10 старейших православные храмов россии и всего мира

Содержание:

Кносский дворец (Греция)

Минойский дворец Кносс находится в древнем городе на острове Крит, неподалеку от города Ираклион, и построен между 1700 и 1400 до нашей эры. Целью данного сооружения было формирование административного и религиозного центра.

Исследователи утверждают, что дворец был построен как многоэтажное здание с площадью более 20 000 кв. Его особенностями являются разнообразие используемых строительных материалов, мраморная облицовка и настенные росписи. Минойцы достигли высокого уровня в технологиях строительства, что демонстрируется оригинальными архитектурными элементами.

Многочисленные находки из дворца свидетельствуют также об уникальности минойского ремесла: гончарные изделия, сосуды и статуэтки. Поэтому Кносский дворец по праву является самым древним памятником Минойской цивилизации и самым древним во всей Европе.

Название дворца изначально связано с именем мудрого греческого царя Миноса. В древнегреческой мифологии существует легенда, которая гласит, что в окрестностях дворца находился лабиринт Дедала, где был заточен Минотавр. Согласно легенде, Минос поручил Дедалу построить лабиринт, чтобы заточить в его стенах своего сына Минотавра. Минотавр был чудовищем и людоедом с головой быка, которому отдавали на съедение преступников.

Сейчас этот древний храм привлекает туристов со всего света, желающих посмотреть на чудо древней цивилизации и окунуться в мир древнегреческой истории.

Утро империи. Первый каменный храм в Москве

Сегодня, 4 августа, отмечает день рождения старейший каменный храм Москвы – Успенский собор. Он же является старейшим сохранившимся зданием Москвы. Каменные храмы на Руси начали строить еще в Х веке, предтечей всего каменного храмового строительства считается Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве. Русские храмы – святая печать империи на землях, находящихся под защитой Отечества и Божьим покровом.

Успенский собор был заложен в Кремле 4 августа 1326 года по велению Ивана Первого (Ивана Даниловича Калиты). Повеление же великого князя было мотивировано пожеланием митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого события переехавшего в Москву из Владимира. Перемещение митрополита в Москву символизировало собой признание за Москвой центра всего русского православия и предопределило региональный статус Киева, отошедшего с этого момента на второй план в русской истории.

Каменные храмы возводились на Руси и до строительства Успенского собора. Задолго до этого каменные церкви и часовни появились в Пскове, Суздале, Великом Новгороде, Владимире, Чернигове, Переславле-Залесском. Причем архитектурно первые крестово-купольные храмы (их тип господствовал в древней Руси) строились по образу и подобию храмов Византии, что и ныне прямо связывает нас с культурой и предназначением древней империи.

Возведение новых храмов в России и на территории ныне независимых государств останавливалось полностью лишь однажды – во время татаро-монгольского нашествия. Даже богоборческая коммунистическая власть, а точнее, первые большевики под руководством Троцкого и Ленина не смогли остановить тягу русского народа к строительству церквей, приделов, часовен, храмов и соборов. К примеру, левый придел Вознесенского кафедрального собора в Новосибирске был освящен в 1925 году, спустя 12 лет после освящения главного престола храма, еще в Российской Империи. Борьба руководства страны Советов с Церковью прекратилась лишь во время Великой Отечественной войны, однако и тогда для строительства каждого храма верующим нужно было совершать настоящие подвиги, преодолевая противостояние политиков, спецслужб и особо рьяных богоборцев. Вместе же с развенчанием культа Сталина, под руководством Хрущева, гонения на Церковь вновь вошли в СССР в моду, и к своему закату количество храмов в СССР, по сравнению с их числом в Российской империи, сократилось чуть не в тысячу раз.

Ныне знамя богоборцев из ослабших рук большевиков подхватили современные либералы, фантазирующие о восстановлении бассейна «Москва» на месте храма Христа Спасителя и устраивающие бесноватые пляски в пределах церквей. Но отвратить русского человека от желания посещать церковь невозможно – это не удалось даже жестокому тоталитарному советскому режиму, отчаявшемуся бороться с Рождеством, Пасхой и Крещением. Попытки же либерального антиимперского меньшинства унизить и дискредитировать Русскую Церковь выглядят просто наивно, но символизируют собой именно заокеанский интерес в разрушении Церкви как одного из столпов русской культуры и цивилизации.

В последние годы интерес и тягу к восстановлению церквей и храмов испытывает даже не сама Церковь, а народ. Меценатство и вложение людей в вечные ценности являются естественным процессом, символизирующим восстановление русской цивилизации и осознание народом своего предназначения и цели в жизни.

Более тысячи лет назад на Руси начали возводить православные храмы. В каждом месте, где поселялся русский человек, он возводил храм или хотя бы часовню. Красный угол в каждой деревенской избе – это норма, появляются красные углы и в обычных городских квартирах, а новые коттеджные поселки включают в свою общественную инфраструктуру православную церковь.

Поздравляем всех с днем рождения Успенского собора, патриаршего кафедрального собора Патриарха Московского и всея Руси – первого каменного храма Москвы и старейшего полностью сохранившегося здания старой Москвы.

Да возродится в России каменное церковное зодчество, и пребудет вовеки как русская имперская цивилизация.

Замок Кропфенштайн в Альпах (Швейцария)

Неприступный Kropfenstein Castle является одним из самых таинственных замков на планете (Швейцария).

О таинственном замке Кропфенштайн (Kropfenstein Castle), высеченном высоко в Альпах, известно не так уж много. Изучая его архитектуру, исследователи пришли к выводу, что он, ориентировочно, был возведен в XIII веке.

Со временем надобность в неприступных крепостях уже отпала, и к концу XV в. замок был покинут людьми, что привело к постепенному его упадку. Благодаря защите скалистого выступа большинство укрепительных элементов замка сохранились, но они находятся в плачевном состоянии.

Кафедральные соборы России

Кафедральные соборы России представляют собой главные храмы церковной области (епархии).

В них обязательный атрибут — возвышение в центральной части, т.н. кафедра правящего архиерея. Именно в ним глава епархии — митрополит — осуществляет регулярное богослужение.

Самые большие храмы России по вместительности располагаются в крупных городах — там, где они и нужны для доступа всех православных верующих в Дом Божий.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Храм Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (ныне музей) готовы соперничать друг с другом по метражу и эстетике убранства.

Церковь Дура-Европос

Руины древней синагоги Дура-Европос находятся рядом с городом Калат-эс-Салихия (Сирия). Они обнаружены в 1932 году во время проведения раскопок под руководством Михаила Ростовцева. Синагога прославилась на весь мир не только тем, что ее построили в 244-245 году, но и множеством фресок, на которых изображены библейские сюжеты.

Обнаружение Дура-Европос помогло историкам узнать много нового о жизни древних еврейских общин и их религии. Сегодня все артефакты, найденные среди руин церкви, перенесены в Дамасский национальный музей. Там они хранятся в комнатах, в которых восстановлен интерьер синагоги III века нашей эры.

Собор Святой Софии, Стамбул (532 – 537 гг. н.э.)

На протяжении более тысячи лет собор Святой Софии, расположенный в Стамбуле, был самой большой христианской церковью в мире. Построенный византийским императором Юстинианом I, он претерпел много изменений за эти годы. За время своего долгого существования собор был и христианским, и греко-православным, и римско-католическим. Был он и императорской мечетью.
В наши дни собор Святой Софии является не церковью, а музеем, который может посетить любой желающий.

Фото: Dennis Jarvis from Halifax, Canada (CC BY-SA 2.0)

Фото: Anne Dirkse (www.annedirkse.com) (CC BY-SA 4.0)

Фото: blueMix / pixabay (Pixabay License)

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.

В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.

В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.

Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.

Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).

Почитая святое – во благо себе

Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы

Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.

Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, «на красном месте», она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.

