10 фактов о валааме и его обитателях

Содержание:

  1. Место основания Валаамского монастыря
  2. Становление и развитие Валаамского монастыря
  3. Восстановление Валаамского монастыря
  4. Новое испытание Валаамского монастыря
  5. Современный этап развития Валаамского монастыря
  6. Валаамский монастырь на карте

По дошедшим до нашего времени преданиям первые христиане, появившиеся в этих землях – это иноки преподобные Сергий и Герман. Упорный труд и молитвы Валаамских Чудотворцев положили начало для основания этого поистине знакового места для всех верующих. Предания, сохранившиеся в церковной обители, рассказывают, что преподобные Сергий и Герман являлись миссионерами греческой церкви, а сама территория входила в состав владений Княжества Великого Новгорода. Главный же расцвет, развитие обители, возведенной во имя Преображения Господня, пришелся на XV – XVI века.

Валаамский монастырь с высоты птичьего полёта

Где остановиться?

Валаамский монастырь, где находится всего две гостиницы, не может разместить всех желающих. В 2021 году сгорело здание Зимней гостиницы, поэтому свободных мест для туристов и паломников стало значительно меньше. В туристический сезон на острове часто возникает нехватка номеров, общая вместительность гостиниц составляет всего 200 человек.

Название Телефон
Игуменская +7-921-800-82-72
Адмирал Кузнецов +7-921-728-76-81

При самостоятельном планировании путешествия можно выбрать гостиницу в соседних городах: Приозерске и Сортавале. Останавливаться на берегу Ладожского озера в палатке не стоит. Монахи не будут против, но могут возникнуть проблемы с лесниками, поскольку территория считается заповедной зоной.

Скиты монастыря

Вокруг Валаамской обители разбросаны скиты. На Скитском острове расположен Скит Всех Святых, основанный в конце XVIII века. Здесь особенно строгие правила: женщинам-паломницам вход запрещен. Посетить территорию можно только в день Всех Святых во время крестного хода.

Скит Иоанна Предтечи построен на Предтеченском острове в 1855 году в виде простой часовни. Позднее возвели деревянную церковь с колоколом, специально отлитым для Валаамского монастыря при Борисе Годунове. В скиту живут монахи. Для посещений обитель закрыта.

Воскресенский (Красный) скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда заходят габаритные суда. На этом месте апостол Андрей Первозванный установил крест, где в 1846 году построили деревянную часовню, на месте которой возвели позднее двухэтажный храм из красного кирпича. Цвет храма дал название скиту.

Здесь, в купольной часовенке, хранится частица Гроба Господня, привезенная со Святой Земли. Над пещерным камнем, на котором лежало тело Христа, – 7 лампад, одна из них неугасимая. Тусклое, лишенное росписей, с низким потолком помещение часовенки призвано напомнить о страданиях и смерти Спасителя.

Верхняя Воскресенская церковь светлая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой, выражает дух «Праздника праздников» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью, добра над злом.

Свято-Владимирский скит, посвященный Крестителю Руси, – первый на Валааме, возведенный в новейшее время. Построенный в 2008 году в сентябре новый скит освятил Патриарх Алексий II. Владимирский храм построили с белокаменным резным иконостасом и белокаменным алтарем.

Ильинский скит назван в честь ветхозаветного пророка, который с юных лет посвятил жизнь проповеди Единого Бога. Илия удостоился беседы с Христом во время Преображения Господня на Фаворе. Скит построен в 1868 году в 10 км от Валаама на острове Лембос. Реставраторы поднимают обитель из руин с 2003 года.

Скит Николая Чудотворца – небольшая обитель на Крестовом острове, построенная в середине XIX века, первоначально состояла из двух церквей: Николая Чудотворца и Иоанна Дамаскина. Рядом – огороды и фруктовый сад, защищенный каменной стеной и сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Церковь Николая Чудотворца служила маяком, в окнах часовни зажигали яркий фонарь, показывающий путь в темные ночи. Храм Николая чудотворца – излюбленное место Патриарха Алексия II. Здесь хранится частица мощей святого Николая.

Коневский скит, устроенный в 1870 году, расположен на острове Коневец на берегу Игуменского озера. При советской власти был полностью разобран, восстановили и освятили скит в 2009 году. Неподалеку находилась келья игумена Дамаскина – настоятеля монастыря 1839-1881 годы, внесшего неоценимый вклад в развитие Валаама.

