
Чюдин и Микула упоминаются в других летописях как знатные «мужи» из Вышгорода (город возле Киева). В некоторых источниках их ошибочно объединяют в одно лицо «Чюдин Микула».
Микифор – обладатель имения в Киеве, приближенный к княжескому двору.
Коснячко – воевода при князе Изяславе во время восстания 1068 года.
Перенег – одна из наиболее спорных фигур. Татищев полагал, что это не имя, а прозвище, указывающее на этническую принадлежность – «печенег». Советский историк-славист Михаил Тихомиров категорически был не согласен с этой точкой зрения, доказывая, что Перенег – это имя одного из славянских «мужей» при княжеском дворе.
Коснячко упоминается в других летописях под 1068 годом, Чудин – под 1072 годом, что доказывает реальность этих исторических персонажей и правильность датировки Правды Ярославичей.