7 главных мифов о старообрядчестве
Содержание:
- Самоназвание
- Раскольники или старообрядцы?
- Количество староверов
- После реформы
- Где живут староверы
- Религиозная община как политическая угроза
- Заграничные староверы
- Человек как теория раскола
- Миф № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.
- Чем отличаются старообрядцы от православных
- Приходы РДЦ
- Поповцы и безпоповцы
- Где живут староверы
- Старообрядческое пособничество террористам
- Символ веры
- Каноны — фундамент для разногласий
- Старая и новая вера
- Виза, просроченная на 10 лет
- Староверы в наши дни
- Образ жизни староверов
Самоназвание
Изначально старообрядцы в основном именовали себя «православными християнами», свою веру – «правой верой». Внешние термины, которыми называли не подчинившихся реформам Никона православных верующих – такие как «раскольники», «раскольщики», «брынская вера», «старообрядцы», «староверы» – поначалу ими не принимались. Лишь позднее термины «старообрядцы» и «староверы» стали использоваться ими и как самоназвание, принятое в качестве основного названия и в наши дни. При этом РПЦ Московской патриархии зачастую презрительно именуется старообрядцами «никонианской» или «никонианами», намекая на ее происхождение от реформатора Никона.
Раскольники или старообрядцы?
Делалось это потому, что древнерусские старообрядческие церковные традиции, существовавшие на Руси почти 700 лет, на новообрядческих соборах 1656, 1666–1667 годов были признаны неправославными, раскольническими и еретическими.Сам по себе термин «старообрядчество» возник вынужденно. Дело в том, что Синодальная Церковь, её миссионеры и богословы называли сторонников дораскольного, дониконовского православия не иначе, как раскольниками и еретиками.
Сергий РадонежскийФактически, такой величайший русский подвижник, как Сергий Радонежский, признавался неправославным, что вызвало явный глубокий протест у верующих.
Эту позицию Синодальная Церковь взяла как основную и пользовалась ей, поясняя, что сторонники всех без исключения старообрядческих согласий отпали от «истинной» Церкви из-за своего твердого нежелания принимать церковную реформу, которую начал приводить в жизнь патриарх Никон и продолжили в той или иной степени его последователи, включая императора Петра I.
На этом основании всех, не принимающих реформы, назвали раскольниками, переложив на них ответственность за раскол русской Церкви, за якобы отделение от православия. До начала XX века во всей полемической литературе, издаваемой господствующей церковью, христиане, исповедующие дораскольные церковные традиции, именовались «раскольниками», а само духовное движение русского народа в защиту отеческих церковных обычаев называли «расколом».
Этот и другие еще более оскорбительные термины использовались не только для того, чтобы обличить или унизить старообрядцев, но и для того чтобы обосновать гонения, массовые репрессии против сторонников древнего русского церковного благочестия. В книге «Пращица духовная», изданной по благословению новообрядческого Синода, так и говорилось:
Количество староверов
Согласно «Атласу религий и национальностей России», в стране проживает около 400 тысяч раскольников всех согласий и течений, что составляет 0,2% населения страны. 26% старообрядцев живет в крупных городах-миллионниках В 2018 году в стране насчитывалось 379 общин староверов, что составляло 3,1% от всех религиозных общин России.
Но в докладе Алексея Безгодова указываются иные цифры. Он считает, что даже в СССР в 1980-х годах насчитывалось около двух миллионов староверов. В 2012 году – из опрошенных 0,5% причислили себя к церквям старого обряда, что при экстраполировании на страну дает количество в 700 тыс. человек. При этом 31% старается соблюдать правила веры, а 3% – являются активными прихожанами.
Сами раскольники считают, что их никак не меньше 1 900 000 человек, а количество старообрядцев «по крещению» может быть еще больше – до 3 млн человек или 2% населения страны.
После реформы
Всех, кто не следовал новым инструкциям и продолжал
креститься двумя перстами (этот момент стал ключевым в споре), предали анафеме и назвали раскольниками
и еретиками на созванном Никоном Соборе в 1656 году. Собор признал необходимость
корректирования богослужебных книг и в 1666 году аложил анафему на старые книги
и обряды.
Клятва — обязательство старообрядца об отречении от старообрядчества 1828 года Новгородская губерния. «Я нижеподписавшийся даю сие обязательство приходскому священнику Иоанну Пит-Горскому в том, что отныне оставляю все заблуждения старообрядческой секты, в которой по сие время находился. И клятвенно обязуюсь не нарушать. Хранить все догматы истинной христианской веры и в оной воспитывать детей своих. Если только Бог благословит меня. Января 28 дня 1828 года. К сему обязательству 2-ой поселенной роты хозяин Федор Дорофеев руку приложил». Взято из ГАНО
Однако, появилось целое движение недовольных новыми
правилами священнослужителей: протопоп Аввакум Петров, Логгин Муромский и ряд
других. Целыми монастырями уходили в отказ от новых традиций: Соловецкий
монастырь в полном составе в 1667 году отказался признавать принятые правила,
было множество других монастырей и монахов. Подобные отказы жестко подавлялись
армией, монахов под пытками заставляли отказаться от староверия, их казнили или
отправляли в заключение или в ссылки.
Новые иконы писались по новым правилам – святые изображались
с троеперстным знамением, что возмущало приверженцев дореформенной традиции,
они не признавали этих святых.
Тех, кто отрицал новую церковную традицию официально
начали преследовать. Сами себя раскольники называли «древнеправославные христиане», а затем «истинная православная
церковь» или «староверы». Лишь к
концу 19 века среди них прижилось название «старообрядцы» и термин «старообрядчество».
Где живут староверы
Церковный раскол средины 17 века навсегда разделил духовную жизнь страны. Старообрядцы в течение следующих веков разделились на несколько течений: поповцев, в среде которых находили убежище священники, не принявшие новый уклад, и беспоповцев, не признающих никаких священников вообще.
Поповцы осели в основном в центральной части России и на юге империи, в тех местах где жители не представляли себе жизни без священника.
Беспоповцы отправились в сторону Севера. В этом районе исторически было мало попов. Местные жители привыкли вести свою религиозную жизнь сами. Службу вели грамотные миряне, а священник появлялся только во время великих праздников.
Это не было нарушением церковных устоев, так как согласно древним книгам без попа можно служить почти весь круг богослужения.
Именно поэтому жители Севера легко приняли беспоповскую практику. Кроме того, на решение северян остаться верными старым традициям повлиял разгром Соловецкого монастыря.
Тамошние монахи не приняли реформ. Они дали возможность уйти за пределы монастыря всем, кто был не согласен с их решением и стали ждать реакции Москвы. Как только до власти дошли сведения о непокорстве братии, был сформирован вооруженный отряд. Он должен был «укротить» один из самых авторитетных монастырей на Руси.
Где живут староверы
Карательный отряд осадил мятежников, надеясь на скорую победу. Но не тут-то было, осада длилась около восьми лет и была безуспешной до того момента, пока предатель не выдал осаждающим тайный ход.
Ворвавшись внутрь, каратели устроили настоящую резню, перебив большинство иноков. Уцелевшие бежали на побережье Белого моря, где и стали проповедовать. Кстати, эти события заставили местных жителей задуматься, на чьей стороне правда.
Авторитет старообрядчеству придала жизнь и мученическая смерть протопопа Аввакума, который проповедовал в этих местах и тут же был сожжен.
После этих печальных событий и начали возникать и расти общины староверов на побережье Белого моря и в Олонецком крае, на территории нынешней Карелии.
Религиозная община как политическая угроза
Во времена правления Петра Великого на старообрядцев был наложен двойной налог. В 1722 году издан указ о смертной казни для тех, кто будет способствовать расколу церкви, то есть продолжать молиться по старым традициям.
Уже к тому времени часть представителей начала скрываться. Многие семьи покинули места, на которых их предки веками жили, работали. Они ушли на дальние, дикие земли вглубь России. Тысячи людей покинули империю и искали счастья за рубежом.
Во время правления Екатерины II пропагандировалась политика религиозной терпимости. Именно тогда возникла терминология «староверы» и «старообрядцы». В чем разница этих двух понятий?
Ни в чем, они абсолютно идентичны. Первое значение возникло как слово, что характеризовало людей, которые оставались верны своим религиозным предпочтениям. Все, кто не подчинился нововведениям, носили оскорбительное название раскольники, еретики и староверы. Синоним «старообрядцы» ввела в употребление Екатерина II. Царица внедряла свежие реформы в религиозную сферу своей страны. Так, на некоторое время прекратилось преследование этих групп.
Целые семьи возвращались из-за границы. Но такие изменения продолжались недолго. Несмотря на то что представители этого течения были социально активны и благодаря своей упорной работе приносили прибыль государству, они также представляли для царского режима большую угрозу.
Заграничные староверы
Там, где уклад жизни общества в целом сохраняется сельский, например, в Орегоне, сохраняются традиционные общины, но таких мест все меньше. Старообрядческие общества за границей в целом пошли по тренду новообрядческих – превратились в диаспоры. А успешная диаспора в ассимиляционной модели это такая диаспора, которая полностью ассимилировалась, но сохранила при этом какую-то свою самостоятельность.
Чем лучше диаспора поддается ассимиляции, тем лучше. Я видел разные диаспоры за границей в разных местах, и в целом, модель, не построенная на ассимиляции – для большинства оказывается самой долгосрочной, потому что долгота жизни диаспоры, которая основана на ассимиляции – два поколения.
Так устроено большинство православных общин за границей. То есть, первое поколение сохраняет социальную организацию вокруг церкви, какие-то мировоззренческие понятия, взятые из прошлого и религиозность, во втором поколении исчезают мировоззренческие понятия, взятые из прошлого, частично остается религиозность и остается организация вокруг церкви, третье поколение строит свою социальную организацию вне церковных стен, взятые из прошлого ценности отпадают и остается только религиозность, но они уже задаются вопросом: почему мы должны быть православными, если кругом католики?
Это стандартный путь диаспор. И чтобы поддерживать преемственность и традицию приходится очень много тратить сил на поддержание общинной жизни. Но все равно процесс неизбежный. Там, где уже четвертое поколение после эмиграции, когда община встроена в город, русский язык вообще не понимают, а главное – у них нет стимула, они не понимают, зачем. Конечно, проще сохранять общинную традицию в сельской местности – это вот те старообрядцы в рубахах, про которых снимают документальные фильмы.
Человек как теория раскола
Родился будущий патриарх в бедной крестьянской семье в мае 1605 года в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Мать мальчика умерла сразу после его появления на свет, и отец женился во второй раз. Мачеха недолюбливала ребенка. Она морила его голодом и всячески издевалась.
Именно большие амбиции привели к образованию такого течения, как староверы. Кто они и какую роль в их формировании играет патриарх, материал расскажет далее.
Часто заступалась за внука и бабушка. С детства мальчик был благосклонен к религиозной литературе. Священник, который учил грамоте, был для ребенка идеалом. Иногда Никита не мог заснуть. Его постоянно тревожили кошмары, что он может забыть церковные тексты. Набожный мальчик убежал без разрешения родителей в монастырь.
В 1624 году под предлогом смертельного состояния любимой бабушки юношу вернули домой. Там его женили на незнакомке. Тем не менее религию мужчина не покинул. Молодой муж устроился священником в местную церковь. Тогда он даже не догадывался о том, что древнерусская церковь староверов, в которой Никон начал править, впоследствии возненавидит его.
Начитанность, глубокая вера и чрезвычайное усердие сделали ему хорошую репутацию. Купцы, которые приезжали в город, заметили таланты молодого попа и предложили ему переехать работать в Москву.
Миф № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.
Не надо обращать внимания на такие вещи. Мы не язычники. Бывает, что в автомобиле упала иконка, и какое-то время спустя пробилось колесо или ещё что-нибудь случилось. Человек думает: вот, Господь меня предупреждал. А на самом деле не надо ездить на лысой резине.
Порвалась у тебя цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Пойди к ювелиру, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.
Если постоянно придавать всему мистическое значение, можно скатиться в оккультизм. Я таких людей вижу каждый день, и мне их жалко. Вместо того чтобы прийти в храм помолиться, исповедаться, они озираются вокруг: тут у меня цепочка упала, тут у меня ещё что-то случилось… Вместо молитвы к Богу, общения с Ним, они постоянно наблюдают за «приметами»
А бес над такими людьми просто смеётся — он им посылает всё новые и новые моменты, на которые они будут обращать внимание
Если ты боишься примет, приди в храм, исповедуйся, причастись, послушай проповедь священника или архиерея. И ничего не бойся.
Крест с распятием
Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Господа Иисуса Христа на кресте относится только к V веку. Это распятие на дверях церкви святой Сабины в Риме. Однако долгое время — до IX века включительно — Спаситель изображался в длинном одеянии как бы стоящим перед крестом, не только воскресшим, но и торжествующим. Только в Х веке появились изображения собственно распятия.
Крест «терновый венец»
Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Венец Христа, изображённый на нём, символизирует победу и награду: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).
Крест старопечатный «плетеный»
Византийское плетение заимствовалось славянами и стало частью их церковного искусства. Наиболее часто изображения «плетёных» крестов встречаются в болгарских старопечатных книгах.
Крест схимнический, или «Голгофа»
С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где впоследствии был распят Христос. Возле изображения Голгофы прописаны буквы «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Буквы «К» и «Т» — подписи к копию воина и трости с губкой.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа, «НИКА» — Победитель, на титле или около неё: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий — или «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский, в самом верху: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.
Чем отличаются старообрядцы от православных
У каждого старообрядческого течения могут быть свои
исключительные особенности, приобретенные в течение многих лет, но всех их
объединяет особое церковное мировоззрение, основанное на «древнеправославных»
традициях.
Крест четырех конечный без Распятий, либо восьмиконечный
с Распятием.
Крещение проводится с троекратным погружением.
Все буквенные и текстовые изменения в богословных
книгах, принятые во время реформы Никоном отсутствуют, молитвы и тексты читают
по-старому.
Пение в церкви должно быть только унисонное.
Крестный ход совершается не против солнца, как в
православии, а по ходу солнца.
Приходы РДЦ
РДЦ возникла в 1920-х годах XX века и к 1950-м годам объединила не признающих Белокриницкую церковь беглопоповцев. Самый крупный духовный центр церкви находится в городе Новозыбкове под Брянском. Возглавляет церковь патриарх Александр Калинин.
По данным Минюста РФ, в стране работают 105 приходов новозыбковцев, объединенные в 6 епархий, в которых несут службу 4 епископа. Церковь имеет 4 монастыря – три женских и один мужской, духовное училище в Новозыбкове.
Основная работа проходит в Нижегородском регионе и в Республике Бурятия. Адепты церкви сосредоточены в Москве и в Московской области (Московская епархия), по реке Волге – Верхневолжская и Нижневолжская епархии, на Урале, в Сибири и в Бурятии. О количестве прихожан данных нет, а на официальной странице церкви указаны всего 40 приходов, которые находятся под Пермью, Пензой, в Петербурге, под Самарой, под Нижним Новгородом и под Брянском.
Поповцы и безпоповцы
Крест староверов. Сделан из бронзы
Все эти события привели к разделению старообрядцев на два толка: поповцев (признают необходимость священников при исполнении обрядов) и беспоповцев (отрицают возможность существования и необходимость «правильного» и «истинного» духовенства).
Изначально беспоповцы начали селиться и проживать в малонаселенных районах, таких как побережье Белого моря. Из-за чего их впоследствии стали называть поморами. Также у них появились крупные центры в Олонецком крае и нижегородских землях. Позже, у беспоповцев начали появляться отдельные течения вроде:
- даниловского;
- федосевского;
- часовенного;
- спасового;
- аристового.
Также были и более мелкие ответвления: дырники, средники, бегуны.
Остальная часть старообрядцев решила, что можно использовать услуги священников, которые имели наставление в «Никонианской церкви», но при одном условии — реформы они должны проклясть, а потом получить исправу. Их стали называть беглопоповцами, поскольку они принимали «беглых» священников. Итогом их работы стала «Древлеправославная Старообрядческая Церковь».
Лестовка — старообрядческие четки, бывают мужскими, женскими и детскими
Революционная ситуация, сложившаяся в начале XX века в России способствовала появлению обновленчества, куда влились и некоторые старообрядцы. Возглавил их викарный епископ Саратовской епархии Николай Позднев. Впоследствии обновленчество потерпит крах и уже к середине XX века полностью прекратит свое существование, поскольку правительство СССР предпочтет поддержать патриарха.
Где живут староверы
Старообрядцы живут, как правило, общинами и выбирают для своих поселений места вдали от крупных городов. Подобная традиция сложилась не просто так, ведь после раскола они вынуждены были скрываться от гонений, а потому селились в глухих лесах, подальше от людских глаз. Это помогало им избежать стычек и конфликтов с представителями новой веры.
Сегодня старообрядческие поселения можно встретить в Приморском крае, Сибири и Поволжье. Староверы любят селиться у озер или рек, ближе к дикой природе. Такая отчужденность от цивилизации породила миф, что они поклоняются языческим богам, однако это не так.
Старообрядческое пособничество террористам
Начиная с 1905 года, по стране прокатилась волна убийств чиновников, губернаторов, глав городов. Революционеры делали свое дело – расшатывали страну.
Профессиональные революционеры и террористы были приняты на работу на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, а вот зарплату они получали исправно. Зарплата революционеров-слесарей колебалась от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции, прихвостнями царизма и увольняли, ведь предприятия были частными.
Старообрядческое пособничество террористам
Итак, исторические факты подтверждают, что в 1905 г. старообрядцы и их капитал принимали в революции самое активное участие.
Символ веры
В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.Сравнение текста:Дореформенный текст «Новообрядческий» текстІсусъ, (Ісъ) Іисусъ, (Іисъ)Рожденна, а не сотворенна Рожденна, не сотвореннаЕго же царствію несть конца Его же царствию не будет концаГоспода истиннаго и животворящаго Господа животворящагоСтарообрядцы считают, что греческие слова в тексте — то Кирион — означают Господственный и Истинный (то есть Господа Истиннаго), и что по самому смыслу Символа веры требуется в нём исповедовать Духа Святого истинным, как исповедают в том же Символе веры Бога Отца и Бога Сына Истинными (во 2 члене: «Света от Света, Бога Истинна от Бога истинна») . .
Каноны — фундамент для разногласий
До прихода Никона российский народ на протяжении почти 700 лет жил по правилам, что сформировались еще во времена крещения Руси. Патриарх же ввел реформу, следствием которой стал раскол религии на два сильных направления. Первое течение было сторонниками нововведений. Другие несогласные оказались за бортом общества, поскольку не воспринимали предложенных теорий. Так кто такие староверы, в чем разница этой части народа от другой?
Первое и главное отличие — перевод и редактирование священных писаний. Процесс вошел в историю под названием «книжное дело». Изменениям подлежал и Символ Веры, где указаны фундаментальные догматы религии. Из текста были удалены или заменены несколько важных слов. Например, Святой Дух отныне употреблялся без характеристики «истинный», а в строках, где говорилось о будущем, фразу «несть конца» заменили на «не будет конца».
Кроме этого, приобрела другой вид богослужебная литература. Русское слово «Ісус» Никон написал в новом стиле «Іисус».
Остался в прошлом и крест староверов. Молитвенный жест раньше выполняли с помощью двуперстия (особое сложение пальцев правой руки), а после реформы церковь перешла на троеперстие. Поклонники древнего православья утверждали, что два перста – это крест, что символизирует божественное и человеческое начало. А три сложенных пальца (троеперстие) – знак Троицы, которая не имеет отношения к распятью.
По-другому делали поклоны. Хождения вокруг церкви отныне совершались против солнца. Трижды пелась «аллилуйя» вместо двух раз. Изменилось количество просфор.
Старая и новая вера
Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.
Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»
Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:
Заблудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!
Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:
Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.
Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:
Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.
О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:
Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам будет и поношение от всего мира.
Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:
Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.
Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.
Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:
Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.
Еще будучи архимандритом он утверждал:
Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.
Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.
Виза, просроченная на 10 лет
Если часть людей, покинув монастыри, селится на Енисее, то некоторые возвращаются к себе на родину — в Канаду, Боливию, Уругвай, Аргентину, Северную Америку, Австралию или ту же Бразилию. При условии, конечно, что у них оказываются выездные документы.
Какой верою отмерено: адепты нетрадиционных религий во власти Украины
Почему неоязычники и баптисты становятся влиятельной силой в стране
Сама Ольга Суворова говорит, что может назвать около 20 человек, которые в течение последних лет сталкивались с ситуацией, похожей на ситуацию Ханофера, а также упоминает старообрядца, у которого с документами всё было в порядке, но при этом требовалась «консультативная поддержка»: человек просто не знал, куда ему нужно с ними обратиться.
До сих пор, однако, у нее никаких контактов с местными староверами не было — зато она общалась с представителями староверческой общины из Бразилии. Именно это, возможно, и помогло спасти Ханофера от депортации.
Автор цитаты
Этим человеком был Дионисий — старообрядец, который мальчиком оставался в одном из енисейских монастырей, где и познакомился с Ханофером. Когда Ханофера этапировали в Красноярск, тот связался с Дионисием, который, в свою очередь, обратился за помощью к Ольге. О каких-либо попытках вмешаться в происходящее со стороны российских старообрядческих организаций, по словам Ольги, ей неизвестно.
старообрядцы
Старообрядец Ханофер Ефимов ди Кейрос с женой и детьми
Фото: vk.com/Полиция Красноярья
Если бы у Ханофера не было контактов Дионисия или Дионисий не был бы знаком с Ольгой Суворовой, неизвестно, чем закончилась бы его история. Но в пользу Ханофера также говорило наличие семьи (пусть и неофициальной). А если на его месте окажется одинокий человек, спасти его от депортации будет очень сложно — даже в случае, если на родине его давно никто не ждет.
Сибирское плавание: к отдаленным деревням отправился корабль-церковь
Среди участников необычной миссии — священники, врачи и соцработники
Староверы в наши дни
Сейчас интерес к теме старообрядцев возрастает, он связан с общественными тенденциями возврата к утраченным ценностям традиционной русской культуры. И правда, жизненный опыт староверов — это отличный пример по принципу: трудись и молись, твори добрые дела. Быть готовым к исповедничеству и страданию за Христа.
Долгое время считалось староверы закрытое общество, хотя отчасти так и есть. Да, это другой мир, — мир открытых, прямых и добрых, свободных людей. Слова напрашиваются сами:
Староверы продолжают по-прежнему вести традиционный образ жизни православного христианина по преданиям святых отцов. Крестятся двуперстным знаменем, постятся, соблюдают древнее благочестие. Пьянство, табакокурение, аборты староверы порицают жёстко, как правило, это большая редкость. Весь уклад, быт пронизаны верой, всё с молитвой, всё с благословения Божьего.
Большое место в жизни старовера занимают повседневные молитвы. Ежедневная потребность в молитве как очищении души от греха воспитывается с детства. По сравнению с никонианами, староверы более активны и дисциплинированны в религиозном отношении, строже, усерднее исполняют молитвенные правила и религиозные предписания, изложенные в Уставе. Крепкие в вере староверы молятся ежедневно и многократно, соблюдая расписание. В религиозной семье молитва читается перед каждой трапезой и после, утром и на ночь. И чем тверже религиозные устои семьи, тем больше времени отводится на молитвы.
Всю христианскую жизнь староверы строят на соблюдении религиозных уставов, правил определенных обрядов, поведения в будни и праздники. Работать в религиозный праздник считается грехом, но строгое соблюдение постов по церковному календарю неукоснительно. Пост, молитва, труд являются обязательными как для старших, так и для детей. Детей рано приучают к выполнению домашних, церковных обязанностей. Уважение к старшим прививается с детства через благословение у старшего.
XXI век внёс свои изменения в быт, в культуру. Отличить от мирских старовера сегодня трудно. В мегаполисах старовера можно не узнать, за исключением, особо крепких ревнителей веры. Староверы активно участвуют в жизни современного общества, староверы заняты во многих профессиях.
Все староверы, кроме иноков, используют современные технологии не в ущерб, конечно же, нравственным, религиозным устоям. Всё как и у мирских: Мобильная связь и интернет, свои собственные издательства, журналы, книги, сайты и интернет форумы, где точная и достоверная информация о жизни, деятельности старообрядцев. Это дает им возможность вести миссионерскую деятельность.
Среди них есть потомственные староверы, а есть те кто искал истинную веру и нашёл её в старообрядчестве. Кто это нашёл, как правило, уже не отойдёт от веры никогда.
Образ жизни староверов
Обычаи старообрядцев очень архаичны. Они ведут закрытый, часто аскетичный образ жизни. В быту члены общины довольно скромны, разговаривают на старорусском диалекте. Староверы не признают современные блага цивилизации и производят все необходимое для жизни своими руками.
Внешний вид
Глядя на внешний вид старообрядцев, можно подумать, что они сошли со страниц какой-нибудь древнеславянской сказки. Все мужчины бородатые, носят старорусские рубахи, обязательно навыпуск, подвязанные широким поясом. Женщины в платках, которые полностью скрывают волосы и сколоты под подбородком английской булавкой.
Среди староверческих нарядов не встретишь ярких красок, откровенных фасонов, галстуков или других модных аксессуаров. Девушки носят только юбки или платья в пол, волосы у всех заплетены в косы.
Староверы совершают поясные и земные поклоны
Мужчины носят бороды
Женщина обязательно покрывает голову
Крестное знамение
До раскола русской церкви все верующие крестились двумя пальцами (указательным и средним). Их складывали вместе, чуть изогнув, а остальные прижимали к ладони. Этот жест, пришедший к нам из греческого православия, часто встречается в иконографии. Он символизирует два основополагающих символов христианства: распятие и чудесное воскрешение Спасителя.
После Никоновских нововведений крестное знамение стало троеперстным, каким мы его знаем сегодня, однако староверы продолжают креститься двумя пальцами.
Поклоны во время служб
Во время богослужений, проводимых до церковной реформы XVII столетий, верующие совершали четыре вида преклонений:
- обычные – до груди;
- средние – до пояса;
- «метание», или малый земной – практически до земли;
- проскинеза – до самой земли.
В результате нововведений остались только поясные преклонения, а вот старообрядцы до сих пор пользуются всей системой поклонов.
Венчание и семья
Таинство Венчания у староверов стоит выше официального брака. При этом связывать себя семейными узами, если мужчина и женщина являются родными по крови до восьмого колена, строго запрещено. Богослужение по торжественному случаю проводят в любой день недели, кроме вторников и четвергов, придерживаясь православных традиций, существовавших до раскола церкви.
Таинство Венчания у староверов стоит выше официального брака
Аборты староверы не признают, считая их страшным грехом, а потому семьи у них многодетные. Большое количество детей не является помехой, а скорее, наоборот. Все члены рода заняты общим делом, помогая друг другу и распределяя все блага поровну. В понятие «родственник» для них может входить не одна деревня, а потому, чтобы не допустить кровосмешения, пару для своего ребенка родители ищут из дальних поселений.
Старообрядческие традиции запрещают употреблять спиртные напитки и курить табак. Только на великие церковные тожества разрешается выпить пару рюмок алкоголя, однако подобным попущением практически никто не пользуется.
Таинство крещения
По староверческим обычаям ребенка крестят не позже десятого дня после появления на свет. Имя малышу дают исключительно по святцам, а крестными родителями должны быть только члены общины. Всю церковную утварь, необходимую для проведения ритуала, омывают проточной водой. Аналогично поступают с нательным крестиком после совершения крещения – очистив, его снова надевают на шею младенца.
Родителям-старообрядцам, в отличие от современных православных, запрещено присутствовать во время Таинства Крещения рядом с ребенком.
Интересная информация
Аборты староверы не признают, считая их страшным грехом
Похороны у старообрядцев
Смерть для староверов – естественный процесс, которому не придают особенного значения. Сторонники старой веры также проводят исповедь и заупокойную службу, однако траура по почившему не устраивают.
Для омывания тела приглашаются члены общины того же пола, что и покойный. Затем умершего укладывают в простой деревянный гроб, наполненный древесной стружкой, а сверху накрывают домотканым саваном из натурального полотна. Хоронят, не закрывая гроб крышкой. Поминки по древним обычаям также не устраивают, а вещи почившего раздают нуждающимся.