От войны до войны

Первый раз XX век постучался в обитель в 1914 году. С началом Первой мировой войны были призваны военнообязанные послушники — 264 человека, и монастырь остался без молодежи.

Гражданская война обошла Валаам стороной, архипелаг, как часть Выборгской губернии, оказался на территории независимой Финляндии. Но когда Великое княжество Финляндское стало независимой страной, начались проблемы. Граница между двумя государствами прошла по Ладожскому озеру

И с 1918 года на Валааме, имевшем важное стратегическое положение, разместился финский военный гарнизон. На отдельных островах архипелага, арендованных у монастыря, установили батарею дальнобойных орудий для защиты границы

Впервые за тысячелетнюю историю Валаамской обители, этого «монашеского царства», на острове сложилось своего рода двоевластие. Валаамские иноки невольно превратились в соседей крупного стратегического военного объекта.

В 1923 году Финляндская Православная Церковь перешла на григорианский календарь, что вызвало раскол среди братии. Финские власти вмешивались и высылали монахов, противившихся нововведениям. Валаам принудительно покинули 48 монахов. Большинство оказались в монастырях Балкан, Западной Европы, США и даже Марокко. Были и те, кто отправились на Валаамские подворья Москвы и Ленинграда; в начале 30-х их ждали аресты.

Несмотря на эти драматические события, монастырь постепенновернулся к привычной жизни. Был отреставрирован Спасо-Преображенский собор, открыт детский приют, издавался на средства монастыря просветительский журнал. Как и прежде, в летнюю навигацию острова посещали паломники и туристы, в первую очередь из Финляндии и Эстонии. Численность братии Валаамского монастыря составляла лишь четверть от дореволюционных времен.

Финские укрепления на острове Валаам

5 февраля началась эвакуация монастыря. Осталось лишь пять насельников — присматривать за имуществом. 13 марта стало известно, что территория монастыря, как и вся Карелия, передается СССР.

18 марта раздались двадцать четыре редких удара в шестнадцатитонный Андреевский колокол. История прежнего Валаама закончилась.

Новый Валаам: как в Евросоюзе оказался этот островок Православия

6

Место основания Валаамского монастыря

Место основания и развития Валаамского монастыря не могло быть выбрано лучше. В самое сердце природы-матушки смотрели основатели, возводя на островах эту святыню. Комплекс возводился и развивался максимально удаленно от мирской суеты. Острова архипелага, со всех сторон окруженные водой, идеальны для духовного служения, уединения и ведения тихой жизни иноков.

Территория архипелага включает в себя порядка 50 островов, в основном маленьких по площади. Более трех четвертей общей площади архипелага занимает главный остров – Валаам.

Общий вид собора Спаса Преображения

Чуден и восхитителен этот край. Удивительная и разнообразная растительность насчитывает почти 480 различных растений, среди которых есть занесенные в Красную книгу. Птицам и рыбам, множеству представителей мира животных – всем нашлось место в этом святом крае.

Почти вся территория заросла хвойными лесами. Она испещрена скалами, о многие из которых разбиваются могучие волны Ладожского озера. Красота этих мест, воистину, неземная! Самой судьбою, а может быть, волей Божией, суждено было на этом месте расположиться духовному центру Руси Православной, получившему название Северного Афона.

Рухольня и кельи духовника на фоне собора Спаса Преображения

Современный этап развития Валаамского монастыря

Свято-Владимирский скит Валаамского монастыря

С 1991 года монастырь переходит в подчинение Патриарху Московскому и Всея Руси. В настоящее время обитель насчитывает около 150 послушников, а всеми делами руководит назначенный игумен – Епископ Троицкий. Восстанавливается и развивается весь комплекс. В настоящее время из 13 скитов на территории архипелага восстановлено 10. А к великой дате – юбилею Крещения Руси, который был широко отмечен в 2008 году, возведен Владимирский скит.

Здесь имеется резиденция патриарха, музей и даже мастерская, оборудованная всем необходимым для иконописи. Из светского направления развития обители следует отметить открытие амбулатории с самым современным оборудованием. Создана она на средства благотворителей.

Смоленский скит Валаамского монастыря

Значительное внимание уделено соблюдению установленного векового порядка, монашеского богослужения. Восстановлен, активно развивается и популяризуется знаменитый хор братьев Валаама

Активное развитие этих мест привлекает десятки и сотни тысяч верующих и просто гостей со всех уголков необъятного земного шара. Люди едут, чтобы не только насладиться величием и красотой мест, но и для духовного наполнения, очищения и восстановления сил. Монастырь ведет активный прием паломников в период с мая по ноябрь ежегодно. Это время, когда Ладога открыта для навигации, и поэтому весьма активно происходит посещение обители ее гостями.

Гефсиманский скит Валаамского монастыря

Хочется верить, что тяжелые испытания, гонения и лишения, выпавшие на долю святыни, ушли в историю навеки. И Валаамский монастырь милостью Божией будет развиваться, укрепляться и совершенствоваться. Пусть же веками над могучими водами Ладоги проносится звон церковных колоколов, неспешно и величественно проходят богослужения, предаются молитвам иноки и прихожане. А вместе с ними будет крепнуть вера людей и стремление их к праведной жизни, в основе которой лежит Великая судьба и вековая история святыни земли Русской.

Рейтинг достопримечательности:

← РОССИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ ЕВРОПА →

Правила посещения Валаамского монастыря

Валаам является популярным туристическим объектом, однако не следует забывать, что остров принадлежит действующему мужскому монастырю. Для всех без исключения гостей и паломников Валаамская обитель устанавливает довольно строгие правила.

  • Гости Валаама должны находиться в закрытой одежде, передвижение по территории монастыря в спортивных, пляжных или открытых нарядах, в шортах и мини-юбках недопустимо.
  • Мужчины при входе в действующие храмы должны снимать головные уборы, а женщины быть с покрытой головой и в длинных юбках.
  • На территории монастыря нельзя ни курить, ни распивать спиртные напитки, запрещены крики, пение, громкий смех и использование звуковой аппаратуры.
  • Запрещена видео- и фотосъемка — это относится не только к профессиональной, но и к любительской съемке, для того, чтобы сделать фото Валаамского монастыря, нужно разрешение игумена.
  • На территорию монастыря нельзя проводить домашних животных и проносить птиц.
  • На территории обители нельзя проводить какие-либо общественные мероприятия или религиозные действия, помимо разрешенных монастырем, а посещать храмы во время богослужений можно только согласно внутреннему уставу обители.

Разумеется, туристам на Валааме нельзя разводить костры либо собирать грибы и ягоды, вести охоту и рыбную ловлю, заниматься торговлей или вывозить с острова предметы с исторической и культурной ценностью.

О, чудный остров Валаам!

Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, самый крупный из них — остров Валаам (27,8 кв. км.), рядом с ним расположены о. Скитский, о. Предтеченский, о. Емельяновский и еще множество малых островов. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) — 42 км, до Приозерска — около 60 км, до Санкт-Петербурга — более 220 км. 

Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей — все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира. Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.  

Как добраться до монастыря?

Доехать до Приозерска из Санкт-Петербурга можно автобусом или электричкой. Автобусы отправляются с северного автовокзала (метро «Девяткино»). Сесть на электричку можно на Финляндском вокзале (метро «Площадь Ленина»)

Не у всех электричек Приозерск является конечной станицей, некоторые идут дальше, важно не пропустить свою остановку

И автобусы, и электрички прибывают в Приозерске в одно и то же место, поскольку автовокзал в этом городе совмещен с железнодорожным.

Есть несколько способов добраться от вокзала до причала:

  • Стоянка такси находится рядом с вокзалом, можно договориться с водителем на месте. Время поездки 10-15 мин. Стоимость от 200 руб.
  • Автобус №1, а также №1А до остановки «ДОЗ мебельная фабрика», пройти под надземным трубопроводом. Перейти через залив по понтонному мосту. Повернуть налево и идти прямо до пристани. Стоимость билета 30 руб. Время поездки – 20 мин без учета ожидания автобуса.
  • Ходьба в среднем темпе занимает 40 мин. Нужно найти улицу Ленина и пройти ее до противоположного конца. Затем повернуть направо и идти прямо до площади. Далее пройти под трубопроводом и идти точно так же, как с автобуса.

Через Ладожское озеро можно переправиться на пароме, катере, туристическом теплоходе. О свободных местах и цене билетов следует договариваться с капитанами.

Святыни

Мощи и икона преподобных Сергия и Германа Валаамских

  • мощи прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора)
  • мощи прп. Антипы Валаамского
  • «Валаамская» икона Божией Матери (в нижнем храме собора)
  • икона Божией Матери «Всецарица» (в нижнем храме собора)
  • икона прпп. Сергия и Германа Валаамских (в нижнем храме собора, над ракой преподобных)
  • чтимые могилы схимон. Агапия Слепого и Иоанна Молчальника, иеросхимон. Никона, схиигум. Феодора и др. подвижников (на Братском кладбище)
  • чтимая могила игум. Дамаскина (на Игуменском кладбище)
  • чтимая могила иеросхимон. Клеопы (Всехсвятский скит)
  • чтимые могилы иеромон. Исаии и схимон. Никиты (Иоанно-Предтеченский скит)

Советы туристам

В поездку на остров Валаам следует взять с собой:

  1. Паспорт и медицинский полис.
  2. Мобильный телефон и power bank.
  3. Средства личной гигиены.
  4. Индивидуальные лекарства.
  5. 2-3 юбки и платка (для женщин).
  6. Комплект сменной одежды (для всех).
  7. Удобную обувь по погоде, каблуки нежелательны.
  8. Деньги на обратную дорогу, даже если она уже оплачена, на случай отставания от группы.

Особенное внимание нужно уделить сбору личной или семейной аптечки. На острове нет поликлиник, медпунктов и врачей

Количество лекарств, которые есть у монахов, крайне ограничено. Лекарства для монахов покупаются на пожертвования, с поставками возможны перебои. В случае опасений за свое здоровье, от поездки лучше отказаться или перенести ее на другие даты.

В теории до монастыря можно доехать и зимой, на машине по льду Ладожского озера. Но монахи это не одобряют («не благословляют», как говорят православные люди). Зима для монахов – это время отдыха от туристов, время для молитв и духовного развития. Кроме того, езда на машине по льду является потенциально опасной.

В монастыре не проводят венчаний, крещения детей, отчиток бесноватых и других таинств. Все эти обряды выполняют приходские священники, а не монахи. Во время посещения монастыря можно подавать записки за здравие и упокой людей, приобрести религиозные сувениры.

Валаамский монастырь находится в красивом живописном месте, где каждый может ощутить гармонию в душе, отдохнуть от ежедневной суеты. Посетить это место стоит даже людям, далеким от религии. Поездка на Валаам поможет не только изучить историю и культуру нашей страны, но и глубже познать самого себя.

Оформление статьи: Владимир Великий

Правила посещения Валаама

Валаамский монастырь, где находится множество святынь, интересен туристам и паломникам. Чтобы получить удовлетворение от поездки в святое место, следует заранее выбрать цель путешествия и желаемую роль.

Род занятий Права и обязанности Как стать
Турист Осмотр достопримечательностей. Соблюдение общих правил вежливости. Участие в молитвах и службах не обязательно. Фото- и видеосъемка только по разрешению. Купить тур на Валаам в агентстве, приехать на остров самостоятельно
Паломник Осмотр достопримечательностей. Посещение молитв и служб, поклонение святыням. Приветствуется выполнение простых поручений от монахов. Через Паломническую службу
Трудник Участвует во всех обрядах вместе с монахами, соблюдает монастырский распорядок, работает на общее благо. Может стать монахом через 2-3 года после начала трудничества или покинуть Валаам по своему желанию в любое время. Связаться со Службой благочиния монастыря +7
Волонтер Работает на благо монастыря, не участвуя в обрядах. Может быть человеком любого вероисповедания или атеистом. Связаться с Волонтерской службой

Количество трудников и волонтеров, которые могут быть поселены в гостиницы, строго ограничивается. В монастыре есть места для 40 трудников, число волонтеров меняется в зависимости от потребности в помощниках. Валаам – мужской монастырь, но в трудники и волонтеры принимаются женщины, хотя они не могут быть посвящены здесь в монашество

Все гости острова Валаам, вне зависимости от своей роли, должны соблюдать правила вежливости:

  • Женщины могут ходить по святому острову только в платках и юбках.
  • Мужчины должны входить в храмы без головных уборов.
  • Для всех считается неприличной очень открытая одежда, даже если очень жарко.
  • Неприлично посещать экскурсии и паломничества в спортивной одежде.
  • Мобильные телефоны во время посещения храмов и святых мест нужно отключать.
  • К незнакомым монахам следует обращаться «Отец» или «Отче».
  • Невежливо отвлекать монахов, трудников, волонтеров от их работы.
  • Можно задавать монахам вопросы о смысле монашества и православной веры.
  • Очень неприлично спрашивать монахов об их настоящих именах, мирской жизни до принятия обетов.

Курение табака на острове не приветствуется, но и не запрещается для всех, кроме трудников. Для курения следует выбирать скрытые от посторонних глаз места, где ходит мало людей, чтобы не мешать никому сигаретным дымом. Распитие алкогольных напитков категорически запрещено, если это не кагор или вино для причастия.

Валаамский монастырь находится на территории заповедника, где запрещены рыбалка и охота, палаточные лагери и разведение костров. Нельзя выкидывать на островах мусор, это неуважение не только к святому месту, но и к природе Карелии.

Валаамский монастырь

Происхождение Спасо-Преображенского Валаамского монастыря скрыто во мраке веков. По-видимому, монахи жили на острове даже до прибытия Авраама Ростовского. По легенде, язычники Валаама были обращены в христианство самим апостолом Андреем Первозванным, который разрушил их капища. С XIV века монастырь служил русской крепостью в борьбе против шведов. Время от времени врагам удавалось захватить остров, и тогда монастырь подвергался разграблению.

С 1611 года монастырь был в запустении, но через сто лет его вновь отстроили на деньги, выделенные Петром Великим. Расцвет монастыря пришёлся на конец XIX века, когда были возведены нынешний собор и жилые здания, а также восстановлены старые и построены новые скиты. В то время на острове жило около тысячи монахов. В Первую мировую войну шестьсот из них были мобилизованы в действующую армию, а все скиты, за исключением двух, закрылись. К счастью, после революции Валаам оказался на финской территории и избежал печальной участи остальных русских монастырей.

Валаамский монастырь

В 1940 году, спасаясь от наступающей Красной армии, монахи бежали в Финляндию и основали там обитель, которую назвали «Новый Валаам». В советское время этот монастырь отказался признать верховную власть московской патриархии, поэтому и Русская православная церковь относилась к нему отрицательно. Однако в наши дни отношения между Валаамом и Новым Валаамом улучшились, и сайты обоих монастырей имеют даже ссылки друг на друга.

На Валааме около ста монахов. Интересно, что они живут не по московскому времени, а как бы в собственном временном поясе, который синхронизирован с Иерусалимом. Среди монахов встречаются разные люди: в частности, бывший московский диджей; художник, который прежде писал полотна в стиле социалистического реализма, а теперь стал иконописцем; актёр, который поверил в Бога благодаря участию в сценической постановке «Бесов» Достоевского. Монахи встают в 5.30 и проводят до десяти часов в день за молитвой в соборе.

Дивный Валаамский монастырь

В нижней церкви собора находятся мощи преподобных Германа и Сергия Валаамских, а также икона Божией Матери Валаамской. Огромная верхняя церковь всё ещё закрыта на реставрацию (возможно уже открыта), но её голубые купола и красные с белым кресты, украшающие фасад, видны даже из Монастырской бухты. Высокие вспомогательные постройки окружают жилой комплекс. В нём живут не только монахи, но и местные семьи, у которых просто нет другого жилья. Перед входом на территорию монастыря монахи осматривают всех туристов, чтобы те были одеты подобающим образом.

Мужчины должны быть одеты в длинные брюки, а женщины – в длинные юбки и платки. Женщинам в брюках иногда предлагают юбку, которую можно обернуть, чтобы пройти контроль, однако не стоит на это рассчитывать – монахи не любят, когда в их храмы заходит кто-нибудь, кроме паломников. Монастырский сайт – один из многих, посвящённых Валааму и его святым. В XVIII веке миссионеры с Валаама обращали в христианство языческое население такой отдалённой области Российской Империи как Аляска. И в США до сих пор помнят об этом. В продаже имеются диски с записью молитвенного пения валаамских монахов.

Смоленский скит

Описание Валаамского монастыря

Валаамский монастырь в Карелии относится к категории ставропигиальных, это означает, что обитель подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси, хотя фактическое управление монастырем по старинному уставу осуществляет игумен.

Древняя святая обитель занимает огромный остров Валаам площадью около 30 кв. км, скиты монастыря разбросаны по полусотне маленьких островов в непосредственной близости. Монастырь расположен в очень живописном уголке природы — скалистый остров высоко поднимается над уровнем моря, территорию Валаама покрывают преимущественно сосновые леса. Остров обладает несколькими внутренними озерами и сетью каналов, искусственно созданных в XIX столетии.

На видео Валаамского монастыря можно увидеть, что комплекс обители очень велик, и его трудно осмотреть в течение одного дня. В состав монастыря входят множество церквей, часовен и памятных крестов, среди самых знаменитых построек можно перечислить Спасо-Преображенский собор и Белый и Красный скиты, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, старинные дома Валаамского монастыря.

На территории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря расположено много хозяйственных построек — гостиница, основанная в старинном здании Конюшенного дома, Водопроводный дом, пекарня и молочная ферма, собственный автопарк и современная амбулатория. Монастырю принадлежат пахотные угодья и фруктовые сады, на острове функционирует ферма Валаамского монастыря. На протяжении года монахи трудятся на Валааме точно так же, как и в старые времена, поскольку жизнь острова состоит не только из молитв, но и из постоянной работы.

Вехи развития монастыря

Скалистый остров, на котором расположен монастырь, высоко поднимается над уровнем моря. Здесь несколько внутренних озер, соединенных сетью каналов. На островах растут сосны. Место для обители обозначено в I веке апостолом Андреем Первозванным, проповедовавшим православную веру. Преодолев Русь с юга до севера, ученик Христа оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там каменный крест. Через 9 столетий паломники из Греции добрались до архипелага и образовали там монашеское братство.

Монастырь основан в 1407 году, когда на архипелаге появились иноки из Средиземноморья Герман и Сергий. Решив отречься от житейских благ, монахи проповедовали христианскую религию и заложили первую обитель.

Война России со Швецией больно отразилась на жизни монастыря: в 1611 году архипелаг стал территорией Швеции, монастырь завоеватели разорили. После окончания Северной войны по указанию Петра I в 1715 году началось восстановление монастыря и строительство на его территории храмов, но деревянные строения и ограда сгорели. В 1781 году вокруг обители появились здания из камня. Активно строили на Валааме при настоятеле Иоанне Дамаскине. В новых соборах настоятель вводил строгий устав и возродил традицию старчества.

После революции 1917 года территория Валаама оказалась под властью Финляндии, где православных верующих притесняли. В 1923 году монастырь дерусифицировали: службы велись на финском языке, было введено григорианское летоисчисление. Много монахов в это время ушло из монастыря, остальные терпели нищету и голод.

В 1940 году после возвращения во владение СССР монастырь закрыли и разместили здесь военно-морское училище. На острове работал целлюлозный завод, метеостанция и рыбокомбинат, дом инвалидов и музей-заповедник.

В 1989 году обитель получила монастырские здания, ранее принадлежавшие ей. На острове появились 6 монахов, старавшиеся возродить обычаи Валаама. В 1991 году обители присвоили статус старопигиальной. В 2007 году освящение храма и первую Литургию провел Патриарх Алексий II.

Современное состояние

Скиты (но не Воскpесенский и Гефсиманский), которые были рядом со Спасо-Преображенским собором и сам собор с внутренним каре по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Совмин Карелии решил передать в 1989 г. в пользование» Ленинградской епархии. Приехав на остров, первые насельники в лице иеромонахов Варсонофия, Геронтия, Фотия, иеродиакона Серафима, послушников Леонида и Вадима в 1989 г. поселились в бывшем изоляторе дома инвалидов.

В нижнем храме в честь преп. Сергия и Германа стали идти службы. В это же время в монастыре началась реставрация. Главный престол нижнего собора был освящен в конце мая 1990 г. В это же время Верховный Совет Карелии решил, что пора вернуть обители все храмовые и административно-хозяйственные строения. И тогда же монастырю присвоен был статус ставропигиального.

Здесь возобновились камнерезное производство, книгоиздательство, кузнечное дело, свечное и пр. Стали восстанавливаться старые и строиться новые скиты. А в 2008 г. патриарх Алексий II освятил и отслужил в храмовом комплексе Свято-Владимирского скита первую литургию.

Через год в празднования 20-летия возрождения монашеской жизни на Валааме его Святейшество патриарх Кирилл открыл с главой Республики Карелия в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита музей, посвященный патриарху Алексию II.

Устав монастыря

В Валаамском ставропигиальном монастыре восстановлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игуменство, предусмотренное старинным Уставом обители, который утверждён к использованию тоже указом Патриарха. Устав, составленный по типу и строгости Афонских обителей, предполагает, что настоятель не предпринимает «ничего без совета братии». Вот почему и собирается регулярно для совета Духовный Собор старшей братии.

Распорядок дня

Богослужебный суточный круг начинает в 17:00 вечерня с малым повечерием. После — монашеское правило, 3 канона, акафист Божией Матери, чин прощения. Затем братия трапезничает, а в 21:00 начинается чтение келейного правила.

5.00 — утреня, предваряемая полунощницей. Затем в храме Валаамской иконы Божией Матери начинается ранняя Божественная литургия. После утреннего чая (в кельях) и передышки все идут на послушания.

13:00 — обед в братской трапезной, во время которого читаются святоотеческие творения.

13.30 – молебен у раки основателей монастыря, преп. Сергия и Германа.

В среду служится молебен у чтимого списка образа Божией Матери «Всецарица».

Воскресенье после вечерни служат молебен с чтением акафиста основателям обители.

21:00 — расход из храма.

22:00 — отход ко сну.

Становление и развитие Валаамского монастыря

Первые десятилетия пустынь, на которой обосновались монахи, постоянно подвергается нападениям со стороны шведских наемников. Получив отпор от войска русского, они в бессильной злобе нападали на беззащитных монахов, сжигали и разоряли их обитель. Во время одного из таких нашествий было принято решение перенести святые мощи преподобных Сергия и Германа в Новгород. И лишь в конце 11 столетия, после того как угроза была ликвидирована, мощи были возвращены на Валаам. Однако, остерегаясь угрозы будущих набегов и осквернения святыни, было принято решение схоронить их глубоко внутри скалы, в специально вырубленной для этого могиле. И поныне святыня хранится в этом месте.

Собор Спаса Преображения

Более активное развитие началось в середине XIV века, после заключения мира со шведами. Шведский король Магнус Второй, пытаясь попасть на главный остров архипелага, после безуспешных попыток и многих дней скитания по морям, принял решение отречься от престола. Он прекратил попытки развязать войну. Более того, сменив царский сан на простую рясу священника, он познал истину и стал носить имя Григорий.

Вплоть до 16-го столетия монастырь активно развивается. Правящие в разные годы цари государства Российского с особой благосклонностью и заботой относятся к святыне. Они освобождают тамошние земли от налогов и сборов, а природу островов защищают особыми указами, запрещая, в том числе, охотиться и вырубать леса.

Собор Спаса Преображения

Трагическая история, не раз выпадавшая на долю монастыря, повторилась в 1578 году. Шведы вновь развязали захватнические войны. Подвергая истреблению и гонениям карелов, они напали на Валаамский монастырь и безжалостно порубили мечами старцев и послушников, не отказавшихся от своей веры – Православия.

Несколькими годами позже еще одно горе и испытание выпало на долю иноков этой обители. Эпидемия чумы, вспыхнувшая внезапно и стремительно, унесла жизни множества служителей церковного комплекса. А затем шведы окончательно разорили святыню, уничтожили практически все, что было создано здесь, — церкви и кельи монахов, трапезную и всю отраду. Все было сожжено, разграблено, разрушено. Многие монахи прятались в окрестных лесах, не желая покидать священные земли, некоторые продолжали служение господу на территории Антониев-Дымского монастыря.

Церковь Петра и Павла, Келейный корпус

Истинное развитие обители началось в конце XVI – начале XVII веков, после заключения очередного мира со шведами. Царь Руси, в то время – Федор Иоаннович, выделил из государевой казны средства и вновь отстроил обитель. Были возведены церкви, кельи, трапеза и другие строения, восстановлена ограда комплекса. Дальнейшее развитие и расширение обители привлекло на его территории множество людей верующих. Создается и обустраивается 12 скитов, что в конечном итоге дает возможность и основание именовать монастырь Великою Лаврою.

Церковь Петра и Павла

Трудные времена не раз выпадали в виде испытаний на долю иноков. Не обошла беда стороной и в самом начале XVII века. В то время правил обителью игумений Макарий, когда коварное нашествие шведов принесло на святые земли полное разорение, погибель многих истинных служителей Православия.

После этого на земле обосновались захватчики, построив свои дома на святой земле, стремясь полностью искоренить следы православия. Более ста лет территории находились в ведении шведского короля, а иноки были либо уничтожены, либо изгнаны с этих земель.

Церковь Валаамской иконы Божией Матери

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector