Шоанинский храм

Каменная статуя «Воин-тюрок»

Памятник средневековой аланской культуры. Создан ориентировочно в VIII-XII века. Представляет собой каменную фигуру с восточным типом лица, смотрящую на реку Большой Зеленчук. Черты лица характерны для древних алан – короткий подбородок, прямой нос, искусственная деформация черепа, большие глазницы. Статуя «Воин-тюрок» расположена на территории Нижне-Архызского городища, рядом с Южным Зеленчукским храмом.

Каменная статуя «Воин-тюрок»

Большое внимание привлекают скульптурные памятники. Каменная статуя высотой около трех метров, воин-тюрок является типичным памятником культуры Средневековья на Кавказе

Датирован он 8-12 веками. Восточный тип лица, короткий подбородок, прямой нос, большие глазницы. Отчетливо наблюдается характерная для алан искусственная деформация черепа. Впереди, чуть дальше от него экспонируется часть каменного изваяния воина с оружием на поясе и рюмкой в правой руке(высота — 1 м, ширина у плеч – 58 см, у основания – 40 см). Голова и основание были отбиты, а на торс установлена голова каменного изваяния, случайно найденного в Архызском ущелье. Следует сказать, что близ городища на Длинной Поляне в свое время был выявлен памятник тюркского каменного ваяния – скульптура воина, искусно высеченная из местного серого песчаника. Ее высота — 2,2 м, ширина в плечах – 64 см. Объемная фигура изображает элементы одеяния (длинный кафтан со стоячим воротником, застегнутый на пуговицы ромби­ческой формы, пояс), вооружения (островерхий шлем, сабля), быта (рюмка в правой руке). В середине 1950-х годов скульптуры перевезли в Ставропольском музее, где она сейчас и находится.

Каменная статуя «Воин-тюрок»

Добавим, что там же были найдены еще две такие статуи, но с отбитыми головами.

Эти памятники (они были выявлены также у станиц Исправной, Преградной, Отрадной, Сторожевой), представляющие огромную научную и художественную ценность, свидетельствуют о распространении традиций древней тюркской культуры в предгорье и нагорной части Верхней Кубани.

Близ упоминавшейся выше скульптуры обнаружена каменная стела (менгир) высотой в человеческий рост, на которой вырезан крест; в том же районе, у берегового обрыва была обнаружена и большая плита (более 3 метров) плита с высеченным на ней крестом, но она утеряна.

В ходе археологических раскопок на территории городища выявлено много предметов ремесел, включая и ввозных (амфоры, шелк, изделия из слоновой кости, ювелирные украшения из драгоценных и полудрагоценных камней и др.). Еще в 1940 году экспедиция Карачаев­ского учительского института под руководством К. М. Петралевича провела здесь раскопки, в ходе которых было выявлено пышное женское захоронение со ста предметами, включая печать-перстень со вставкой из альмандина, где была вырезана арабская надпись с именем армянского царя Ашота I (886—891). Впоследствии здесь были найдены византийские изделия.

СИМВОЛЫ КРАЯ: СЕРЕБРЯНАЯ МОНЕТА C ИЗОБРАЖЕНИЕМ ХРАМА

В связи со святыней часто упоминается одна уникальная монета. Шоанинский храм – признанная культурно-религиозная памятка, поэтому в рамках серии «Архитектурные памятники РФ» в феврале 2016 года специально отчеканена штучная серебряная монета трехрублевого номинала. Она всецело посвящена Шоанинскому храму и украшена его изображением.
Сама святыня на своих древних стенах содержит символы Карачаево-Черкессии

В первую очередь, стоит обратить внимание на небольшую табличку, где изображен герб и флаг Северной Осетии, а также КЧР. Герб Осетии довольно оригинален и красив: на нем изображен горделивый барс на фоне величественных гор Кавказа.
Флаг Карачаево-Черкесии состоит из голубого, зеленого и красного цвета, расположенных по горизонтали

В центре находится орнамент со стилизованным изображением восхода солнца в горах. Каждый цвет символизирует определенное понятие: зеленый – плодородие, красный – дружбу между народами, синий – спокойствие, мир, мудрость.
Что еще изображено на стенах святыни, расположенной над аулом имени Коста Хетагурова? Храм Шоанинский также украшен флагом республики Северной Осетии, где превалируют три цвета – белоснежный, алый и лимонный. Первый символизирует моральную чистоту, второй – отвагу и честь, а третий – изобилие и процветание.

История[править | править код]

Склон, на котором расположен храм, ранее был плотно заселён, о чем свидетельствуют остатки многочисленных древних построек. В поселении, как и внутри самого храма, осталось большое количество погребений. Несмотря на это, изначальная функция храма остается неизвестной. Шоанинский храм представляет собой уменьшенную копию Северного Зеленчукского (без нартекса и западного притвора). Безусловным доказательством копирования является характерное объединение восточных угловых ячеек и боковых вим в единый компартимент с одной слепой аркой на боковой стене. А. Ю. Виноградов и Д. В. Белецкий полагают, что храм построила местная артель, повторяющая престижный образец, но технически лучше обученная и свободно трактовавшая выбранную форму. Идентифицировать артель с конкретной школой на данный момент затруднительно.

В конце XIX в. Шоанинский храм был превращен в церковь скита Александро-Афонского монастыря. Храм был оштукатурен, была заменена крыша, а приделы перестроены.

Монета Банка России

В 2007 году жители села имени Коста Хетагурова после ряда обращений в правительство республики произвели самовольный ремонт собора. При этом была грубо сбита поздняя штукатурка в интерьере храма, под которой находилась просматривавшаяся и до этого первоначальная обмазка. В результате часть этой обмазки погибла, а на открывшихся частях в настоящее время имеются остатки древней декоративной росписи, греческие, арабские, грузинские, армянские и русские надписи различных эпох и многочисленные северокавказские родовые знаки-тамги. Восточная часть храма, смотрящая на село, была побелена.

30 апреля 2011 года неизвестные подожгли храм, однако пожар был быстро ликвидирован, и внутреннее убранство и иконы не пострадали.

16 февраля 2016 года в России выпущена в обращение серебряная памятная монета номиналом 3 рубля, посвящённая Шоанинскому храму.

Использованные материалы

  • Перфильева Л. А., «Александро-Афонский Зеленчукский мужской монастырь» // Православная Энциклопедия, т. 1, с. 605-606:

  • Горбова И. А., Монастыри Кубани в к. XVIII — начале ХХ века: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук // Кубанский государственный университет, Краснодар, 2014.- 206 с.:

    (материал использован частично)

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 1.

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 3-4.

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 10-10 об.

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 15-15 об.

  ГАСК. Ф. 135. Оп. 31. Д. 540. Л. 20-20 об.

  РГИА. Ф. 796. Оп. 168. Д. 1043. Л. 9.

  Священные достопримечательности по рр. Теберде, Кубани и Большого Зеленчука: Из дневника Преосвещенного Владимира, Епископа Ставропольского и Екатеринодарского, веденного Его Преосвященством при обозрении епархии в 1886 г. // Северный Кавказ: российская политика и практика христианизации. Извлечение из Ставропольских (Кавказских) епархиальных ведомостей (1873-1917 гг.). Майкоп. — 2009. — С. 186.

  Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Владимиру епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому от 18.10. 1887 года №4060 // Ставропольские епархиальные ведомости. — 1887. — С. 307.

  Открытие и освящение Свято-Александро-Афонской Зеленчукской Пустыни //Ставропольские епархиальные ведомости. — 1889. -С.484-485.

  Определение Святейшего Синода епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру об учреждении Александро-Афонской Зеленчукской пустыни // Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. С. 307.

  Из истории основания и первых лет деятельности Александро-Афонской Зеленчукской пустыни // Православная церковь на Кубани. Краснодар, 2001 г. С. 379.

  Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С.339.

  ГАСК. Ф.135.Оп.62. Д.830. Л. 4 – 5.

  Определение Святейшего Синода епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру об учреждении Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни // Православная церковь на Кубани. Краснодар, 2001. С. 378.

  Открытие и освящение Свято-Александро-Афонской-Зеленчукской пустыни // Ставропольские епархиальные ведомости, 1889. С. 484.

  Раздольский С. А. Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа. С. 120.

  Прохожий. Промысел особого рода // Северный Кавказ. Ставрополь, 1891. 22.08. № 8. С.5.

  Убийство двух монахов Зеленчукского монастыря //Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. С. 383-384.

  Серафим, игумен. Древнехристианские храмы и Св. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь Кубанской области Баталпашинского отдела. Одесса, 1896. С. 12.

  «В древнем Свято-Троицком храме в горах Карачаево-Черкесии совершена первая за 94 года Божественная литургия» // Патриархия.ru со ссылкой на сайт Пятигорской епархии,

СЕНТИНСКИЙ ХРАМ: ИСТОРИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ

Сентинский храм в Теберде, вернее, близ деревни Сенты, построен в 965 году, еще до крещения Руси. Он виден отовсюду, поскольку здание возвели на отроге высокого хребта Бурун-Сырт, на 1 300 м довлеющего над правобережьем реки Теберда. Точную дату постройки историки узнали благодаря найденной табличке, на которой она указана вместе с остальными важными сведениями.
Это однокупольная церковь, возведенная в форме креста из песчаниковой породы. Сентинский и Шоанинский храмы – одни из старейших сооружений – символов христианской веры. Считается, что на месте первого некогда было языческое капище, а второй, также построенный в средневизантийском стиле, находится на Кубани. Старое название деревни, откуда открывается великолепный вид– Сенты. Именно оно дало культовому зданию имя. Сейчас аул зовется Нижняя Теберда.
Храм 10 века в районе купола достигает десятиметровой высоты. Площадь строения – около 16 кв. м. В храм ведут три проема с разных сторон света, кроме восточной

Благодаря дверям и четырнадцати окнам солнечный свет призрачно освещает ветхие стены здания.
Когда-то рядом с церковью проходил активный торговый путь, ведущий от Кавказских гор до восточного побережья Черного моря, поэтому объект имел немаловажное значение для путешественников. Сентинский храм (КЧР) соседствует с массовыми захоронениями, датируемыми 5-8-м веками нашей эры – это всё, что осталось от древних капищ

Кроме прочего, вблизи церкви стоит полуразрушенный мавзолей – уникальная постройка для здешнего региона. Скорее всего, склеп предназначался для упокоения больших чинов и высокопоставленных правителей церкви. Возле мавзолея выкопан резервуар для сбора дождевой воды.

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ: ИСТОРИЯ В КАМНЕ

Что собой представляет Шоанинский храм? Фото сооружения можно подробно рассмотреть в статье, но лучше полюбоваться им вблизи – незабываемые впечатления путнику гарантированы. Храм выполнен в виде креста. В длину, как и в высоту, здание составляет почти 13 м. Фасад церкви довольно скромен, но в целом, сооружение величественно и массивно. Возвышается Шоанинский на скальном отроге и видно его издали.
Внутри здание значительно обветшало, фрески, росписи и орнаменты слабо видны на облупленных стенах, переживших 10 веков кряду, но при этом купол с арочными окнами и внушительными перегородками выглядит поистине величественно.Храм посвящен великому Георгию Победоносцу, или по-местному Уастырджи, и является ярким напоминанием о древних аланах, их повседневной жизни, культуре и верованиях. Один из немногих дней, когда здесь проводятся религиозные обряды, является 6 мая – день всенародно любимого святого Уастырджи. К этой дате на заросшие зеленью скалы съезжаются паломники из многих регионов России.

Софийские озера

Три живописных высокогорных озера, добраться к которым достаточно сложно. Туристам, желающим посмотреть их, предстоит многочасовой подъем в горы на высоту 2800 метров. Опытные туристы советуют идти минимум в двухдневный поход, чтобы сполна насладиться красотой озер среди первозданной природы на фоне величественных гор. Вода в Софийских озерах имеет насыщенный бирюзовый цвет с оттенком лазури.

Софийские озера

В Карачаево-Черкессии есть горный массив Кёль-Баши, где на высоте 2800 метров имеются небольшие чашеобразные углубления, заполненные водой. Это и есть Софийские озера. Всего насчитывается три большие чаши и несколько маленьких. С верхней точки видно, что они образуют каскад. Некоторые из них имеют настолько правильную круглую форму, что их можно принять за жерло потухшего вулкана. Свое название они получили по горе София — одной из самых высоких вершин Архыза (3637 м).

Самое верхнее озеро называется Северным. Река Кашха-Эчкичат связывает его со следующим озером, которое прозвали Большим. Оно вполне соответствует своему имени – диаметр водоема составляет 300 метров, а глубина – целых 17 метров! Не будь оно высоко в горах, его можно было бы считать судоходным. Далее следует Нижнее озеро. Все вместе они – Софийские озера.

Каждое озеро отличается оттенком воды. Сильнее всего впечатляет самое большое из них, поверхность которого отливает густой лазурью. На самом деле вода совершенно прозрачна. Ее окраска обусловлена цветом дна. Такой же эффект возникает в бассейнах, дно которых облицовано голубой кафельной плиткой. В случае с озером это выглядит очень эффектно. Так и тянет искупаться. Вода в озере имеет температуру не выше десяти градусов, поэтому купание дает колоссальный заряд бодрости.

Как добраться до Софийских озер

Ближайшим населенным пунктом является известный курорт и горнолыжный центр «Архыз». Он и считается отправной точкой для походов. Черкесск связывает с курортом трасса Р-265. Из Кисловодска и Невинномысска до Архыза ходят маршрутки. Водопады расположены в 15 километрах от поселка, поэтому без ночевки в палатке не обойтись. К озерам ведет несколько троп – по ущелью ручья Ак-Айры, долине реки Псыш, через балку «Орленок» или озеро «Запятая».

Еще один вариант — арендовать внедорожник с водителем. Машину обычно берут на Поляне Таулу в 5 километрах от Архыза. В этом случае задача значительно упрощается. От Поляны до Софийских водопадов — 10 километров. В этом случае, чтобы до них добраться и вернуться обратно, достаточно одного дня.

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ: КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ ПРИГЛАШАЕТ ТУРИСТОВ И ПАЛОМНИКОВ

Самый известный собор, относящийся к аланской епархии – Шоанинский храм. Где находится христианский форпост, оставленный современным жителям их древними предками? Он возведен над рекой Кубань, неподалеку от точки ее слияния с Тебердой, а точное место расположения – гора Шоана. Тысячелетняя история собора неспроста началась именно здесь. По этим густонаселенным в те времена местам проходило пересечение торговых путей, а жизнь в буквальном смысле била ключом. Но позже, когда торговля шелком и прочими товарами сошла на нет, местные аулы пришли в упадок, а население разбрелось по свету в поисках лучшей жизни. О том, что вокруг храма проживало множество людей, свидетельствуют полуразрушенные следы массовой застройки.
За три века до появления прекрасного однокупольного собора в Аланию пришла христианская религия. О том, что она, наконец, прижилась в этих краях, свидетельствует постройка такого памятника архитектуры, как Шоанинский храм (КЧР).Сентинский и Шоанинский храмы – наиболее известные и старинные представители византийского зодчества, были возведены недалеко от знаменитого Нижнеархызского городища. Примечательно, что, несмотря на небывалый возраст постройки, она периодически выполняет свои функции и сейчас. Несколько раз в году здесь совершаются богослужения. Происходит это по особо великим христианским празднествам. Дорогу сюда не забывают и вереницы паломников.

Южный Зеленчукский храм

Самый скромный и маленький из трех христианских храмов Нижне-Архызского городища. Он расположен среди жилых внутриквартальных построек. При этом Южный храм сильнее остальных пострадал от небрежно выполненных монахами реставраций, уничтоживших древнюю настенную роспись. Техника кладки Южного Зеленчукского храма свидетельствует о том, что его возводили местные мастера в начале XI века. В России это самый древний, действующий православный храм.

Южный Зеленчукский храм

Строительство Южного Зеленчукского храма относится к X веку. Это одно купольное, четырехстолпное трех апсидное здание. Прихожане любовно величают Александро-Невская, Ильинская, Ильи Пророка, Пророко-Ильинская церковь.

Архитектурные особенности

Выстроен и местного камня-песчаника с заполнениями из бетона. Сооружение небольших размеров 6,16 на 7,70 м. Предположительно являлась семейной церковью для зажиточной аланской семьи. Храм выстроен в античной, византийской, церковной культуре. Углы здания построены в технике «тычком и ложком». Здание имеет смещение по продольной оси: Западный вход и Центральные окна апсиды. Эллипсообразные подкупольное звено плана и барабан.Зимой храм отапливается. Печи расположены ниже уровня пола, под землей. По всему зданию проложен воздуховод для подачи горячего воздуха в помещения. На стенах алтаря сохранилась живопись, нанесенная монахами в виде голубя — символа Святого Духа, херувимы, серафимы, восьмиконечные кресты.

История здания

В начале Седьмого века путешественники из Византии проложили торговый путь через Главный Кавказский хребет, на это время приходится процесс христианизации. Это коснулось Алании. В 916 году началось крещение Западной Алании, патриархом константинопольский Николаем Мистик. Нижне-Архызское городище становится центром религиозной культуры. Во времена нашествия татаро-монгольского ига, местные жители бежали, оставив храмы для разорения и разрушения.

В конце 1889 году Южный храм был восстановлен и освящен, в нем проводили богослужения монахи, которые строили Александра-Невского Зеленчукской мужской монастырь.

До 1917 года Храм относился к Кубанской области, Баталпашинское отделение, Алесандро-Афонской пустоши. Во время революции храмы и монастырь закрыли, монахов репрессировали, имущество разграбили. В Тридцатые годы в храме создали колонию для преступников. В Сороковые годы храмом пользовались дети-сироты  из блокадного Ленинграда. В пятидесятые годы организованы детские лагеря для летнего отдыха.

В начале 1991 года храм передан русской православной церкви, освятили в честь Ильи пророка и до настоящего времени совершаются богослужения. Храм украшает крест, раннее принадлежавший Среднему храму. Во время разорения крест, который принадлежал Среднему храму был пробит пулями, его сняли, отреставрировали и поставили на Южный храм.

Южный Зеленчукский храм на территории историко-археологического заповедника, принадлежит русской Православной Церкви, относится к Пятигорской епархии. В храме регулярно проводит службу настоятель архимандрит Антоний.

Внутри Южного Зеленчукского храма

Внутри церковь ну очень маленькая, навряд ли там поместится больше 10 человек. Скорей всего, это была семейная церковь богатого аланского жителя. Внутреннее убранство церкви простое и очень скромное, тут нет богатых икон, но здесь уютно, здесь царит покой и умиротворение.

Внутри Южного Зеленчукского храма

Несмотря на такие крохотные размеры, в церкви находится еще и монастырская лавка, где можно купить иконки и прочую церковную утварь.

Шоанинский храм

Шоанинский храм- христианский собор, относящийся к исторической Аланской епархии, возведённый в конце X века, расположенный на территории современной Карачаево-Черкесии. Церковь представляет собой купольный храм типа вписанного креста и повторяет, некоторым образом модифицируя, формы Северного Зеленчукского храма.

Расположен на юго-восточном отроге горы Шоана, на левом берегу Кубани, в стратегически важном месте неподалеку от её слияния с Тебердой. Храм находится над осетинским селом имени Коста Хетагурова в 7 км к северу от города Карачаевска

Шоанинский храм

Традиционная для византийских построек плинфа используется лишь в арках, основной объём сложен из песчаниковых квадров грубой обработки на извести, с буто-бетонным заполнением внутри стены. Окна также перекрыты не аркой из плинфы, а камнем с выточенным в нём полукруглым завершением. В кладке видны многочисленные отверстия для лесов, а в отверстии в западной части южной стены даже сохранился кусок деревянной балки, которую строители не смогли вынуть и отпилили. Для возведения храма потребовались мощные каменные субструкции. Фасадный декор церкви очень скуп: присутствует карниз из каменных плиток, плинфяные бровки на барабане и каменные бровки над некоторыми окнами. Снаружи Шоанинский храм, как и все аланские купольные храмы, был покрыт тонким слоем штукатурной затирки-обмазки (читается на швах), а внутри оштукатурен и украшен орнаментами.

Правила поведения в Шоанинском храме
Вид со смотровой площадки Шоанинского храма

Шоанинский храм – одно из немногих архитектурных свидетельств древнего христианства. Его посещают те, кого очаровывает не только восхитительная природа Большого Кавказа, но и его рукотворные красоты. Место, где возведен указанный храм, овеяно историческими хитросплетениями и жизненными коллизиями. Немудрено, ведь 11 веков прошло с момента его возведения.

Беседка-звонница Шоанинского храма
Беседка-звонница Шоанинского храма
Беседка-звонница Шоанинского храма
Внутри Шоанинского храма

Не только ученые, но и обычные граждане задаются вопросом, почему местом для возведения храма выбрана высокая гора Шоана (Карачаево-Черкесия). Это не очень логично, поскольку небольшая, обрывистая площадка труднодоступна для посещения и категорически не подходит для размещения многолюдных собраний верующих.Версий несколько. Первая говорит о том, что на горе планировался Шоанинский монастырь – скит-киновия, скрытый от посторонних глаз. Версия довольно логична, поскольку, согласно верованиям христиан, с горных вершин гораздо удобнее разговаривать с Богом, а молитвы становятся результативнее.Вторая гипотеза говорит о том, что храм проектировался как резиденция, предназначенная для епископа Кубанского. Обе версии довольно правдоподобны, но какая из них истинная – неизвестно.

Путешествие по Кавказу: Шоанинский Храм X-XI века в Карачаево-Черкесии

Шоанинский храм X века в Карачаево-Черкесии

СЕНТИНСКИЙ ХРАМ (КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ): КАК ДОБРАТЬСЯ

Сентинский храм находится на расстоянии 48 км от поселка Домбай и в 18 км от города Карачаевск. Расположен храм в ауле Нижняя Теберда.
Двигаясь со стороны Домбая по трассе А155 и въехав в аул Нижняя Теберда, следует свернуть налево на мост, который ведет через реку Теберда. Координаты точки: 43.628345, 41.870444. Отсюда начинается маршрут к Сентинскому храму.
Дорога к храму грунтовая, порой встречаются крупные камни и рытвины. Проезд возможен на газели или машине с высоким клиренсом. Также от трассы можно подняться пешком к храму: протяженность пути 5,4 км, перепад высот 1050-1260 м, продолжительность маршрута 1,5 часа (данные маршрута указаны в пути туда и обратно).

Курорт Домбай, аул Нижняя Теберда. Сентинский храм на карте
Координаты: 43.636661, 41.865654

ВНУТРЕННЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ЧУДА

Если зайти внутрь уникального сооружения, называемого Сентинский храм, фото чудом сохранившихся фресок напомнят туристу о небывалой древности церкви. Роспись внутри сооружения в свое время была довольно богатой – недаром храм считают самым значимым фресковым комплексом края. Стены украшают нарисованные кресты и святые образа. Особенно хорошо видна Богоматерь и Святой Николай.
В арочных проемах, выполнявших функции окон, когда-то были вставлены стёкла – их фрагменты в изобилии найдены археологами. План внутреннего оформления прост и лаконичен – без нагромождения пилястр и прочего архитектурного украшательства. Поскольку стены часто белили, то в некоторых местах старые фрески явственно проступают под более новыми.
На данный момент Сентинская церковь заброшена, но довольно неплохо сохранилась. Путешественники, добирающиеся сюда, все как один поражены открывающейся панорамой, ведь потрясающая природа со всех сторон окружает древний храм. Теберда, несет свои бурные воды у его подножья, а от поселка сюда ведет еле заметная дорожка, окруженная травой и камнями.

Оптический телескоп БТА

Большой азимутальный телескоп, входящий в комплекс астрофизической обсерватории РАН. Расположен на Верхней научной площадке в 45 км от Архыза. Это один из самых крупных в мире телескопов подобного типа, и он вызывает большой интерес у туристов. Для них проводят дневные и ночные экскурсии к телескопу. В ходе экскурсий посетителям рассказывают об устройстве телескопа, а ночью можно рассмотреть через телескоп звездное небо.

Большой азимутальный телескоп

Диаметр зеркала этого телескопа достигает 6 м. БТА установлен на склонах горы Пастухова на высоте 2100 метров над уровнем моря. Здесь же находятся два малых телескопа диаметром 1 и 0.6 метров. Эти телескопы доступны не только научным сотрудникам, но и простым экскурсантам. Одна из услуг обсерватории предлагает туристам остаться на ночь, чтобы понаблюдать за звездным небом.

Обсерватория САО РАН

Сотрудники обсерватории живут у подножия хребта в поселке Нижний Архыз. Поселок этот особенный, он был построен специально для астрономов и прочих сотрудников САО РАН. Численность его составляет около 400 человек. Поселок небольшой, здесь всего четыре многоквартирных дома, школа, детский сад, несколько производственных и лабораторных корпусов, спортивная площадка, гаражи, гостиница для туристов.

Аланские храмы Карачаево-Черкесии

Современная Карачаево-Черкесия является наследником средневекового государства аланов, возникшего в начале первого тысячелетия. Аланская держава была развитой в экономическом и культурно-духовном плане, что привлекало византийских миссионеров, главной целью которых было распространение христианства на здешних землях.

Пик расцвета Алании припадает на 11 век. В это время возводятся православные храмы, активно развиваются живопись и архитектура. Хаос и разруха, которые сеяла армия Тамерлана на своем пути, также коснулись и территорий нынешней Карачаево-Черкесской Республики. С середины 14 века Аланское государство прекратило свое существование, оставив после себя пять церквей крестово-купольного архитектурного стиля.

Зеленчукские храмы

Комплекс православных соборов расположен в поселке Нижний Архыз, чьи земли простилаются в долине реки Большой Зеленчук между Тебердой и Карачаевском. Всего здесь насчитывается три храма: Северный, Средний и Южный. Названия сооружений соотносятся с их географическим положением.

Северный храм (Георгиевский)

Здание находится за пределами городища. Северный храм является самым древним и главным святилищем среди церквей зеленчукского комплекса, о чем свидетельствует его статус кафедрального собора Аланской епархии (10 – 13 вв.).

Длина храма совпадает с его максимальной высотой и равна 21 метру, ширина здания составляет приблизительно 10 метров.

Фресковая живопись на стенах собора, к сожалению, не дошла до наших дней в первозданном виде. Те изображения, которые прихожане видят сейчас, являются реконструкцией утраченного предмета искусства, которое попытался восстановить Д. Струков – археолог и художник.

По словам историков, храм был возведен в честь святого Николая Чудотворца в 916 году.

Одно из помещений Северного собора было оборудовано для проведения обряда крещения. Возле южной стены архитектурного памятника найдены три захоронения.

Средний храм (Троицкий)

В первой четверти 10 века в аланском городище появился храм посвященный Христу Спасителю. По задумке инициаторов, здание должно было напоминать большой крест с равномерным соотношением сторон. Однако решением главного архитектора, к центральной части церкви было добавлено два выступа и вытянуто в длину ее западный рукав.

Обязанности по восстановлению руин храма, пострадавшего от разрушительных монгольских нашествий, полностью взяли на себя монахи из местного мужского Александро-Невского монастыря. В 1897 году ремонтные работы были закончены, собор освятили в честь Троицы.

Стены здания украшены старинными фресками с изображением святых воинов, которые сохранились до сегодняшнего дня.

Южный храм (Ильинский)

Покровителем церкви считается святой пророк Илия. Это единственный собор из зеленчукского комплекса, который продолжает вести богослужения в наше время.

Снаружи храм похож на небольшой дом, его выдает лишь второй этаж украшенный куполом. По всему этому можно судить о том, что церковь задумывалась как частный объект для обслуживания потребностей одной богатой семьи.

Шоанинский храм

Между двух скал на краю обрыва горы Шоана возвышается одноименный православный собор, чье рождение уходит корнями в первую половину 10 века. Длина и высота здания равны почти 13 метрам, а ширина – приблизительно 9 метров.

Географическое положение храма было обусловлено большим количеством поселения в долине реки Кубань. Здесь также располагались здание монастыря и епископская резиденция.

До 18 века Шоанинский храм был местом хранения ценных древних книг.

Сентинский храм

Церковь получила свое название благодаря своему географическому положению в поселке Сенты (нынче Нижняя Теберда). Также, как и Шоанинский собор, Сентинский храм был основан в первой половине 10 столетия.

На базе святилища был возведен женский монастырь (19 век), который впоследствии был снесен советской властью.

Вместе с Сентинским храмом рядом строился также каменный мавзолей для погребения священников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector