1883,славянофилы и западники: это необходимо знать
Содержание:
- Известные западники: Тургенев, Белинский, Салтыков-Щедрин
- Западники и славянофилы: сравнительная характеристика
- Противостояние между западниками и славянофилами и русской культурой
- Западники и славянофилы: кто они?
- Западничество, отличия от славянофильство
- Предпосылки возникновения западнических и славянофильских идей в России
- Литература
- Концепция западников
- Сущность славянофильства и западничества
- Название
- 20-й век
- Появление течений в прогрессивном обществе
- Общественные движения в России в 1840-1850-х годах
Известные западники: Тургенев, Белинский, Салтыков-Щедрин
Известно, что к идеям западничества положительно относился русский писатель Иван Тургенев. Будущий литератор увлекся идеями в Германии, куда отправился после окончания университета. Уклад западной жизни произвел на юношу сильное впечатление. Он был убежден, что вытянуть Россию из мрака, в котором она пребывает, сможет лишь усвоение общечеловеческой культуры.
Последователями течения были также литературный критик Виссарион Белинский, русский философ и публицист Петр Чаадаев, писатели Николай Некрасов и Иван Гончаров.
Известно, что литератор Михаил Салтыков-Щедрин пытался примирить западников и славянофилов, но все же сильнее склонялся к идеям первых.
На философские воззрения западников оказали влияние Шиллер, Гегель, Шеллинг, Фейербах, Конт и Сен-Симон.
Салтыков-Щедрин. Иван Крамской, 1879. Википедия
Западники и славянофилы: сравнительная характеристика
И славянофилы, и западники стремились превратить Россию в одну из ведущих стран мира. Однако методы и инструменты этого преобразования они видели по-разному. Следующая таблица поможет разобраться в ключевых различиях этих двух течений.
Критерий отличия |
Западники |
Славянофилы |
Отношение к Петру Первому |
Положительное. Петр I – спаситель России |
Отрицательное. Реформы Петра I сбили Россию с истинного пути |
Форма государственного управления |
Конституционная монархия, парламентский строй |
Монархия с наличием совещательных народных органов |
Желаемый путь развития |
Западный, европейский |
Свой собственный и особый путь |
Развитие сельского хозяйства |
Поощрение частной собственности |
Развитие крестьянства на основе общинного земледелия |
Наука и религия |
Необходимость развития науки и техники, правовое просвещение населения |
Православие – главная опора России |
Противостояние между западниками и славянофилами и русской культурой
В начале войны с наполеоновской Францией (1812-1815) Россия вышла победительницей, что привело к зарождению патриотических чувств и росту национального самосознания. В то же время победа русского оружия обострила противоречие между военной и политической мощью России и степенью ее «образованности», «просвещенности» и «цивилизованности». Когда в 1813 году русские войска вошли в Париж, радость победы была омрачена сознанием отсталости, провинциальности русской культуры. Здесь, в центре западноевропейского мира, победители чувствовали себя побежденными в области «европейского образования». Для «русских европейцев» военная и политическая мощь России не могла компенсировать относительную бедность ее новой, ориентированной на Запад культуры, ее отсталость в гражданском, правовом и экономическом отношении (по сравнению с буржуазными государствами Запада), а также личное рабство русского крестьянства.
Осознание того, что Россия отстает от «передовых европейских держав» по уровню «образованности» и творческой активности, заставляло задуматься о причинах такого положения и о перспективах российской культуры. Если в восемнадцатом веке идеология Просвещения давала русскому народу надежду на более или менее скорое вхождение в семью «просвещенных народов», то немецкий историзм (Шеллинг, Гегель) требовал от любого народа, претендующего на место в мировой истории, самостоятельной мысли и оригинального творчества.
В определенном смысле противостояние двух идеологий, сосредоточенных на специфике русского пути или единстве России с западным миром, существовало на протяжении многих веков и сохраняется в настоящее время.
Полемика между западниками и славянофилами началась с публикации первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева в 1836 году, в котором резко критиковались устои русской жизни.
В то время как западники настаивали на том, что страны Западной Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, славянофилы считали, что важнейшей исторической задачей России было развитие самобытных социальных и культурных начал. Западники были едины в своем критическом отношении к славянофилам, будучи уверены, что общие закономерности исторического развития превалируют над конкретным и специфическим. В то же время западники по-разному трактовали специфику западной цивилизации и, соответственно, по-разному смотрели на историческое развитие России.
Историческая эпоха, в идейной жизни которой центральным событием было противостояние западников и славянофилов, завершилась в середине пятидесятых годов, вместе с окончанием правления Николая I, поражением России в Крымской войне и началом дискуссий о крестьянских реформах. Так случилось, что в эпоху «либеральных реформ» многие видные деятели обеих партий либо уехали за границу, либо умерли. В 1847 году Герцен эмигрировал во Францию. В 1856 году его друг Огарев уехал за границу. В 1848 году умер Белинский, в 1855 году — Грановский. В 1856 году Иван Киреевский умер от холеры. В том же 1856 году умер Петр Чаадаев. Чуть позже, в начале нового, «реформаторского» и «реалистического» умирают основатели и вдохновители славянофильского движения А.С. Хомяков и его непосредственный К. Аксаков.
В самой Москве философское пробуждение двадцатых и сороковых годов было локализовано в университетах и литературных салонах. В университете проводились публичные лекции, которые были интересны не только студентам, но и московской публике. Встречи в литературных салонах служили для знакомства и инициирования идеологических споров. Почти все участники славянофильских и западнических дебатов были так или иначе связаны с Московским университетом: Они учились там, посещали лекции в качестве студентов или преподавали.
Западники и славянофилы: кто они?
Позиции для сравнения |
Западники |
Славянофилы |
---|---|---|
Время формирования течения |
1830-1850 гг. |
1840-1850 гг. |
Из каких слоев общества формировались |
Дворяне-помещики – большинство, отдельные представители – богатое купечество и разночинцы. |
Помещики со средним уровнем доходов, частично – выходцы из купцов и разночинцев. |
Основные представители |
П.Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов); И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин. Защитником зарождающейся идеологии западничества был А.С. Пушкин. |
А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, В.А. Черкасский. Очень близки к ним по мировоззрению С.Т. Аксаков, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев. |
Итак, «Философическое письмо» 1836 г. написано, разгораются споры. Попробуем разобраться в том, насколько сильно различались 2 основных направления общественной мысли России середины XIX в.
Западничество, отличия от славянофильство
Западничество — либеральное течение русской общественно-политической мысли, сформировавшееся в 1940-х годах в полемике со славянофильством. Западники стремились к тому, чтобы Россия усвоила высшие достижения европейских наук и плоды Просвещения, достигла тех же высот социально-экономического и политического развития, не преувеличивала различия в традициях и психологии, значение религии и Церкви, научилась в полной мере ценить и признавать политическую и экономическую свободу, идеи прав человека и равенства людей не только перед Богом, но и в реальной общественной жизни. Классический Запад был светским и космополитическим движением, хотя и не чуждым внецерковному христианству и патриотизму.
Возникновение движения вестернизации можно разделить на три этапа. Первый этап связан с основанием Николаем Владимировичем Станкевичем в 1831 году философского кружка для изучения немецкой классической философии, который вытеснил кружок мудрецов, занимавшихся тем же делом. Она объединила как будущих идейных западников, в частности Виссариона Григорьевича Белинского, Михаила Александровича Бакунина, Бориса Николаевича Чичерина, Александра Ивановича Герцена, Николая Платоновича Огарева, Тимофея Николаевича Грановского, Василия Петровича Боткина, так и славянофилов, упомянутых в первой главе. Второй этап связан с публикацией нашумевших «Философических писем» Чаадаева, которые вызвали замешательство как в кружке, так и в обществе. И третий этап ознаменовался публикацией в 1840 году статей Белинского под общим названием «Россия до Петра Великого», которые стали своего рода манифестом западничества. К этому времени его кружок был распущен в связи с отъездом Станкевича за границу.
В то же время неоднородность российской вестернизации начала проявляться уже в начале 1840-х годов. Между ними возникла полемика по самым разным социально-политическим и философским проблемам. В результате движение сформировалось в двух направлениях — революционно-демократическом (левое западничество) и либеральном (правое западничество). К первой принадлежали Белинский, Герцен, Огарев; ко второй Грановский, Константин Дмитриевич Кавелин, Боткин, Павел Васильевич Анненков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Александрович Гончаров и др. Правое крыло было более многочисленным, чем левое. Главное различие заключалось в том, что если правые опирались на уже готовый и устоявшийся в своих формах и институтах Запад, то левые опирались на будущий, социалистический Запад, на идею, которая еще нигде и никогда не была материально воплощена. Их привлекал западноевропейский порядок, потому что он давал простым массам возможность бороться за свои интересы против капиталистов за социализм.
Предпосылки возникновения западнических и славянофильских идей в России
Историки считают, что первым страну по вопросу выбора пути ее дальнейшего развития расколол Петр I. Он мечтал о модернизации России и ее присоединении к союзу великих европейских держав. Именно из Европы император перенимал устои и уклады, присущие западному обществу. Причем, делал он это насильно, не считаясь с мнением несогласных с ним россиян.
Первые славянофилы не признавали Петровских реформ, считали Москву Третьим Римом и были приверженцами религиозных ценностей.
Впервые в России начали выбирать путь развития еще в 15-м веке. В основе спора по этому поводу лежали религиозные ценности. В середине 15-го столетия туркам удалось завладеть православным Константинополем. В Московском царстве решили, что надо уберечь страну от проникновения в нее католических идей, распространенных в европейских государствах. В 1587 году в России был открыт патриархат, что послужило толчком для создания собственной церкви.
В 16-м веке русские священники начали называть Москву «Третьим Римом» и призывали «собирать земли русские», чтобы защитить их от католиков. Это было время рождения «Святой Руси». Произошло объединение политической и церковной идей.
В начале 18-го века многие русские люди не были довольны Петровскими реформами. В стране распространялись слухи о подмене государя в Европе. Сторонники и противники изменений жестко противостояли друг другу. Именно это стало предпосылкой для рождения идей «западничества» и «славянофильства».
Литература
- Славянофильство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бердяев Н. А. Славянофильство и славянская идея // Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности) / составление, вступительная статья и А. А. Галактионова. — М.: Г.А.Леман и С.И.Сахаров, 1918. — С. 135-142. — 240 с.
- Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Славянофильство, его национальные источники и место в истории русской мысли // Вопросы философии. — 1966. — № 3.
- Данилевский Н. Я. Россия и Европа : Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому / составление, вступительная статья и А. А. Галактионова. — СПб., 1871. — 552 с.
- Куприянов В.А. Россия и Европа в раннем и позднем славянофильстве (А.С. Хомяков и В.И. Ламанский) // Соловьевские исследования. 2018. № 2. С. 21-33.
- Кавелин К. Д. Крестьянский вопрос: Исследование о значении у нас крестьянского дела, причинах его упадка и мерах к поднятию сельского хозяйства и быта поселян. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1882. — 211 с.
- Кожинов В. В. О Главном в наследии славянофилов // Вопросы литературы. — 1969. — С. 1—23.
- Кошелёв А. И. Записки Александра Ивановича Кошелева (1812-1883 годы). — Berlin: B. Behr’s Verlag (E. Bock), 1884. — 232 с.
- Линицкий П. И. Славянофильство и либерализм: Опыт систематического обозрения того и другого. — Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1882. — 256 с.
- Липич Т. И. К характеристике славянофильства // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. — Белгород: БелГУ, 2008. — Т. 8, № 4. — С. 151—157.
- Овсянникова Т. А. Православный тип личности в философском наследии славянофилов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — Майкоп: МГТУ, 2009. — № 3. — С. 27—30.
- Пастухов В. Б. «Третье пришествие большевизма» // Русская служба Би-би-си. — 2014. — 27 октября. Архивировано 6 сентября 2015 года.
- Рыкова Е. Русское масонство и славянофильство: точки соприкосновения (И. П. Тургенев, Н. В. Гоголь, Аксаковы) // Вторые Аксаковские чтения: Сб. матер. Всеросс. науч. конф.. — Ульяновск: УлГУ, 2006. — С. 142—149.
- Самарин Ю. Ф. Избранные произведения. — М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. — 608 с.
- Самарин Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма: 1840-1876. — М.: Река времен, 1997. — 259 с.
- Сильнова Е. И. Идея соборности и проблема социальной интеграции в учении славянофилов // Философия и общество. — 2006. — № 4. — С. 112—124.
- Симонова И. А. Фёдор Чижов. — М.: Молодая гвардия, 2002. — ISBN 5-235-02478-8.
- Скоробогатько Н. В. Историко-философские очерки о ранних славянофилах // Философское образование. — 2007. № 16. — С. 11—22, № 17. — С. 3—13, № 18. — С. 3—12.
- Сухов А. Д. Славянофильство // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Таубе М. Ф. Познаниеведение (гносеология) по Славянофильству. — Пг.: Тип. М. И. Акинфиева, 1912.
- Институт славяноведения (Российская академия наук). Россия и Сербия глазами историков двух стран. — Алетейя, 2010. — 311 с. — ISBN 9785914193659.
- Титова Е. Константин Кавелин и славянофильство: в поисках русского пути // Московские ведомости. — 2014. — 21 ноября. Архивировано 19 февраля 2015 года.
- Тростников В. Рыцарь русского патриотизма // Русский дом. — 2010. — № 10.
- Тростников В. Славянофилы становятся нашими современниками // Русский дом. — 2009. — № 5.
- Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. — М.: Издательство Московского университета, 1986.
- Черномырдин M. B. Славянофилы в «Воспоминаниях» П. И. Бартенева // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2007. — № 18. — С. 147—154.
- Шидловский С. О. Из проектов И. С. Аксакова по социокультурному обустройству Северо-Западного края Российской империи // Славяноведение. — 2013. — № 5. — С. 78—85.
- Славянофилы в воспоминаниях, дневниках, переписке современников // Сост., предисл. и примеч. А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2016. — 656 с. ISBN 978-5-4261-0161-6
Концепция западников
Западники считали, что России стоит брать пример с Запада и двигаться по уже проложенному пути. Именно освоение западных технических достижений позволит стране сделать рывок и догнать зарубежные страны по уровню развития. При этом у западников было два крыла: либеральное и революционное. Первые выступали за продвижение реформ «сверху», вторые предпочитали идти революционным путем.
При выборе строя и конституции западники настаивали либо на принятии конституционной монархии, либо на установлении республики.
Были ярыми противниками крепостного права. Предлагали активно использовать наемный труд, что помогло бы увеличить темпы развития промышленности и ускорить рост экономики. По мнению западников, именно использование западного опыта позволило бы укрепить «провисающую» экономику страны.
В отличие от славянофилов, опирающихся на православие, западники считали, что религия не должна включаться в политику и решать вопросы государства.
Сущность славянофильства и западничества
Славянофильство, националистическое течение русской общественной и философской мысли, сформировавшееся в 1830-1850-х годах; его представители выступали за культурное и политическое единство славянских народов под русским руководством и православным знаменем. Сторонники славянофильства считали, что у России был свой оригинальный путь исторического развития, принципиально отличный от западноевропейского. Основателем славянофильского кружка и его главным идеологом был писатель А.С. Хомяков, активную роль в движении играли И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов были также Ф.И. Тютчев, В.И. Даль, Н.М. Языков.
Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального самосознания и формировании национальной патриотической идеологии. Славянофилы провозгласили особый путь России, утвердили идею о спасительной роли православия как единственно верного христианского учения, отметили уникальные формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.
Славянофилы чаще всего встречались в московских литературных салонах А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых. Здесь славянофилы продвигали идеи возрождения России и славянского единства в жарких дебатах со своими либеральными и космополитическими оппонентами.
Вестернизация — направление русской общественной и философской мысли, сложившееся в 1830-1850-е годы. Западники связывали социальную трансформацию России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Исходя из признания изначального единства человечества и закономерностей его исторического развития, они считали, что Россия неизбежно должна пройти тот же исторический путь, что и предшествующие западноевропейские народы. В менее строгом смысле к западным людям относятся все те, кто придерживается западноевропейских культурных и идеологических ценностей.
Наиболее яркими представителями тенденции вестернизации в русской литературе и философской мысли являются П.Й. Чаадаев (с оговоркой), Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Х. Кетчер, В.П. Боткин, П.В. Анненков, Е.Ф. Корш, К.Д. Кавелин.
К западникам присоединились такие писатели и публицисты, как Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.И. Панаев, А.Ф. Писемский, М.Е. Салтыков-Щедрин.
Возникновение «вестернизированного» движения связано с деятельностью кружка Станкевича. Этот кружок был организован в 1831 году.
Даже в начале 1940-х годов среди русских западников существовали определенные идеологические разногласия. Чаще всего демаркационные линии между западными людьми определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно сформировалось противостояние двух течений — революционно-демократического и социалистического, с одной стороны, и умеренно-либерального — с другой. Лидерами первого направления на Западе были Белинский, Герцен, Огарев; второго — Грановский, Кавелин, Боткин.
Название
«Карамзинисты» для обозначения идей Александра Шишкова использовали термин «славянофильство», который впоследствии был позаимствован «западниками»
Сам термин «славянофильство» представляет собой клише, которое введено в обиход основными идейными оппонентами — западниками.
Данный термин они заимствовали у последователей Николая Карамзина, которые называли так платформу Александра Шишкова. Сами же представители славянофильства предпочитали иные самоназвания: «москвичи», «московское направление», «московская партия», как противопоставление предпочтения Москве Санкт-Петербурга. Также употребляли такое обозначение как «восточники», противопоставляя себя адептам «западничества». Один из теоретиков «славянофильства» как Александр Кошелёв обозначал также «славянофилов» как «туземников» или «самобытников».
Однако постепенно термин «славянофильство» прижился, потерял свой иронический подтекст и стал использоваться самими «славянофилами».
Основные направления общественной мысли
На рубеже 1830–1840-х гг. происходит заметное оживление общественной мысли в стране. К этому времени уже четко обозначились и сформировались два основных направления русской общественно-политической мысли – охранительное и либерально-оппозиционное. Охранительное направление, будучи консервативным по своей сути, было представлено теорией «официальной народности», которую в недавнем прошлом презрительно именовали теорией «казенного патриотизма». А в недрах либерально-оппозиционного движения практически сразу сформировались два основных течения – западники и славянофилы. Затем, на рубеже 1840–1850-х гг., сформировалось революционно-демократическое, или радикальное, направление общественной мысли, которое позднее станет базой для возникновения и развития движения революционных народников.
Именно во взаимоотношениях этих трех основных направлений русской общественной мысли и будет происходить тот идейный водораздел, который определил характер всей общественно-политической борьбы во второй четверти XIX в.
Это интересно: 962,Крестьянская война под предводительством Пугачева: это необходимо знать
20-й век
К концу 19-го – началу 20-го столетий некоторые славянофилы стали «панславистами». Они хотели объединить все славянские народы в единую Российскую империю. Также из этого течения вышли радикальные шовинисты-монархисты «черносотенцы». Западники в это время начали преображаться в конституционных демократов (кадетов). Социал-революционеры (эсеры) имели свои идеи о том, как должна развиваться страна. По мнению большевиков, в частности Ленина, России следует двигаться по европейскому пути, но после Октябрьской революции они отреклись от этой идеи.
До наших дней россияне спорят о выборе дальнейшего пути развития страны. Одни считают, что России необходимо перенять европейские ценности, а другие уверены, что у нее должен быть свой особый путь.
Российская империя
- Список императоров России по порядку и годы их правления
- Территории, входившие в состав Российской империи
- Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
- Табель о рангах. Главное
- Первая всеобщая перепись Российской империи
- Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
- Россия в Первой мировой. Самое главное
- Коротко об эпохе дворцовых переворотов
- История герба России
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Появление течений в прогрессивном обществе
Образованное меньшинство российского общества разделилось в вопросах, касающихся прошлого, настоящего и будущего для России, а также относительно путей развития государства и его роли в мировой истории. Разделение произошло на два лагеря – западников и славянофилов.
Начало спору было положено П. Чаадаевым и его «Философским письмом», которое вышло в 1836 г. на страницах «Телескопа». Автор пытался понять судьбы Запада и России, католической и православной веры, что позволило ему сделать отрицательный вывод относительно исторической судьбы Российской империи. Его идеи и стали истоком для появления двух противоборствующих направлений мысли.
Представителями славянофильской ветви считались А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин, К. Аксаков. Западничество в России было представлено В. Белинским, А. Герценом, Н. Огаревым, Т. Грановским, В. Боткиным, П. Анненковым, И. Панаевым. Представители обоих направлений по праву считались настоящими патриотами Отечества. Они были объединены идеей о признании итогов в культурном и историческом развитии Российского государства неудовлетворительными. Они стремились к росту национального самосознания в обществе, убеждали в необходимости отмены крепостничества и в ценности гражданских прав и свобод.
Общественные движения в России в 1840-1850-х годах
Общественно-политические движения в России во второй четверти XIX века заметно оживились, несмотря на реакционную политику Николая I. И это оживление во многом было связано с идейным наследием декабристов. На вопросы, поставленные ими, пытались найти ответы на протяжении всего девятнадцатого столетия.
Главной дилеммой, которая горячо обсуждалась в те времена, стал выбор пути развития для страны. И каждый видел этот путь по-своему. В итоге родилось множество направлений философской мысли, как либеральных, так и радикально-революционных.
Все эти направления можно объединить в два больших течения:
- Западничество.
- Славянофильство.