1704,реформы василия iii (кратко) (видео)
Содержание:
- Канонизация[править | править код]
- Отношения с боярами
- Канонизация
- Совместимые с именем Соломония еврейские имена
- Известные люди с именем Соломония
- Легенды
- Объединение русских земель
- Примечания[править | править код]
- Войны с Крымом и Казанью
- Внутрицерковные отношения
- Почитание
- Канонизация
- Почитание
- Бездетный брак
- Число имени Соломония
- Значение букв в имени Соломония
- Совместимые с именем Соломония еврейские имена
- Известные люди с именем Соломония
- Правление
- Собиратель земель русских
- Легенды
- Легенды
- Примечания[править | править код]
Канонизация[править | править код]
София Суздальская | |
---|---|
Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль | |
Имя в миру | Соломония Юрьевна Сабурова |
Родилась | ок. |
Умерла | 18 декабря Суздаль |
Монашеское имя | София |
Почитается | с XVI века |
В лике | преподобная |
Главная святыня | мощи в Суздальском Покровском женском монастыре |
День памяти | 29 декабря, 14 августа |
Покровительница | Суздаль |
Медиафайлы на Викискладе |
Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на г.
С 1984 года по указу патриарха Пимена преподобная София почитается в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли; она была внесена в Минеи и Православный церковный календарь. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». В 2007 году почитание преподобной Софии было вынесено на всецерковный уровень, и её имя было внесено в Православный церковный месяцеслов.
Мощиправить | править код
В 1594 году Ирина Годунова, жена царя Федора Ивановича, положила покров на гроб Соломонии-Софии. Покров бархатный, чёрный. На нём вышиты слова: «Повелением государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси и его царицы великия княгини Ирины и их царевны Феодосии сделан покров на великую княгиню Соломониду во иноцех Софию лета 7102». Покров хранится в Суздальском музее.
Могила Софии в усыпальнице Покровского монастыря была очень почитаема. 14 августа состоялось торжественное обретение её мощей. В этот день над гробницей святой Софии был совершен молебен, и церковно-археологическая комиссия по благословению митрополита Евлогия произвела раскопки — святые мощи были открыты и перенесены в Покровский собор.
Отношения с боярами
При Василие III исчезают простые удельные отношения подданных к государю.
Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве, замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с Богом: «Мы этого не знаем, знает Бог да государь«.
На лицевой стороне печати великого князя имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь».
Уверенность в собственной исключительности была внушена Василию как его дальновидным отцом, так и хитрой византийской царевной, его матерью. Византийскую дипломатичность, действительно, можно почувствовать во всей политике Василия, особенно в международных делах. Подавляя сопротивление его власти, он использовал жесткую силу, или хитрость, или и то другое. Следует отметить, что он редко прибегал к смертной казни, чтобы расправиться со своими противниками, хотя многие из них по его приказу были заключены в тюрьму или изгнаны. Это резко контрастирует с той волной террора, которая захлестнул Русь во время царствования его сына, царя Ивана IV.
Василий III правил посредством дьяков и людей, не выдававшихся знатностью и древностью рода.
По отзывам бояр, Иван III еще советовался с ними и позволял себе противоречить, но Василий не допускал противоречий и решал дела без бояр со своими приближенными — дворецким Шигоной Поджогиным, да пятью дьяками.
Выразителем боярских отношений был в то время И.Н. Берсень-Беклемишев — человек очень умный и начитанный. Когда Берсень позволил себе противоречить великому князю, последний прогнал его, сказав: :»Ступай, смерд, прочь, не надобен ты мне«. Позже за речи против великого князя Берсень-Беклемишеву отрезали язык.
Канонизация
Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.
В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г. С 1984 г. специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь почитает преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница» .
Мощи
Её похоронили в Суздальском Покровском монастыре. Могила была очень почитаема, но так как согласно завещанию инокини, её погребли в земле, мощей её не тревожили до 1990-х гг. (14 августа 1995 — торжественное обретение мощей), когда монахи Московской патриархии пожелали иметь почитаемую святыню. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, то есть осыпались . Поэтому теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.
Иконография
Аки Евдокия: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток. |
Совместимые с именем Соломония еврейские имена
Михайлина, Фома, Авенир, Аггей, Михаил, Ананий, Осип, Авдиес, Авив, Елима, Иммануил, Садок, Симеон, Шимшон, Далия, Данийела, Дафна, Йисрээла, Кэрэн, Малька…
Проверьте также совместимость других имен с именем Соломония.
Известные люди с именем Соломония
- Сабурова, Соломония Юрьевна — Ю́рьевна Сабу́рова, в постриге София (ок. 1490 — 18 декабря 1542) — первая жена Василия III, великого князя Московского. Сослана им в монастырь…
- Семь святых мучеников Маккавеев — Ἀντώνιος, Γουρίας, Ἐλεάζαρος, Εὐσεβώνας, Ἀχείµ, Μάρκελλος), а также мать их (др.-греч. Σολοµονὴ) и учитель их Елеаза́р. Их мученичество описывается…
- Соломония, Этери Бегларовна — Эте́ри Бегла́ровна (р. 1931) — ткачиха Тбилисской шёлкоткацкой фабрики, Герой Социалистического Труда (1960). Родилась в 1931 году в селе Носири…
Легенды
Вселенские патриархи осудили развод великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк[] предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного):
Аллегория тиранического правления Ивана Грозного
Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надёжные руки, а сама объявила, что новорождённый скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором Николаем Некрасовым сложена «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный (ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и более законным наследником). Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено «тайное» захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы.
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, написал книгу «Записки о Московии», в которой сообщал:
Объединение русских земель
Василий в своей политике в отношении других княжеств продолжал политику своего отца по собиранию русских земель.
В 1509 году, находясь в Великом Новгороде, Василий приказал собраться при нём псковскому посаднику и прочим представителям города, в том числе и всем челобитникам, недовольным ими. По прибытии к нему в начале 1510 года на праздник Крещения Господня, псковичи были обвинены в недоверии великому князю и их наместники были казнены. Псковичи были вынуждены просить Василия принять себя в его отчину. Василий приказал отменить вече. На последнем в истории Псковской республики вече было решено не сопротивляться и выполнить требования Василия. 13 января был снят вечевой колокол и со слезами отправлен в Новгород. 24 января Василий прибыл в Псков и поступил с ним так же, как и его отец с Новгородской республикой в 1478 году. 300 самых знатных семей города были переселены в Московские земли, а их деревни отданы московским служилым людям.
Наступила очередь Рязани, давно уже лежавшей в сфере влияния Москвы. В 1517 году Василий призвал к себе в Москву рязанского князя Ивана Ивановича, пытавшегося вступить в союз с крымским ханом, и велел посадить его под стражу (в дальнейшем Ивана постригли в монахи и заточили в монастырь), а его удел забрал себе. После Рязани было присоединено Стародубское княжество, в 1523 году — Новгород-Северское, с князем которого Василием Ивановичем Шемячичем поступили по примеру рязанского — заточили в Москве.
Это интересно: Реформы государственного управления Петра I
Примечания[править | править код]
- Филюшкин А. И. Василий III. — С. 41—45.
- «Так впервые русский государь решил связать свою судьбу не со знатной женой, а с представительницей боярской фамилии, безоговорочно преданной московским великим князьям». (Зимин А. А. [royallib.ru/book/zimin_aleksandr/rossiya_na_poroge_novogo_vremeni_ocherki_politicheskoy_istorii_rossii_pervoy_treti_XVI_v.html Россия на пороге нового времени]. — С. 67.)
- Курбский писал, что Василий III постриг Соломонию «не хотящу и не мыслящу о том» (Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 296).
- ↑ Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 296.
- Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 295, 296.
- Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 367.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 августа 2017.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 августа 2017.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2007.
- С. фон Герберштейн. Церемониал после венчания великого князя // Записки о Московии = Rerum Moscoviticarum Commentarii. — СПб.: Современные проблемы, 1866. — С. 35—43.
Войны с Крымом и Казанью
Во время литовской войны Василий III был в союзе с Альбрехтом, курфюрстом бранденбургским и великим магистром Тевтонского ордена, которому помогал деньгами для войны с Польшей; князь Сигизмунд со своей стороны не щадил денег, чтобы поднимать на Москву крымских татар.
Василий III пытался сдержать крымцев, стараясь заключить союз с султаном турецким, который как верховный повелитель мог запретить крымскому хану вторгаться на Русь. Но у Руси с Турцией не было никаких общих выгод и султан отклонял предложение союза и отвечал прямым требованием, чтобы великий князь не трогал Казани. Разумеется, великий князь не мог выполнить этого требования.
Летом г. сыну и наследнику Менгли-Гирея, хану Мухаммед-Гирею удалось добраться до окраин самой Москвы. Наместник Черкасс, Евстафий Дашкевич, во главе войска украинских казаков, находившихся у него на службе, совершил набег на Северскую землю. Когда Василий III получил известия о вторжении татар, он, чтобы собрать побольше войск, отступил в Волок, оставив Москву на православного татарского князя Петра, мужа сестры Василия Евдокии (+ 1513). Муххамед-Гирей упустил удобное время и не занял Москву, лишь опустошив окрестности. Слухи о враждебных замыслах астраханцев и движении московского войска заставили хана удалиться на юг, захватив с собой огромный полон.
Казанский хан Мухаммед-Эмин выступил против Москвы вскоре после смерти Ивана III. Весной г. Василий III послал на Казань русские войска, но поход не удался — русские потерпели два серьезных поражения. Однако два года спустя Муххаммед-Эмин вернул Москве пленников и подписал с Василием дружественный договор.После смерти Мухаммед-Эмина Василий III направил в Казань касимовского царевича Шаха-Али. Казанцы сначала приняли его как своего хана, но вскоре, под влиянием крымских агентов, восстали и пригласили на казанский трон Сахиб-Гирея, брата крымского хана ( г.). Шаху-Али было позволено со всеми его женами и имуществом возвратиться в Москву.Как только Сахиб-Гирей воссел в Казани, он приказал часть русских, проживающих в Казани, уничтожить, других обратить в рабство.
Внутрицерковные отношения
На место святителя Симона в году митрополитом был поставлен архимандрит Симонова монастыря Варлаам. По-видимому, избрание происходило даже без соборного участия, по собственному усмотрению князя Василия III. По крайней мере, летописи ничего не говорят об избрании, а только о посвящении.
Нароставшая напряженность вскрылась когда стали ясны намерения великого князя развестись с неплодной супругой Соломонией Собуровой. Это дело вызвало сильное негодование в народе, особенно среди уже недовольных великим князем деятелей Церкви. В одной из редакций Псковской летописи второй брак Василия назван прелюбодеянием. Восточные патриархи осудили поступок великого князя. За отказ признать развод митрополит Варлаам в декабре года был смещён, сослан в монастырь, и впервые в русской истории лишён сана. Против встали князь-инок Вассиан (Патрикеев) и преподобный Максим Грек, которые тоже были сосланы — последний был осужден церковными соборами и годов и заточен в монастырь.
В году в сан митрополита был посвящен ученик Иосифа Волоцкого Даниил, который позволил развод, и с этих пор иосифлянство прочно утвердилось в своем влиянии на Церковь и русское государство.
Василий III Иванович. худ. Б. Чориков |
Почитание
Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». На иконах преподобная стала писаться:
«Аки Евдокия»: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.
XVII
В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была составлена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь года. С года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.
Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.
Канонизация
София Суздальская | |
---|---|
Икона XVII века. Покровский собор, Суздаль | |
Имя в миру | Соломония Юрьевна Сабурова |
Родилась | ок. |
Умерла | 18 декабря Суздаль |
Монашеское имя | София |
Почитается | с XVI века |
В лике | преподобная |
Главная святыня | мощи в Суздальском Покровском женском монастыре |
День памяти | 29 декабря, 14 августа |
Покровительница | Суздаль |
Медиафайлы на Викискладе |
Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.
В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на г.
С 1984 года по указу патриарха Пимена преподобная София почитается в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли; она была внесена в Минеи и Православный церковный календарь. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». В 2007 году почитание преподобной Софии было вынесено на всецерковный уровень, и её имя было внесено в Православный церковный месяцеслов.
Мощи
В 1594 году Ирина Годунова, жена царя Федора Ивановича, положила покров на гроб Соломонии-Софии. Покров бархатный, чёрный. На нём вышиты слова: «Повелением государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси и его царицы великия княгини Ирины и их царевны Феодосии сделан покров на великую княгиню Соломониду во иноцех Софию лета 7102». Покров хранится в Суздальском музее.
Могила Софии в усыпальнице Покровского монастыря была очень почитаема. 14 августа состоялось торжественное обретение её мощей. В этот день над гробницей святой Софии был совершен молебен, и церковно-археологическая комиссия по благословению митрополита Евлогия произвела раскопки — святые мощи были открыты и перенесены в Покровский собор.
Почитание
Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». На иконах преподобная стала писаться:
«Аки Евдокия»: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.
XVII
В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была составлена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь года. С года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.
Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.
Бездетный брак
Брак казался тихим и счастливым, если бы не одно «но». Самым важным событием в жизни Соломонии должно было стать рождение наследника. Любую царскую невесту тщательно осматривали повивальные бабки и говорили, пригодна ли она к рождению здоровых детей. Но именно это не удавалось Соломонии.
Великий князь так опасался смуты и борьбы за власть после его смерти, что уже не знал, что делать. Он запрещал своим четырем братьям жениться, пока у него не родится наследник. В надежде на божью помощь ходил на богомолья в Троице-Сергиеву Лавру за благословением, но даже это не помогало. Василий III понимал, что судьба всей России зависит от их отношений с женой, и через 20 лет бездетного брака решился на крайний шаг.
Число имени Соломония
Число имени восемь (8) способствует достижению успеха в самых крупных начинаниях и предприятиях, обеспечивая финансовую независимость своему обладателю. Природное трудолюбие и деловитость не дают людям с именем Соломония покоя — едва закончив один успешный проект, они приступают к другому. Число восемь (8) для имени Соломония — показатель высокого статуса и устойчивого финансового положения, что притягивает к ним поклонников и поклонниц, а отнюдь не внешняя привлекательность или сексуальность…
Подробнее: число имени Соломония
Значение букв в имени Соломония
С — амбициозный, порывистый, сдержанный, умный, прагматичный, осторожный.О — страстный, проницательный, прагматичный, жизнерадостный, осторожный, духовный.Л — общительный, разговорчивый, сдержанный, умный, креативный, усердный.М — сдержанный, прагматичный, уверенный в себе, усердный, жизнерадостный, осторожный.Н — общительный, разговорчивый, креативный, мрачный, усердный, конфликтный.И — страстный, отзывчивый, умный, креативный, нерешительный, мрачный.Я — общительный, разговорчивый, сдержанный, креативный, честный, уверенный в себе.
Совместимые с именем Соломония еврейские имена
Михайлина, Фома, Авенир, Аггей, Михаил, Ананий, Осип, Авдиес, Авив, Елима, Иммануил, Садок, Симеон, Шимшон, Далия, Данийела, Дафна, Йисрээла, Кэрэн, Малька…
Проверьте также совместимость других имен с именем Соломония.
Известные люди с именем Соломония
- Сабурова, Соломония Юрьевна — Ю́рьевна Сабу́рова, в постриге София (ок. 1490 — 18 декабря 1542) — первая жена Василия III, великого князя Московского. Сослана им в монастырь…
- Семь святых мучеников Маккавеев — Ἀντώνιος, Γουρίας, Ἐλεάζαρος, Εὐσεβώνας, Ἀχείµ, Μάρκελλος), а также мать их (др.-греч. Σολοµονὴ) и учитель их Елеаза́р. Их мученичество описывается…
- Соломония, Этери Бегларовна — Эте́ри Бегла́ровна (р. 1931) — ткачиха Тбилисской шёлкоткацкой фабрики, Герой Социалистического Труда (1960). Родилась в 1931 году в селе Носири…
Правление
Во внутренней политике Василий III был приверженцем жесткого правления и считал, что власть не должна ограничиваться ничем. Он без промедления расправлялся с недовольными боярами и в противостоянии с оппозиционерами опирался на церковь. Но в 1521 году под горячую руку Великого князя Московского попал митрополит Варлаам: за нежелание становиться на сторону самодержца в борьбе против удельного князя Василия Шемякина священника сослали.
Василий III с послами императора Карла V
Критику Василий III считал неприемлемой. В 1525 году казнил дипломата Ивана Берсень-Беклемишева: государственный деятель не принял греческих нововведений, привнесенных в жизнь Руси матерью государя Софьей.
С годами деспотия Василия III усилилась: государь, увеличивая количество земельного дворянства, ограничил привилегии бояр. Сын и внук продолжил начатую отцом Иваном III и дедом Василием Темным централизацию Руси.
Московское княжество при Василии III
В церковной политике новый государь встал на сторону иосифлян, которые отстаивали право монастырей на владение землей и имуществом. Их противники-нестяжатели были казнены или заточены в монастырских кельях. В годы правления отца Ивана Грозного появился новый Судебник, не дошедший до наших дней.
На эпоху Василия III Ивановича выпал строительный бум, начало которому положил его отец. В Московском Кремле появился Архангельский собор, а в Коломенском – храм Вознесения Господня.
Судебник Василия III
До наших дней сохранился и двухэтажный путевой дворец царя – один из древнейших в российской столице памятников гражданской архитектуры. Таких небольших дворцов («путинок»), в которых Василий III и сопровождавшая царя свита отдыхали перед въездом в Кремль, было немало, но сохранился лишь дворец на Старой Басманной.
Напротив «путинки» есть еще один памятник архитектуры – храм Никиты Мученика. Он появился в 1518 году по повелению Василия III и первоначально был деревянным. В 1685-м на его месте построили каменную церковь. Под сводами древнейшего храма молились Александр Пушкин, Федор Рокотов, Марина Цветаева.
Храм Никиты Мученика на Старой Басманной
Во внешней политике Василий III отметился как собиратель земель русских. В начале его правления попросили присоединить их к Московскому княжеству псковичи. Царь поступил с ними, как ранее Иван III с новгородцами: переселил из Пскова в Москву 3 сотни знатных семейств, отдав их вотчины служилым людям.
После третьей осады в 1514 году был взят Смоленск, для завоевания которого Василий III применил артиллерию. Присоединение Смоленска стало самым крупным военным успехом государя.
Икона Василия III
В 1517-м царь посадил под стражу сговорившегося с крымским ханом последнего князя рязанского Ивана Ивановича. Вскоре его постригли в монахи, а удел «доточили» до Московского княжества. Затем сдались Стародубское и Новгород-Северское княжества.
В начале правления Василий III заключил мир с Казанью, а после нарушения соглашения отправился в поход против ханства. Успехом увенчалась война с Литвой. Итогами правления государя всея Руси Василия Ивановича стало укрепление страны, о ней узнали за дальними рубежами. Завязались отношения с Францией и Индией.
Собиратель земель русских
Василий III был сторонником абсолютной власти великого князя и продолжил политику собирания русских земель, начатую его отцом Иваном III. В 1510 году по решению вече Псковская республика вошла в состав Русского государства. В 1517 году Василий III по обвинению в сепаратных переговорах с крымским ханом взял под стражу рязанского князя Ивана Ивановича и присоединил его удел к своим землям. В дальнейшем были включены в состав Русского государства Стародубское и Новгород-Северское княжества.
В 1507—1508 и 1512—1522 годах Василий III провёл две успешные войны против Великого княжества Литовского и Польского королевства, приведших к воссоединению с Россией пограничных земель, ранее захваченных литовцами. «Великой победой стало возвращение России Смоленска», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.
- Крымский поход 1521 г. Лицевой летописный свод
В начале XVI века испортились отношения Москвы с Крымским ханством. В 1521 году представители Крыма организовали свержение в Казани дружественного русским Шах-Али хана. Вскоре после этого крымский хан Мехмед Гирей во главе войска численностью от 30 до 100 тыс. человек совершил набег на Русь. Татары победили русские войска в битве на Оке, но были разбиты под Рязанью благодаря грамотным действиям местных артиллеристов. В дальнейшем на южных рубежах Русского государства началось массовое возведение укреплений. В 1523—1524 годах войска Василия III совершили два успешных похода в Казанское ханство, а в 1527-м разгромили крымские войска на реке Осётр.
Эпоху Василия III историки называют временем активного строительства. Именно при нём были возведены здания, считающиеся сегодня архитектурными шедеврами, — например, Архангельский собор в Москве и церковь Вознесения в Коломенском. Массово основывались новые крепости и поселения, а вокруг ранее существовавших городов возводились фортификационные сооружения.
Также по теме
Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства
3 марта 1613 года в Московском Кремле Земский собор избрал на царство юного Михаила Романова. Сын патриарха Филарета правил более 30…
3 декабря 1533 года Василий III скончался от заражения крови из-за образовавшегося у него нарыва. Перед смертью он попросил бояр и митрополита Даниила признать наследником его старшего сына — Ивана Васильевича.
«При Василии III Русское государство переживало экономический расцвет, хотя во многом это было отсроченным эффектом реформ, проведённых ещё его отцом — Иваном III», — рассказал в беседе с RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.
Кроме того, по словам эксперта, во время правления Василия III завершилось объединение ядра великорусских земель вокруг Москвы.
«Отец и сын Василия — Иван III и Иван IV — были настолько яркими личностями, что затмили его самого, однако Василий всё равно оставил серьёзный след в истории. Его эпоха — это время выработки идеологем, ставших базовыми не только для Русского государства, но и для Российской империи. Они создавали основу будущей России», — подытожил Сергей Перевезенцев.
Легенды
Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают. |
Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный (ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и более законным наследником). Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы.
Легенды
Вселенские патриархи осудили развод великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк[] предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного):
Аллегория тиранического правления Ивана Грозного
Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надёжные руки, а сама объявила, что новорождённый скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором Николаем Некрасовым сложена «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный (ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и более законным наследником). Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено «тайное» захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы.
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, написал книгу «Записки о Московии», в которой сообщал:
Примечания[править | править код]
- Филюшкин А. И. Василий III. — С. 41—45.
- «Так впервые русский государь решил связать свою судьбу не со знатной женой, а с представительницей боярской фамилии, безоговорочно преданной московским великим князьям». (Зимин А. А. [royallib.ru/book/zimin_aleksandr/rossiya_na_poroge_novogo_vremeni_ocherki_politicheskoy_istorii_rossii_pervoy_treti_XVI_v.html Россия на пороге нового времени]. — С. 67.)
- Курбский писал, что Василий III постриг Соломонию «не хотящу и не мыслящу о том» (Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 296).
- ↑ Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 296.
- Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 295, 296.
- Зимин А. А. Россия на пороге нового времени — С. 367.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 августа 2017.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 августа 2017.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2007.
- С. фон Герберштейн. Церемониал после венчания великого князя // Записки о Московии = Rerum Moscoviticarum Commentarii. — СПб.: Современные проблемы, 1866. — С. 35—43.