Храм Амада

Амада – древнейший и знаменитый храм в Нубии (Египет). Он построен по приказу фараона Тутмоса III и посвящен богу Ра-Хорахти и Амону. После Тутмоса III улучшением и расширением храма занялся Аменхотеп II. Его покрыли настенными рельефами, надписями и изображениями божеств. Когда к власти пришел Эхнатон, все, что было связано с Амоном, в храме уничтожили. Восстановлением здания через несколько лет занялся Сети I.

Сейчас храм Амада считается популярным туристическим местом и уникальным наследием древнеегипетской культуры. Несмотря на то, что со дня его последнего восстановления прошли сотни лет, он хорошо сохранился.

Горный замок Предъяма (Словения)

Горный замок Предъяма предлагает незабываемые впечатления в сказочном мире рыцарей (Словения).

Замок Предъяма (Predjama) представляет собой внушительное сооружение, переполненное тайнами и историей. Неприступное средневековое укрепление находится посреди 123-метровой скалы и вот уже более 800 лет привлекает любителей острых ощущений сетью тайных туннелей.

По слухам, именно оттуда рыцарь Эразем отправлялся в свои грабительские экспедиции. Также таинственный замок служил убежищем опальному рыцарю Люгеру в XV веке. Он настолько особенный и уникальный, что входит в десятку самых очаровательных замков мира, и настолько романтичный, что многие пары выбирают его для церемонии бракосочетания. А еще он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как «Самый большой в мире пещерный замок».

Хал-Сафлиени, Мальта (3300 – 3000 г. до н. э.)

Этот удивительный неолитический храм, похожий на пещеру, не для тех, кто страдает клаустрофобией или робок сердцем. Огромные известняковые ступени ведут вниз по узким проходам к одним из лучших в мире подземных руин.

Это место включает в себя некрополь, в котором, как предполагают археологи, находились останки около 7 000 человек, а также место церемониального поклонения. Строители случайно обнаружили древний храм в 1902 году — и они попытались скрыть то, что нашли, чтобы завершить работу. Гипогей, как и его мегалитические аналоги на острове, отмечает смену времён года, а внутренняя камера «Святая святых» наполняется светом в день зимнего солнцестояния.

Храм Хатшепсут (Египет)

Храм Хатшепсут посвящен царице Хатшепсут, а также это одно из величественных египетских мемориальных и архитектурных достижений. Сооружение напоминает классическую греческую архитектуру только спустя 1 000 лет. Строительство дворца заняло почти 15 лет.

Храм расположен на западном берегу Нила, напротив города Луксор (Древние Фивы), и является частью Фиванского некрополя. Мемориальный храм построен в центре полукруга скал и располагается у входа в Долину Царей, которую древние египтяне считали священной в связи с тем, что она хранит в себе могилу богини Хавот.

Дворец Хатшепсут состоит из трех уровней. Во времена правления Хатшепсут на первом уровне были экзотические деревья и кустарники, такие как ладан, которые царица привезла из своих экспедиций в страну Пунт. Колоннады залов состояли из сложных квадратных колонн, на которых описывались походы Хатшепсут. К сожалению, позже они были уничтожены другими правителями.

На втором уровне находится святилище, а также многочисленные портреты и истории  торговых взаимоотношений царицы. Третий уровень содержит портик с двумя рядами колонн, обращенный к передней части дворца, а также огромные статуи Хатшепсут.

Во время своего правления Хатшепсут была вознесена до положения божественной жены Амона — это самая высокая честь, которую могла получить женщина в древнем Египте, что сделало ее еще более величественной и важной персоной. Есть мнение, что причина удаления публичного упоминания о Хатшепсут в истории династии фараонов, послужила вражда между пасынком царицы Тутмосом III, однако доказательств этому найдено не было

Есть мнение, что причина удаления публичного упоминания о Хатшепсут в истории династии фараонов, послужила вражда между пасынком царицы Тутмосом III, однако доказательств этому найдено не было.

Древнерусские храмы

В первые годы существования Руси в строительстве использовали только древесину. Но этот материал легко воспламенялся, после пожаров приходилось отстраивать поселения заново. И поэтому начали применять камень, но сначала это касалось только храмовых сооружений. Везде начали появляться крестовые и купольные церкви, зодчие заимствовали стиль у византийских архитекторов.

Над зданием возвышался главный купол, а вокруг располагались 4−12 меньших. Их количество зависело от того, чему или кому посвящалась церковь:

  • однокупольный — это символ единства Бога;
  • три элемента — Пресвятая Троица;
  • 4, 5 и 9 — принадлежность разным святым;
  • 13 куполов — знак Иисуса Христа и 12 апостолов.

Имела важное значение и форма деталей. Если она напоминала луковицу, то символизировала пламя свечи

Прихожане должны были помнить слова Христа: «Вы — свет мира». Купол в виде шлема — признак духовного сражения, которое святые ведут со злыми силами.

Центральный элемент держался на барабане с окнами, а он опирался на четыре несущих столба, которые находились внутри церкви. Изнутри это выглядело так, словно храм расчленялся крестом, середина его приходилась на центр постройки. Это оформление позаимствовали из византийской архитектуры.

Столбы также делили здание на три-пять нефов — галерей, ведущих прихожан от входа до алтаря. Он располагался с восточной стороны, на нем проходила важная часть богослужения. За алтарем стена имела форму аспидов, то есть была покрыта полукруглыми выступами. Вход находился с противоположной — западной — стороны. Над ним архитекторы возводили хоры. Такое название носили открытые балконы, на которых во время службы располагалась знать со своими слугами и приближенными.

Каменное убранство святыни привлекало иностранных зодчих. Они отмечали интересные элементы оформления — кокошники и закомары. Последними назывались килевидные или полукруглые окончания стен, они напоминали прилегающий внутренний свод.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.

Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.

Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.

Подробнее о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря.

Георгиевский собор в Юрьев-Польском

Одной из самый таинственных загадок истории можно по праву назвать Георгиевский собор в городе Юрьеве -Польском. Если смотреть на стены храма, поражаешься удивительному сплетению узоров каменной резьбы по всему периметру собора. Диковинные звери и фантастические деревья, удивительные сказочные сады с небывалыми растениями, все переплетено в одном необычном рисунке. Сочетание горельефного узора с фигурами святых, лицами людей, звериными мордами очень сложно исполнить технически. Сначала мастера на отдельных камнях вытёсывали горельефные изображения, затем вносили их в кладку стены, и только потом они вырезали ковровый узор, выделяющий все детали.

Другого такого, пожалуй, нет в мире. Кто же создатель этой уникальной каменной резьбы на стенах храма? Это загадка. На протяжении своей жизни, собор претерпевал неоднократные переделки и изменения. Сейчас ему снова требуется реставрация для сохранения уникального памятника архитектуры.

Церковь Преображения Господня на о. Кижи

Удивительный остров Кижи в Карелии поражает своей сказочной красотой. Здесь представлены уникальные памятники деревянного зодчества — церквушки, обрамлённые диковинными резными куполами, старенькие крестьянские избы, уникальные часовни и старинные мельницы. Венец архитектурного творения острова — это церковь Преображения Господня, которой более 300 лет.

Это шедевр русского плотничьего ремесла, выполненный без гвоздей, за исключением куполов. Восьмигранный сруб состоит из 2250 брёвен, а высота сооружения- 37 метров. Церковь увенчана 22-мя главами, стоящими на кровле, которая напоминает по форме руки, сложенные в молитве. Это имеет практическое значение, так как во время дождя вода стекает по кровле вниз, не заливая стены. Чешуевидные лемехи из осины отражаются на солнце различными цветами и создают особый цветовой эффект. Купола меняют свой цвет в зависимости от погоды, времени суток и  времени года. Церковь выгодно выделяется на фоне других сооружений острова своей самобытностью и удивительной красотой.

Храм Хатшепсут

Другое его название – Десер-Джесеру, что в переводе с древнеегипетского означает «Священный священных». Он построен в честь Амона и Хатшепсут вблизи заупокойного храма Ментухотепа II.

Хатшепсут была мачехой Тутмоса III и его регентшей. После 21-летнего правления она умерла, и в ее честь был возведен огромный храм. Пасынок, ненавидящий свою мачеху, приказал уничтожить все, что связано с ней. В том числе и Джесер-Джесеру. На стенах разрушенного здания высекли проклятия в адрес Хатшепсут, которые должны были настигнуть ее в загробном мире.

Современным археологам удалось раскопать храм и восстановить его. Сейчас он является популярным туристическим местом и памятником архитектуры Древнего Египта.

Древняя церковь в Акабе, Иордания (293-303 год н.э.)

Церковь в Акабе была скрыта в течение тысяч лет, пока в 1998 году не была обнаружена группой археологов. Считается, что это самая старая из сохранившихся христианских церквей.
Во время раскопок были найдены гробницы с золотыми крестами, а также стеклянные лампы и монеты в коробке. Еще было обнаружено кладбище с более чем 20 скелетами. По оценкам исследователей, церковь могла вместить 60 верующих. Считается, что она была разрушена во время землетрясения в 363 году нашей эры. Когда церковь была восстановлена, ее вместимость удвоилась.

Фото: Utilisateur:Bel Adone (Public domain)

Фото: David Stanley / flickr (CC BY 2.0)

Фото: Utilisateur:Bel Adone (Public domain)

Топ 5 самых посещаемых храмов России

Храмы России, фото с названиями которых входят во все путеводители по стране, привлекают туристов и путешественников со всего мира.

Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Древнейший соборный храм начала XV века привлекает паломников хранящимися мощами преподобного Сергия радонежского, основателя монастыря и духовного хранителя земли русской. Сам белокаменный собор крестово-купольной архитектуры является уникальным памятником раннемосковского зодчества.

Храмы России поражают своей красотой и масштабностью. Фото с названиями помогут увидеть самые лучшие из них.

Внутреннее убранство храма тоже достойно внимания. Сплошной иконостас и стеновые фрески расписывал знаменитый иконописец Андрей Рублев.

Добраться до станции Сергиев Посад можно на электричке за 1,5 ч. с Ярославского вокзала Москвы или до станции Александров и Балакирево. Можно за час доехать на автобусе № 388 от станции метро ВДНХ.

Казанский собор, Санкт-Петербург

Величественный памятник русской воинской славы возведен в начале XIX столетия по проекту Андрея Воронихина на Казанской площади северной столицы. Однокупольный храм стиля ампир и классицизм с элементами эклектики, дополняется полукруглой колоннадой из 96 гранитных колонн, выполнен по мотивам римского Собора Святого Петра.

Храм является действующим. Ежедневно проводятся 2 божественные литургии в 7 и в 10 ч., вечернее богослужение начинается в 18 ч.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)

Уникальное по сложности и красоте храмовое сооружение середины XVII века задумывалось патриархом Никоном как копия иерусалимского храма Гроба Господня, но в процессе строительства претерпело художественное переосмысление первообраза.

Центральная 4-столпная часть храма освящена в честь Воскресения Господа, к ней с запада пристроена шатровая ротонда с часовней Гроба Господня, на востоке находится подземная церковь Святых Константина и Елены с фрагментами колокольни. Монастырский историко-архитектурный и художественный музейный комплекс находится в поселке Истра на улице Советская 2, строение 3.

Доехать можно примерно за час на личном автомобиле или на рейсовом автобусе № 372 от Тушинской станции метро за 115 руб. До Истры также регулярно ходят электрички от Рижского вокзала. Время в пути 1,15-1,5 ч. Стоимость 120 руб. Время работы в будние дни с 10 до 18 ч., в субботу до 21 ч., в воскресенье до 19 ч. Кассы закрываются на 30 мин. раньше.

Стоимость входного билета без экскурсии 250-450 руб., в зависимости от выбранных объектов. В Воскресенском храме проходят по выходным и праздничным дням регулярные богослужения в 10 ч. литургия, и в 17 ч. всенощное бдение.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного), Москва

Самый узнаваемый столичный храм на Красной площади, объединяет сразу несколько церквей с 11 пределами. Уникальное строение XVI столетия сочетает стили русского шатрового зодчества с итальянским возрождением. Точно авторство проекта не установлено. Является всемирным объектом наследия ЮНЕСКО, входит в семерку чудес России.

Сегодня храм принадлежит совместно православной церкви и государственному историческому музею. Входной билет стоит 700 руб., с экскурсионным обслуживанием 1200 руб. Посещение возможно с 11 до 18 ч. Здесь совершаются регулярные богослужения по выходным дням.

Храм на Крови, Екатеринбург

Огромный собор возведен в 2003 году на месте расстрела царской семьи во имя всех Святых в земле Российской просиявших, стал главным центром культа императорской семьи для паломников всего мира и туристической достопримечательностью Урала.

Представляет целый культурно-религиозный комплекс, куда входит 5-купольный храм русско-византийского стиля на 2 уровнях, с криптой расстрельной комнаты, музеем Святых Царских страстотерпцев, концертным залом.

В храме проходят ежедневные церковные службы в 17 ч. – вечернее богослужение, в будние дни литургия начинается в 8 ч., в выходные и праздничные дни служится 3 божественных литургии: в 6-40, в 8 и 9 ч. Адрес храма: Екатеринбург, улица Царская д.10.

Церковь Святого Петра и Павла

Другое название лютеранской церкви, находящейся в центре Санкт-Петербурга, – Петрикирхе. Это здание считается одним из древнейших действующих религиозных строений в России и странах СНГ.

Решение о возведении лютеранской церкви на Руси принял Петр II. Он преподнес ее в качестве подарка лютеранской общине. Названо строение в честь апостолов Петра и Павла, так как первый камень в фундамент церкви заложили как раз в праздник этих святых. Изначально здание было из кирпичей, а его башенки – из дерева. Позже в целях защиты памятников архитектуры от пожаров и разрушения деревянные части были снесены, а на их месте появились каменные пристройки.

Символика

Священные сооружения христианства имеют свою особенную скрытую от непосвященного глаза символику. Многие символы зародились в раннюю эпоху христианства, в период страшных гонений, и несли в себе смысл узнавания посвященных.

Символика:

  • Круглый купол символизирует вечность, покой, постоянство и умиротворение в Боге, преодоление и победу духовности над мертвой материей.
  • Голубь является символическим изображением Святого Духа, а также знак мирности и одухотворения христианской души.
  • Агнец стал символом жертвенной любви Святой Троицы и 2-го ее лица Господа Иисуса Христа.
  • Лев символизирует могущество и силу.
  • Оливковая ветвь стала символом победы и торжества вечного мира.
  • Лилия считается цветком Богородицы и Благовещения, символизирует чистоту.
  • Виноградные лозы и хлеб напоминают о евхаристическом общении верных христиан.
  • Корабль изображает жизнь человека и Церковь как общество, обуреваемые страстями и волнениями окружающего житейского моря.
  • Якорь символизирует твердость и опору.
  • Лира стала образом Евангельского учения, услаждающего душу.

Синодальный период

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Посадские и купеческие церкви

Начиная с XVII века получили широкое распространение посадские церкви, архитектура которых чаще была типовой для данного региона, хотя порой и следовала за модой. Мода на архитектуру, спросите вы? Конечно, это было всегда.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва, XVII век)Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Царь или князь пытался выделиться, а приближённые подражали, и не только в причёсках и одежде. Тон задавали Москва и Питер, а провинциальное зодчество что-то от них воспринимало, а что-то переиначивало на свой лад, приспосабливая к местным условиям и традициям.

Колокольня Вознесенской церкви Александровского монастыря (Суздаль, XVII век)Фото: Владимир Прокофьев

Финансировали строительство посадских церквей всем приходом (церкви «уличанские», «кончанские», сельские). Но главную роль играло нарождавшееся купеческое сословие, ибо нувориши всегда склонны к желанию так или иначе выделиться и заявить о себе.

Использование белого камня

С XI века получило распространение каменное строительство. Сначала возводили только церкви, но потом из этого материала стали создавать дворцы и дома богатых жителей городов. Первым архитектурным памятником того времени считается Софийский крестово-купольный тринадцатиглавый собор Киева.

Русь тогда была раздроблена на мелкие княжества, и столица не всегда занимала ведущее место. По всему государству открывались новые архитектурные школы. В XIII веке главным стало Владимиро-суздальское княжество, где зодчие обогатили византийский стиль западными элементами.

Европейскую технику впервые опробовал Юрий Долгорукий, который возглавлял строительство храмов в Переславле, Суздале, Юрьеве-Польском и Владимире. С тех пор до сегодняшнего дня сохранились Золотые ворота и Успенский собор. Хотя многие знатоки истории первый памятник отказываются причислять к какому-либо европейскому стилю.

Во время строительства свод ворот обрушился, но никто не пострадал. Князь Андрей Боголюбский из-за этого заказал благодарственный молебен и заменил всю архитектурную бригаду. Новые зодчие прибыли из Италии, их прислал Андрей Фридрих Первый Барбаросса. Работа мастеров понравилась русскому князю, поэтому он оставил команду при себе. Они возвели еще несколько сооружений:

  • церковь Покрова на Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитриевский храм.

Но нашествие татаро-монгольского войска положило конец белокаменной архитектуре. Было разрушено много церковных шедевров.

Храм Сети I

Возведен храм в честь фараона XIX династии Сети I, отца знаменитого Рамзеса II. Находится памятник архитектуры в Фиванском некрополе в верхней части Нила. Напротив него построен Луксорский храм.

Решение возвести такое грандиозное здание принял отец Сети I. Но увидеть свое творение при жизни он не смог. Сети I завершил строительство к концу правления и передал его Рамзесу II. Последний сделал из него святилище и приказал проводить там поминальные службы.

Под влиянием времени и деятельности людей храм Сети I разрушился. Сейчас на его месте осталось только основное ритуальное здание и несколько колонн, покрытых письменами и изображениями богов.

Ликийские скальные гробницы Мирры (Турция)

Богато украшенные гробницы Мирры привлекают тысячи туристов (Турция).

Ликийские скальные гробницы Миры являются одними из самых интересных захоронений из объектов подобного рода Анатолии. Надгробные памятники архитектуры появились высоко в горах в VI в. до н.э. Такое странное расположение объясняется тем, что ликийцы верили в то, что ангелам будет удобней переносить мертвых в загробную жизнь.

Несмотря на внешнее великолепие, внутренние помещения гробниц представляют собой камеры, вырубленные в скале с простым монолитом внутри, достаточным лишь для того, чтобы поместить тело усопшего. А вот огромные залы и галереи остались пустыми вследствие грабежей.

Пещерные храмы Индии

Вторая по численности страна в мире богата на древние храмы. Храм Кхаджурахо возведен в 850–1150 годах, посвящен богу Шиве, расположен в штате Малхья-Прадеш и пользуется спросом среди туристов. Посредством каменной резьбы на его стенах иллюстрируются тысячи сюжетов эротического содержания.

Далее следует религиозный комплекс Линграджа, впечатляющий своими фаллическими постройками, возведенными во имя божества Шивы. Храм создан в IX столетии н. э., а его главная башня составляет 55 м.

Однако в Индии есть более древние постройки, к примеру, пещерные храмы Аджанты и Эллоры, которые относятся к изумрудам древнеиндийской архитектуры. Их возникновение датируется еще периодом ранних срединных царств – II–IV столетиями н. э. Поначалу это были обычные пещеры, где торговцы-кочевники прятались от знойного солнца, но затем к ним стали присоединяться буддийские монахи-подвижники, начавшие постепенно распространять свою веру по югу Индии и спровоцировавшие трансформацию пещер в святилища.

Удаягири и Бадами относятся к более поздним пещерным религиозным центрам, возникшим в V–VI веках н. э. Комплекс Удаягири – это руины древних построек, скальные гроты и петроглифы, относящиеся к охраняемым памятникам Индии.

Храм Кхаджурахо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector