14 древнейших православные храмов россии и мира

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Доклад на тему Храм Василия Блаженного

Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.

Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.

Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.

Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.    

В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.

С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.

С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах. 

Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.

2, 3, 4 класс.

Топ 5 самых посещаемых храмов России

Храмы России, фото с названиями которых входят во все путеводители по стране, привлекают туристов и путешественников со всего мира.

Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Древнейший соборный храм начала XV века привлекает паломников хранящимися мощами преподобного Сергия радонежского, основателя монастыря и духовного хранителя земли русской. Сам белокаменный собор крестово-купольной архитектуры является уникальным памятником раннемосковского зодчества.

Храмы России поражают своей красотой и масштабностью. Фото с названиями помогут увидеть самые лучшие из них.

Внутреннее убранство храма тоже достойно внимания. Сплошной иконостас и стеновые фрески расписывал знаменитый иконописец Андрей Рублев.

Добраться до станции Сергиев Посад можно на электричке за 1,5 ч. с Ярославского вокзала Москвы или до станции Александров и Балакирево. Можно за час доехать на автобусе № 388 от станции метро ВДНХ.

Казанский собор, Санкт-Петербург

Величественный памятник русской воинской славы возведен в начале XIX столетия по проекту Андрея Воронихина на Казанской площади северной столицы. Однокупольный храм стиля ампир и классицизм с элементами эклектики, дополняется полукруглой колоннадой из 96 гранитных колонн, выполнен по мотивам римского Собора Святого Петра.

Храм является действующим. Ежедневно проводятся 2 божественные литургии в 7 и в 10 ч., вечернее богослужение начинается в 18 ч.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)

Уникальное по сложности и красоте храмовое сооружение середины XVII века задумывалось патриархом Никоном как копия иерусалимского храма Гроба Господня, но в процессе строительства претерпело художественное переосмысление первообраза.

Центральная 4-столпная часть храма освящена в честь Воскресения Господа, к ней с запада пристроена шатровая ротонда с часовней Гроба Господня, на востоке находится подземная церковь Святых Константина и Елены с фрагментами колокольни. Монастырский историко-архитектурный и художественный музейный комплекс находится в поселке Истра на улице Советская 2, строение 3.

Доехать можно примерно за час на личном автомобиле или на рейсовом автобусе № 372 от Тушинской станции метро за 115 руб. До Истры также регулярно ходят электрички от Рижского вокзала. Время в пути 1,15-1,5 ч. Стоимость 120 руб. Время работы в будние дни с 10 до 18 ч., в субботу до 21 ч., в воскресенье до 19 ч. Кассы закрываются на 30 мин. раньше.

Стоимость входного билета без экскурсии 250-450 руб., в зависимости от выбранных объектов. В Воскресенском храме проходят по выходным и праздничным дням регулярные богослужения в 10 ч. литургия, и в 17 ч. всенощное бдение.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного), Москва

Самый узнаваемый столичный храм на Красной площади, объединяет сразу несколько церквей с 11 пределами. Уникальное строение XVI столетия сочетает стили русского шатрового зодчества с итальянским возрождением. Точно авторство проекта не установлено. Является всемирным объектом наследия ЮНЕСКО, входит в семерку чудес России.

Сегодня храм принадлежит совместно православной церкви и государственному историческому музею. Входной билет стоит 700 руб., с экскурсионным обслуживанием 1200 руб. Посещение возможно с 11 до 18 ч. Здесь совершаются регулярные богослужения по выходным дням.

Храм на Крови, Екатеринбург

Огромный собор возведен в 2003 году на месте расстрела царской семьи во имя всех Святых в земле Российской просиявших, стал главным центром культа императорской семьи для паломников всего мира и туристической достопримечательностью Урала.

Представляет целый культурно-религиозный комплекс, куда входит 5-купольный храм русско-византийского стиля на 2 уровнях, с криптой расстрельной комнаты, музеем Святых Царских страстотерпцев, концертным залом.

В храме проходят ежедневные церковные службы в 17 ч. – вечернее богослужение, в будние дни литургия начинается в 8 ч., в выходные и праздничные дни служится 3 божественных литургии: в 6-40, в 8 и 9 ч. Адрес храма: Екатеринбург, улица Царская д.10.

Некоторые различия

Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.

Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.

Положения Католицизм Протестантство Православие
Отношение к светской власти Глава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властью Стремятся сотрудничать За все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения
Отношение к людям Важна индивидуальность Вмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуются Все люди — братья и сестры
Душа после смерти Душа проходит Чистилище и очищается Христос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важны Душа попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел
Крест Господень Имеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лица Не признают ни Крест, ни иконы Имеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир
Крещение Крещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окропление Могут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выбор Креститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание
Службы Священники наделены от Бога особой силой Не нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизнь Священник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе
Брак Не поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачия Развод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующим Разводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться
Богородица Непорочна, без греха Считают Деву Марию обычным человеком Является человеком, совершившим первородный грех
Святой Дух Исходит от Отца и Сына В равной мере исходит от Отца и Сына Исходит от Отца и передается Сыну
Священное Писание и Священное Предание Имеют равное значение Не имеют авторитета Писание является частью Предания

Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.

Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.. Стоит отметить отличия от старообрядчества

В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.

Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.

Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.

Признаки

В Никео-Цареградском исповедании православной веры в его девятом догмате поем – верую: «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Единство Церкви – величайшая ценность. Христос пришел соединить человека с Богом и всех людей во Христе Иисусе. Он пришел восстановить Богом данное единство, нарушенное грехом, гордостью и себялюбием. В Церкви происходит восстановление единства, объединение всех, в соединении со Христом в преломлении хлеба и в благословении вина.

Обретая единство с Богом, члены Церкви обретают и единство друг с другом. Христос говорит нам: Надо помнить, как наши церковные взаимоотношения влияют на отношение к церкви остального мира. Нас оценивают из-за ограды.

Так возлюбил Бог мир, что отдал за него Сына Своего. Великое благо и дар прикоснуться к этой Любви. Иоанн Богослов — Апостол Любви говорит:

Как же надо каяться, если вместо этого среди нас на приходах возникают всякие трения, недовольства, оговоры, пересуды, рознь и, прости Господи, даже вражда. Надо каяться и молиться, чтобы Господь не отнимал от нас великого сокровища единства в Его любви.

Церковь Святая, потому что она есть установление Божие, глава ее Сам Иисус Христос. Святость есть свойство Божие. Посторонние часто упрекают церковных людей в каких-то грехах, мол, в церковь ходит, а то-то и то-то делает, какой нехороший. В церкви безгрешных нет.

Церковь есть врачебница, а в лазарете и раны, и гной, и запах. Но

Церковь свята не потому, что состоит только из святых и праведников. Христос исцеляет наши болезни, Им мы не только преображаемся, но и обоживаемся. Через Него наша Церковь соделывается «причастницей божественного естества» (2Пет.1:4). Церковь Свята, потому что свято, без изменений хранит учение, данное Им, потому что в ней действует Святой Дух. «Кроме Церкви негде взять святыни», — говорит Святитель Димитрий Ростовский.

Соборная – это особая характеристика нашей православной Церкви. Церковь называется соборной или вселенской (кафолической), потому что для нее нет границ, он несет Свет спасения всем, без различия национальностей. В нашем понимании соборность отличается от кафоличности.

На западе слово кафолическая понимается как всемирная, а в переводе Кирилла и Мефодия, на славянском языке появилось понятие соборная, что точнее выражает существенное качество православной Церкви. Мы понимаем, что соборность стоит на Троичности — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, Три Личности, но Единое Существо.

Это триединство — великая Тайна, приоткрывающаяся нам в Любви. Предвечный Совет дает образ Собора – как совета, и определяет бытие Церкви – соборное в совете и любви. Ангельский Собор славит Бога на Небе, а на земле для людей учрежден Божественный союз любви – соборная Церковь. Власть в Церкви принадлежит Соборам, Первоиерарх избирается соборно.

Святитель Кирилл Иерусалимский оставил нам поучение о соборности Церкви:

Церковь Апостольская, потому что началась с апостольской проповеди.

Куда бы ни приходили апостолы – везде исправлялись нравы, исцелялись больные языческим дурманом люди, и создавалась христианская община, которая становилась потом поместной церковью. Апостолы передавали своим последователям и ученикам не только свою веру, любовь к их Божественному Учителю, но и святые наставления, уроки жизни, воспитывали в благочестии, учили молиться.

Апостолы передали дальше и дар Духа Святого, полученный в огненных языках. Они через возложение рук поставляли на служение смотрителей — епископов, или блюстителей за соблюдением жизни по вере, порядка в общине, и за совершением Святых Таинств, рукополагали пресвитеров, которые вслед за ними все дальше несли Евангельскую весть, проповедуя Воскресение.

Апостольское преемство в нашей Святой Церкви не прекращается с первых апостолов и никогда не прекратится. Церковь и до ныне свято исполняет заповедь Христову: , продолжая апостольское служение.

Крещение Руси

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (-) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (-), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Исаакиевский собор в Санкт Петербурге

Самый монументальный в северной столице и четвёртый по величине в мире Исаакиевский собор был построен по приказу императора Николая первого. Удивительная история возведения собора переносит нас  в самое начало 18 века, когда была построена церковь Исаакия Далмацкого, в которой венчался Петр 1 с Мартой Скавронской. По мере ветшания, на площади были заложены вторая и третья церкви. И только в начале 19 века к строительству нового собора был привлечён французский архитектор Огюст Монферран со своим новым проектом в стиле классицизм.

Возведение Исаакиевского собора было трудным и длилось почти на 40 лет. Только на возведение фундамента ушло 5 лет, так как болотистый грунт, на котором шло строительство, требовал большого внимания. Было вбито более 12 000 штук свай, которые призваны были держать собор на болотистой почве. Высота собора составляла 101,5 метр, а масса 300 тысяч тонн. Главный купол сделан не из дерева, а из металла, который был значительно легче. А внутреннее убранство храма было потрачено более 400 кг золота. Примечательно, что храм считается музеем, но в нем проходят богослужения.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Православный храм и идея обожения

София в Константинополе — это 6 век. Пройдет еще 3 столетия, и христианство выработает новый и абсолютно свой тип храма. В 9-10 вв. в византийской традиции появится крестово-купольные сооружения, имеющие в своей основе вписанный крест. Купол в этих храмах расположен на 4 опорах, к которым примыкают цилиндрические своды. Динамика храма тут уже имеет акцентированную вертикаль, а его идея трансформируется в идею лестницы, которая ведёт к миру горнему. Если у константинопольской Софии купол отображал звездное небо, то в новых храмах на куполе размещали иконописное изображение Христа. Это выражало идею возможности человеческого обожения, т.е. приближения к Богу и становления человека-бога. Символизм в крестово-купольном храме воплощался везде:

Помимо нового вертикального членения, сохранилось и горизонтальное деление храма, и его восточная направленность.
В таком виде Россия получает вид и идею православного храма после своего Крещения, такими же строят и первые русские православные церкви. Впрочем, византийских мастеров на Руси быстро сменяют местные зодчие, и специфика христианских храмов также скоро обретает национальные черты.

История формулирования вероучения[]

Православная Церковь рассматривает всю историю единой Церкви до Великого раскола (1054) как свою историю. Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Впоследствии формулировалось о́росами (дословно — границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов. Православие не признаёт постановлений соборов, которые созывались Римской церковью после Раскола, включая и те, где присутствовали представители Восточных патриархатов, например Флорентийский собор.

Первые два собора созывались правившими в Константинополе императорами единой Римской империи, а остальные — Ромейскими (Византийскими) императорами, после ликвидации Западной Римской империи в 476 году считавшими себя единственными законными римскими императорами, и обычно проходили под их административным председательством.

Год Событие Итоги
325  Первый (Никейский) Вселенский Собор Составлен Никейский Символ веры, утверждающий, в частности, догмат Единосущия Сына с Отцом и Святым Духом; осужденоарианство и другие учения, отрицающие Никейский символ веры. Важную роль сыграл св. Афанасий Великий.
381 Второй Вселенский Собор Подтверждено равенство Святого Духа с Отцом и Сыном; сформулирована окончательная в Православии редакция Никео-Цареградского Символа веры.
431  Третий (Ефесский) Вселенский Собор Осуждены ереси Нестория и Пелагия, осуждённого ранее на Карфагенских Соборах 416 года; утверждено именовать Деву МариюБогородицею (греч. Θεοτόκος).
451 Четвёртый (Халкидонский) Собор Осуждены ереси несторианства и монофизитства (ересь архимандрита Евтихия). Утверждён догмат о том, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, во всём подобен нам, кроме греха; Он имеет только одно Божественное Лицо-ипостась (Бог Сын) — в воплощении два естества (Божественное и человеческое) соединились в Нём «неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно» — томос св. Папы Римского Льва.
553 Пятый Вселенский Собор Осуждено учение об апокатастасисе, персонально осуждён один из авторитетов Антиохийской школы — учитель Нестория Феодор Мопсуестийский, осуждены все его сочинения, также осуждены как близкие к несторианству некоторые написанные до Халкидонского собора сочинения блаженного Феодорита Кирского и одно из писем Ивы Эдесского, а также персонально осуждены Платон, Ориген, многие их последователи из Александрийской богословской школы.
680 Шестой Вселенский Собор Осуждено монофелитство. К Собору примыкает Трулльский Собор, составивший кодекс канонического права Церкви на Востоке.
Середина VIII века Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение Православной веры» — первую богословскую систематизацию христианского вероучения.
787 Седьмой Вселенский Собор Восстановлено иконопочитание (ранее анафемствовавшееся на Константинопольском соборе в 754 году, его решения были отменены); честь, воздаваемая образу, переходит к первоо́бразу (т.е., к лицу, изображённому на иконе), и почитающие икону почитают личность, изображенную на ней.
11 марта843 Торжество Православия После Поместного Собора в Константинополе, созванного императрицей Феодорой для окончательного восстановления иконопочитания, состоялись церковные торжества, получившие название «Торжество Православия». Были произнесены анафемы на иконоборцев и других еретиков. Данный чин по настоящее время совершается ежегодно в Неделю Торжества Православия (первая Неделя Великого поста). Анафематизмы и многолетия чина могут рассматриваться в качестве формулы Православия как веры Церкви (греч. πίστις τῆς εκκλησίας).
879 Поместный (у греков часто именуется Восьмым Вселенским) Собор в храме Святой Софии Восстановление на патриаршем престоле Фотия; осуждение Filioque и каких бы то ни было изменений в Символе веры.
Середина XIV века Полемика святителя Григория Паламы с Варлаамом Подтверждение возможности созерцания человеком нетварного Фаворского света и непосредственного общения человека с энергиями Бога, единения с Ним и бесконечного Обо́жения.

Автокефалия Русской Церкви

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.

Иона

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (-), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в — годах.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.

Список литературы

  1. Библия.
  2. История религии — Москва: Центр «Руны», 1994.
  3. Протопресвитер Джон Майендорф. Введение в богословие Святого Отца Нью-Йорк, 1984 (2-е издание — Вильнюс; М., 1992, ISBN 5-900785-14-9; 3-е издание — Клин, 2001, ISBN 5-93313-018-4; 4-е издание — Минск, 2001). Пер. с английского Лариса Волохонская.
  4. Свенсивицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — МОСКВА, 1985; МОСКВА, 1988; МОСКВА, 1986.
  5. Толстой Л. Н. Изучение догматического богословия / полные труды в 90 томах. Том 23, Труды 1879-1884, стр. 60-303
  6. Христианство. Энциклопедический словарь / под ред. С. Аверинцева и др. — М., 1993-95. Т. 1-3 (T. 3. стр. 489-526 подробная библиография).

Вариант 2

На сегодняшний день христианство является самой распространенной и популярной религией во всем мире. Более того особенностью этой веры является максимальная массовость, вероятно, за всю историю человечества на данный период. Даже, если мы вспомним римскую империю или древнюю Индии, то ни римское язычество, ни индуизм не охватывали такое количество людей, хотя и были невероятно массовыми.

Поэтому понимание христианской концепции более чем существенно для каждого современного образованного человека. Ведь через христианство мы можем в существенной степени понять культуру людей и культуры разных стран, сообществ. В свою очередь через понимание локальных и глобальных культур появляется возможность познавать особенность сознания людей.

Существенным фактором является неоднородность христианства. Хотя большинство людей видят только такие известные конфессии как католичество (самая массовая) и православие, христианство включает в себя множество других ветвей и сект.

По сути, с самого начала возникновения христианской религии начали появляться различные секты и отдельные верования. В первых веках новой эры появлялись проповедники, предлагавшие свой немного особый взгляд на эту религию. Собственно, появляются они до сих пор и непременно отыскивают то или иное количество последователей.

Наиболее известный церковный раскол произошел в 11 веке новой эры, когда и было зафиксировано разделение на православных и католиков, хотя назревал этот раскол значительно ранее. Тем не менее, до этого дела церкви решались на общих собраниях, так называемых церковных соборах. После католики и православные решают свои дела отдельно, да и веру имеют в действительности немного разную.

В период средневековья и модерна христианство тоже получает много новых вариаций. Только эти расколы нередко являются уже внутрионфессиональными. К примеру, в православии наиболее известным является появление старообрядцев.

В Европе активно зарождаются движения протестантов, которые были созданы известными мыслителями своего времени. Далее именно эта ветвь становится одной из основ для зарождения государства в колонизированной Америке.

В самой Америке тоже появлялись новейшие традиции наподобие мормонов или амишей, которые вполне нормально продолжают не только существовать, но и развиваться по сей день, веруя в собственную вариацию учения Христа.

4, 5, 7, 8, 10 класс

2. Устройство храма

Интерьер православного храма

Храм обязан иметь престол и быть освящён архиереем. Допускается освящением храма иереем по благословению архиерея специальным чином. Для этого необходим антиминс, освящённый архиереем. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого называется храмовым, или престольным праздником.

В Храме выделяются три части:

  • алтарь, содержащий жертвенник и престол,
  • средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, перед которым со стороны средней части находится солея с амвоном и клиросами,
  • притвор.

Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток.

В архиерейских соборах в центре средней части ставится архиерейский амвон с кафедрой.

Храм, как правило, имеет колокольню или звонницу с колоколами для созыва верующих на богослужения. Колокольни, чаще всего, бывают трёхъярусными: нижний — притвор, выше — темничка, верхний — звонница.

Крыша храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют:

  1. либо 1 купол,
  2. либо 3 купола — по одному над храмом, алтарём и колокольней — во образ Троицы,
  3. либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него,
  4. либо 7 (священное число),
  5. либо 13 — подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам.

Купола стремятся делать либо круглыми, либо крестовидными, либо восьмигранными (двойные четверики).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector